Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:09, контрольная работа
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
3.
Юстиция (то есть расправа
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6.
Адмиралтейской. Флот со всеми
морскими воинскими служители,
к тому принадлежащими
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея- тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви- дит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду- ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле- гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле- гии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя- ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.
После
учреждения коллегий Петр решил по шведскому
образцу рефор- мировать и местное управление.
Началась очередная реформа местного
административно-
Городское
управление было передано в руки городских
верхов.
Должность бурмистров отменялась. Все
посадское население делилось на три части:
1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы
ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие
торговцы, зажиточные ремесленники) и
"подлый люд", составлявший подавляющее
большинство городского на- селения. Правом
выбора в новые органы городского самоуправления
- магистраты - получили лишь представители
"регулярного" населения - члены гильдий,
избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.
Деятель- ность всех городских магистратов
контролировал созданный в 1720 г.
Главный магистрат.
Наряду с разделением городского населения, были проведены преоб- разования и в отношении многочисленного класса некрепостного насе- ления - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.
Новая
система органов управления создала
мощный слой чиновничь- его дворянства
в России, сложился разветвленный
дворянско-бюрокра- тический аппарат.
После полного уравнения
(поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение
окончательно превратилось в господствующее,
причем указ о майорате 1714 г. пре- дотвратил
дроблений владений. Но эта мера полностью
реализована не была.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I ста- ла принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке го- сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв- ляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход- цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво- ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому ни- какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артилле- рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.
Многие
историки считают административные
преобразования наиболее слабым местом
Петровских реформ. Известный российский
историк
В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования,
непрерывным потоком сле- довавшие одно
за другим... не тоько не вели население
к материаль- ному и нравственному преуспеянию,
но были гнетом, мало чем уступав- шим войне
Петровского времени".
Церковная реформа.
Важную
роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа
Петра. Во второй половине XVII в. позиции
Русской православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла административную,
финан- совую и судебную автономию по отношению
к царской власти. Последние патриархи
Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили
политику, направленную на укрепление
этих позиций.
Церковная
политика Петра, как и его политика
в других сферах го- сударственной жизни,
была напрвлена прежде всего на как можно
более эффективное использование церкви
для нужд государства, а если конк- ретнее
- на выжимание из церкви денег на государственные
программы, прежде всего на строительство
флота ("кумпанствах").
После путешествия Петра в составе Великого
посольства его занимает еще и проблема
полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа- на. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат- риаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупот- реблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоб- люстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Цер- ковь начинает терять свою независимость от государства, право рас- поряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла- ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол- дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит- ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся
отношения между церковью и властью
требовали нового юридического оформления.
В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи
Феофан Прокопович составляет Духовный
регламент, котрый предусмат- ривал уничтожение
института патриаршества и образование
нового ор- гана - Духовной коллегии, которая
вскоре была переименована в "Свя- тейший
правительственный Синод", официально
уравненный в правах с
Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский,
вице-президентами - Фео- досий Яновский
и Феофан Прокопович. Создание Синода
явилось началом абсолютистского периода
русской истории, так как теперь вся власть,
в том числе и церковная, была сосредоточена
в руках Петра. Совре- менник сообщает,
что когда русские церковные деятели пытались
про- тестовать, Петр указал им на Духовный
регламент и заявил: "Вот вам духовный
патриарх, а если он вам не нравится, то
вот вам (бросив на стол кинжал) булатный
патриарх".
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя- щеннослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
Реформа
церкви осуществлялась параллельно
с податной реформой, проводились
учет и классификация священников,
а низшие их слои были переведены в
подушный оклад. По сводным ведомостям
Казанской, Ниже- городской и Астраханской
губерний (образованы в результате членения
Казанской губернии), от подати было освобождено
только 3044 священ- ника из 8709 (35%). Бурную
реакцию среди священников вызвало Поста-
новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором
священнослужителям вменялось в обязанность
нарушать тайну исповеди, если у них была
возможность сообщить какие-либо важные
для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Экономические преобразования.
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш- ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо- зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду- щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс- тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив- ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра- нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра- щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел- копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс- тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло- дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также
усиливались государственные
Главной целью политики Петра все время
являлось получение как можно больших
денежных и людских ресурсов для государственных
нужд.
Были
проведены две переписи - в 1710 и 1718
гг. По переписи 1718 г. единицей обложения
становилась "душа" мужского пола,
вне зависи- мости от возраста, с которой
взималась подушная подать в размере 70
копеек в год (с государственных крестьян
- 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко
подняло доходы государс- тва (примерно
в 4 раза; к концу правления Петра они составляли
до
12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз- дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо- лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноев- ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен- ный устав 1724 г.)
Российская
мануфактура, хотя и имела капиталистические
черты, но использование на ней преимущественно
труда крестьян - посессионных, приписных,
оброчных и др. - делало ее крепостническим
предприятием.
В зависимости от того, чьей собственностью
они являлись, мануфакту- ры делились на
казенные, купеческие и помещичьи. В 1721
г. промыш- ленникам было предоставлено
право покупать крестьян для закрепления
их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государствен- ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас- теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал- лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион- ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По- мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по- мещика-владельцами.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос- сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,
кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма- нуфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня- ной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо- вой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су- конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промыш- ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас- положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс- твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од- но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.