Военные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Файлы: 1 файл

Военные реформы Петра I.DOC

— 134.00 Кб (Скачать)

  3. Юстиция (то есть расправа гражданских  дел). Судныя и розыск- ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

  4. Ревизион. Счет всех государственных  приходов и расходов.

  5. Воинской. Армия и гарнизоны и  все воинские дела, которые были  ведомы в Военном приказе и  которые прилучаются во всем  государстве.

  6. Адмиралтейской. Флот со всеми  морскими воинскими служители,  к тому принадлежащими морскими  делами и управлении.

  7. Коммерц. Смотреть над всеми  торгами и торговыми действии.

  8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение  всех государственных расходов.

  9. Берг и Мануфактур. Рудокопные  заводы и все прочия ремесла  и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и  артиллерия".

  С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся  еще приказов, а некоторые из них  вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея- тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви- дит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду- ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле- гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле- гии получила статус коллегии.

  В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя- ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции  и компетенцию. Формирование коллегиальной  системы было завершено. Она функционировала  почти столетие - с 1717 по 1802 г.

  После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор- мировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

  Городское управление было передано в руки городских  верхов. 
Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на- селения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятель- ность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. 
Главный магистрат.

  Наряду  с разделением городского населения, были проведены преоб- разования и в отношении многочисленного класса некрепостного насе- ления - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

  Новая система органов управления создала  мощный слой чиновничь- его дворянства в России, сложился разветвленный  дворянско-бюрокра- тический аппарат. После полного уравнения земельных  владений дворян 
(поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. пре- дотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.

  Своеобразным  итогом административных преобразований Петра I ста- ла принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке го- сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв- ляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход- цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво- ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому ни- какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артилле- рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

  Многие  историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк 
В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком сле- довавшие одно за другим... не тоько не вели население к материаль- ному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступав- шим войне Петровского времени".

  Церковная реформа.

  Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа 
Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финан- совую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

  Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах го- сударственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конк- ретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота ("кумпанствах"). 
После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

  Поворот к новой политике произошел после  смерти патриарха Адриа- на. Петр распоряжается  провести ревизию для переписи имущества Пат- риаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупот- реблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоб- люстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Цер- ковь начинает терять свою независимость от государства, право рас- поряжаться своей собственностью.

  Петр, руководствуясь просветительской идеей  об общественном бла- ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол- дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит- ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

  Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи 
Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, котрый предусмат- ривал уничтожение института патриаршества и образование нового ор- гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя- тейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с 
Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео- досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Совре- менник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались про- тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

  Принятие  Духовного регламента фактически превратило русских свя- щеннослужителей в  государственных чиновников, тем  более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

  Реформа церкви осуществлялась параллельно  с податной реформой, проводились  учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже- городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения 
Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ- ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста- новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

  В результате церковной реформы церковь  потеряла огромную часть своего влияния  и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

  Экономические преобразования.

  В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш- ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо- зяйства в  первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду- щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

  В сельском хозяйстве возможности  совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных  земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс- тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив- ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра- нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра- щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел- копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс- тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

  В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло- дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

  Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек- рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые. 
Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

  Были  проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи- мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). 
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс- тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 
12 млн. руб. в год).

  В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных  хозяйств на мануфактуры. При Петре  было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз- дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо- лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноев- ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен- ный устав 1724 г.)

  Российская  мануфактура, хотя и имела капиталистические  черты, но использование на ней преимущественно  труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим  предприятием. 
В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту- ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш- ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

  Государственные казенные заводы использовали труд государствен- ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас- теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал- лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион- ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По- мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по- мещика-владельцами.

  Протекционистская политика Петра вела к появлению  мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос- сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

  кожевенные  и т.п. Поощрялась предпринимательская  деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма- нуфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня- ной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

  Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо- вой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су- конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промыш- ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас- положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс- твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од- но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.

Информация о работе Военные реформы Петра I