Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:47, курсовая работа
«История,- писал В.О. Ключевский,- не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»1. Это высказывание звучит крайне актуально в нынешнюю эпоху, особенно при нынешней реформе в армии, так как армия- это часть истории. Армия в России всегда была в центре жизни страны, достаточно вспомнить эпоху дворцовых переворотов, когда гвардейские полки по-сути решали вопрос о преемственности власти.
Введение
1. Реформа вооруженных сил.
2. Создание регулярного военно-морского флота
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская
правовая академия Минюста России»
Юридический
факультет
Курсовая работа
Дисциплина: «История Отечественного государства и права»
Тема:
«Военная реформа Петра 1»
студентка 4 курса СПО
заочного отделения
Михайлова
Мария Алексеевна
Проверил:
кандидат юр. наук, доцент
Аверин
Михаил Борисович
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Реформа вооруженных сил. | |
2. Создание регулярного военно-морского флота | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
ВВЕДЕНИЕ
«История,- писал В.О. Ключевский,- не учительница,
а надзирательница, наставница жизни,
она ничему не учит, а только наказывает
за незнание уроков»1. Это высказывание
звучит крайне актуально в нынешнюю эпоху,
особенно при нынешней реформе в армии,
так как армия- это часть истории.
Армия в России всегда была в центре жизни
страны, достаточно вспомнить эпоху дворцовых
переворотов, когда гвардейские полки
по-сути решали вопрос о преемственности
власти. И правитель мог захватить власть,
понравившись гвардии. Поэтому, учитывая
опыт предков, мы должны следить за развитием
нашей страны и армии, потому что одно
без другого невозможно представить. И
при наблюдении за нынешними военными
реформами мы должны использовать знания,
полученные от предков, а для этого проанализировать
военные реформы прошлых лет. Реформы
Петра 1 плохо описаны только в книге М.Н.
Зуева, В остальных использованных книгах
хорошо раскрыты такие аспекты, как создание
флота и организация армии. А вот военные
уставы хорошо описаны в книге Исаева.
Также Исаев считает, рекрутчина сформировала
многочисленную, но плохо обученную армию2.
А вот Сахаров утверждает, что в результате
рекрутчины “Общинный сход” норовил
сплавить в армию смутьянов, буйных людей
и т.п. В результате чего в армию шёл своеобразный
контингент, который после муштры и боёв
превращался в профессиональных бойцов3.
Ещё нужно отметить, что только Антонов
в своей книге как бы опустил все жертвы,
которые понёс народ в результате этих
преобразований. А другие авторы, например
Игнатов, более обращают внимание на потери
народа в результате этой деятельности.
1. Реформа вооруженных сил.
Ядром военной реформы стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами. Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом установилась новая повинность-рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада-купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.
Регулярная армия содержалась полностью
за счет государства, одета была в единообразную
казенную форму, вооружена стандартным
казенным оружием (до Петра 1 оружие и лошади
у дворян-ополченцев, да и у стрельцов
были свои). Артиллерийские орудия были
единых стандартных калибров, что существенно
облегчало снабжение боеприпасами. Ведь
ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались
индивидуально пушечными мастерами, которые
их и обслуживали. Армия обучалась по единым
Воинским уставам и инструкциям. Общая
численность полевой армии к 1725 г. составляла
130 тыс. человек, в гарнизонных войсках,
призванных обеспечить порядок внутри
страны, насчитывалось 68 тыс. человек.
Кроме того, для охраны южных границ были
образованы ландмилиция в составе нескольких
конных иррегулярных полков общей численностью
в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще
иррегулярные казачьи украинские и донские
полки и национальные формирования (башкирские
и татарские) общей численностью 105-107 тыс.
чел. Радикально изменилась система военного
управления. Вместо многочисленных приказов,
между которыми ранее было раздроблено
военное управление, Петр 1 учредил военную
коллегию и адмиралтейств-коллегию для
руководства армией и военно-морским флотом.
Таким образом, военное управление было
строго централизировано. Во время русско-турецкой
войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине
II был создан Военный совет, осуществлявший
общее руководство войной. В 1763 г. образован
Генеральный штаб как орган планирования
военных операций. Непосредственное управление
войсками в мирное время осуществляли
командиры дивизий. Во второй половине
XVIII в. в русской армии было 8 дивизий и
2 пограничных округа. Общая численность
войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона
человек и они полностью обеспечивались
вооружением, снаряжением и боеприпасами
за счет отечественной промышленности
(она производила в месяц 25-30 тыс. ружей
и несколько сот артиллерийских орудий).
Во второй половине XVIII в. армия переходила
на казарменное содержание, т.е. стали
в массовом масштабе строиться казармы,
в которые поселялись войска. Ведь в начале
этого века казармы были только у гвардейских
полков, а основная масса войск располагалась
в домах обывателей. Постойная повинность
была для податных сословий одной из наиболее
тяжелых. Армия, которая комплектовалась
путем рекрутского набора, отражала социальную
структуру общества. Солдаты, выходя из
крепостной зависимости от помещика, становились
крепостными государства, обязанные пожизненной
службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский
корпус был дворянский. Хотя русская армия
и носила крепостнический характер, она
была все же национальной армией, чем резко
отличалась от армий ряда западных государств
(Пруссии, Франции, Австрии), где армии
комплектовались из наемников, заинтересованных
лишь в получении платы и грабеже. Не случайно
в Полтавском сражении шведский король
Карл XII, обращаясь к солдатам, говорил,
что впереди их ждут слава, грабеж, вино
и женщины. Петр 1 перед этой же битвой
сказал своим воинам, что они сражаются
“не за Петра, но за Отечество, Петру врученное”.
Во второй половине XVIII в. была значительно
усилена артиллерия в русской армии, перевооруженная
шуваловскими длинными гаубицами.4
2. Создание регулярного военно-морского флота.
На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.
Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.
Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда.
Азовская победа привела ко многим переменам в России.
Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.
Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало 2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов - под такой фамилией значился царь.
Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.
Посольство направилось в Голландию. Путь туда пролегал через Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы, а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито.
В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии - город Сардам.
Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут обучаться кораблестроению на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. 9 сентября был заложен фрегат “Петр и Павел”, который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано, что “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства... был прилежным и разумным плотником...; кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”.
Но царю было мало одной практики. Он решает посетить “владычицу морей” Англию, где он мог изучить ремесло инженера-кораблестроителя. В январе 1698 года Петр прибывает в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор.
Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.
Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.
Великое посольство отправляется в Вену, чтобы предотвратить
возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.
У Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.
К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.
В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”.
Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.
Международная ситуация все больше осложнялась. И вот наступило то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Нужно сказать, что начало этой войны было неудачным для русских. Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать, что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления. Но они заблуждались: поражение не сломило Петра, наоборот, он начал готовиться к войне с еще большим рвением.
Шведский флот начал вторжение. Первые битвы русских кораблей с неприятелем произошли на озерах. В августе 1702 года 30 русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение шведской эскадре, состоящей из 9 крупных судов. Два шведских корабля были сожжены, один потоплен, два захвачены в жестокой абордажной схватке. За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями, а солдаты золотые награды поменьше и без цепей.
Это поражение не остановило шведов. На Чудском озере появилась крупная шведская эскадра. В 1704 году произошло сражение, в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов, а избегшую этой участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы.
В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году