Военные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Файлы: 1 файл

Военные реформы Петра I.DOC

— 134.00 Кб (Скачать)

  Жанр парадного портрета - особый. Он требует от художника внимания и к предметам быта, к деталям, на фоне которых изображен человек, - к одежде, оружию, мебели и т.п. Такой портрет – прямая противоположность аскетичной средневековой иконописи. По величине портреты были самыми разными – огромными, во весь рост, поясными, а также миниатюрными, предназначавшимися для медальонов, что носили на груди прекрасные дамы. 
Парадный портрет способствовал утверждению облика благородного дворянина, осознающего свою высокую роль в государстве, прославлял царя Петра, возвеличивал новый стиль петровского двора, его блеск, чувственную прелесть жизни. Вероятно, с этим пристрастием к ''внешнему'' и связаны некоторые художественные издержки, характерные для отдельных работ: они оглушают блеском туалетов, но не трогают сердце.

  И всё же именно в петровское время  уже родилась русская портретная живопись, в которой главным было раскрыть внутренний мир изображаемого  героя и которая утверждала высокие  идеалы человека вне зависимости  его сословной принадлежности. Из первых русских художников-портретистов назовём таких выдающихся мастеров, как Андрей Матвеевич Матвеев и Иван 
Никитич Никитин.

  Андрей  Матвеев (1701-1739), личный ''пенсионер'' Екатерины I, совсем ещё юным был отправлен  в Голландию обучаться живописи. Через два года после возвращения, 1729 году, он написал одну из своих лучших работ – 
''Автопортрет с женой''. Это удивительное для начала века произведение говорит о многом. Прежде всего о большом таланте художника, сумевшего показать, что люди, изображенные на портрете, наделены ''умом и волею живой''. В портрете нет холодной парадности. Художник подчеркивает внутреннюю свободу героев полотна, их индивидуальность и уверенность в своих силах.

  Учился  за границей и Иван Никитин (около 1690-1742), стажировавшийся во 
Флоренции. Об отношении царя к даровитому юноше известно из сохранившегося письма Петра к Екатерине в Данциг: ''…Попались мне встречу Беклемишев и живописец Иван. У как оне приедут к вам, тогда попроси короля, чтоб велел ему свою персону ему списать; также и протчих, каво зашочешь… дабы знали, что есть из нашего народа добрые мастера''. Позднее Иван Никитин не раз писал царя. На его портретах Петр, конечно, гордый государственный муж, но и человек, трудная жизнь которого неизбежно отразились в взгляда, в строго сомкнутых губ. Интересом к внутреннему миру человека проникнута и другая ныне знаменитая работа И. Никитина – ''Портрет напольного гетмана''. На полотне изображен человек простой и суровый, готовый к испытаниям военной службы и к защите отечества.

  Судьба  Ивана Никитина оказалась трагичной. Во времена Бироновщины он был  заточен в тюрьму, просидел пять лет, затем был бит плетьми  и бил сослан в Сибирь. После  смерти Анны Иоанновны художнику  было разрешено вернуться в Петербург, но по дороге домой умер.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в 
России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

  Россия  стала самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в  котором принадлежала дворянскому  сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

  Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

  В заключение можно привести слова  современника Петра - Нартова:

  "... и хотя нет более Петра Великого  с нами, однако дух его в  душах наших живет, и мы, имевшие  счастие находитьсч при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".

  Приложение.

  Стремление  России встать ''твёрдой ногой'' у Балтики возникло задолго до 
Петра. Следствием этого была вековая борьба русских с Ливонией и Швецией, закончившаяся победой в северной войне. Эта победа позволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами.

  Нева  на всём её протяжении перешла во владение России.

  Осматривая  Невские берега, Петр I обратил внимание на остров Енисари 
(Заячий), окруженный Невой и Невкой. Здесь 16 мая 1703 года была заложена фортеция-крепость, получившая название Санкт-Петербург. В дальнейшем её стали звать Петропавловской. После закладки крепости царь повелел возводить на соседних с нею островах город.

  Строение  домов в новом городе было подчинено  определённым правилом: 
Богатые вельможи должны были строить каменные дома в два этажа, а дворяне, владевшим 40-150 дворами, разрешалось иметь деревянные или даже мазанковые дома.

  Несмотря  на неблагоприятные условия, Петербург  быстро строился и заселялся, хотя и  не совсем по тому плану, который был  предложен царём. 
Петр полагал застроит Васильевский остров лучшими каменными зданиями и прорезать его каналами, подобно Венеции. Такой же характер намечалось придать Берёзовому и Адмиралтейскому островам, но в последствии царь вынужден был отказаться от этого плана.

  В целях скорейшего заселения города правительство предложило желающим из дворян, а так же ремесленникам и торговцам переселиться в Петербург, но таких находилось не много. Тогда Петр прибегнул к принудительным мерам: издав ряд указов, переселения из глубин России в столицу на житьё людей 
''всяких званий, ремесел и художеств'' и тех, ''которые имели бы у себя торги, промыслы и заводы''. Не смея ослушаться царских указов, многие ехали, но при первом же удобном случае бежали с берегов Невы.

  Около Адмиралтейства селились мастеровые и  солдаты, внутри и вокруг располагались склады корабельного леса и других материалов. Сооружение было окружено глубокими рвами и полисадом. Неподалеку находились рынок, кабак – известное ''Петровское кружало'', а на Адмиралтейском лугу построили небольшую деревянную церковь, отличавшуюся скромность архитектуры, характерной для первых зданий Петровской эпохи. Её сооружение 
Петр решил увековечить день своего рождения – 30 мая, который совпал с днём празднования памяти святого Исаакия Далматского…

  История Исаакиевского собора неразрывно связана с историй Санкт- 
Петербурга – города, в котором за сравнительно небольшой срок со дня его основания сооружено то, что в других городах воздвигается веками.

  В 1707 году церковь, Получившую название Исаакиевской, освятили. 19 февраля 1712 года в ней состоялся публичный обряд венчания Петра I с 
Екатериной Алексеевной. Подлинное изображение церкви не сохранилось.

  Здание, непритязательное по композиционному  и художественному решению, со временем перестало отвечать как своему назначению, так и архитектурному облику города, ставшего столицей государства Российского.

  6 августа  1717 года на берегу Невы, приблизительно  там, где стоит памятник Петру  I (''Медный всадник''), при участии  императора, высших сановников государства  и духовенства закладывается вторая Исаакиевская церковь. Построенная по проекту архитектора Г.И. Маттриови, она напоминала собор в Петропавловской крепости. Это сходство ещё более увеличивали одинаковые часы-куранты на колокольне.

  Строительные  работы продолжались до 1727 года, но уже в 1722 году церковь упоминается среды действующих.

  Возникновение Петергефа (Петродворца) связано с  окончательным утверждением России на берегах Балтийского моря в  начале XVIII века и с основанием приморской столицы – Санкт-Петербурга. Дорога вдоль берега 
Финского залива соединяла строившейся Петербург с возводившейся для него замкнутой Военно-морской цитаделью. Потом все земли побережья были розданы сподвижникам Петра I. Ряд прибрежных мыз закрепили за дворцовым ведомством. На одной из них, расположенной почти на половине пути от 
Петербурга до Кронштадта, обычно останавливался Петр I, из-за чего она получила название Питергоф (Петров двор). Первое упоминание о ней сохранилось в походном журнале Петра за 1705 год.

  В 1710-1711 годах на берегу залива, ''при море и роще'', был построен деревянный дворец, в котором часто останавливался Петр I и иногда проводились приёмы. Когда 1714 году по распоряжению Петра началось устройство парадной резиденции, за мызой, находившейся вблизи западной границы нижнего парка, сохранилось только хозяйственное значение, а обветшавший дворец поддерживали ремонтами до 70-х годов XVIII века.

  Первым  архитектором, ответственным за петергофские проблемы, был И.Ф. 
Браунштейн, помощник известного немецкого архитектора и скульптора А. 
Шлютера. Работая со Шлютером он получил разностороннюю подготовку и навыки практической работы.

  За  два года строительства заложили основу планировки нижнего парка  и 
Верхнего сада, возвели и начали отделывать Верхние палаты и среднюю часть 
Монплезира, построили Большой грот будущего Большого каскада, начали устройство Малого грота, на месте которого в последствии был сооружен каскад Драконов, прорыли Большой канал.

  Второй  этап начального строительства Петергофа  связан с именем французского архитектора Ж.Б. Леблона – выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного искусства. Приглашенный Петром I, Леблон возглавил всё строительство в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в 
Петергоф в середине сентября 1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя различные дефекты, он приступил к частичному исправлению и переделкам.

  После смерти Леблона в 1719 году руководство  строительством перешло к архитектору  Н. Микетти, незадолго пред тем приехавшему  из Италии. С его деятельностью связан третий период первоначального строительства 
Петергофа, охвативший 1719-1723 годы, когда были спроектированы, начаты или построены крупнейшие фонтанные сооружения.

  Важной  вехой в истории создания петергофской резиденции явилась поездка в  Допшу в августе 1720 года Петра I, определившего возможность устройства самотечного водовода от ропшиских родников. Его постройка позволила создать грандиозный фонтанный ансамбль, не имевший себе в мире по многоцветности и разнообразию форм.

  Осенью 1720 года Петр принял решение о возведении ''палаток между прудов'' (Дворец Марии) и ''палаток у моря'' (Эрмитаж), проект которых поручил выполнить И.Ф. Браунштейну, а также наметил устройство Больших фонтанов в цветниках перед большим каскадом.

  Летом 1721 года инженер-гидравлик Василий Туволпов завершил проведения канала водоёмов нынешнего Английского парка в квадратные пруды Верхнево сада. Для испытания напора воды предприняли пробный пуск большого каскада и одного Большого фонтана. В начале августа 1721 года Ропшинский канал был в основном заполнен. Одновременно начала осуществляться разработанная Н. 
Миккети по предложению Петра I программа сооружения каскадов и фонтанов в 
Нижнем парке.

  В 1722 году в Нижнем парке началось строительство Оранжереи и Лабиринта. 
В 1723 году были внесены существенные дополнения в оформление центрального ансамбля Нижнего парка: значительно повышены стены канала и сооружены перед шлюзом две полукруглые колоннады (''кривые галереи''); в трельяжных нишах по сторонам аллеи у канала устроены фонтаны (нишельные). Тогда же возникла мысль об украшении Марлинского каскада статуей геркулеса, поражавшего семиглавую гидру, а Руинного – статуей Нептуна на колеснице. 
Всё скульптурное убранство каскадов Нижнего парка объединилось общей идеей 
– прославлением в аллее героической форме побед русской армии и флота.

Информация о работе Военные реформы Петра I