Внешняя политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с продвигаемой Советским Союзом внешней политикой на протяжении 1930-х годов вплоть до вторжения на его территорию войск фашисткой Германии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- определить положение СССР на международной арене в начале 1930-х годов;

- рассмотреть процесс укрепления международного положения СССР к середине 1930-х годов;

Оглавление

Введение

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ

1.1 СССР на международной арене в начале 1930-х годов

1.2 Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов. Создание системы коллективной безопасности

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

2.1 Советско-германские отношения

2.2 Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке

2.3 Внешняя политика СССР накануне фашистской агрессии

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внешняя политика.docx

— 64.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ

 

1.1 СССР на международной  арене в начале 1930-х годов

 

1.2 Укрепление международного  положения СССР в середине 1930-х  годов. Создание системы коллективной  безопасности

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

 

2.1 Советско-германские отношения

 

2.2 Внешняя политика СССР  на Дальнем Востоке

 

2.3 Внешняя политика СССР  накануне фашистской агрессии

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В истории советской дипломатии были и остаются проблемы, не получившие, по ряду причин, должного освещения  в отечественной историографии. В частности, недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с оформлением  и реализацией внешнеполитических приоритетов советского руководства  в 1930-е гг. Внимание большинства исследователей привлечено к проблеме советско-германских отношений в 20-30 гг. ХХ века, а также  к напряженной международной  ситуации, которая сложилась накануне второй мировой войны. Достаточно сильным  при оценке действий советской дипломатии в 30-е гг. является влияние штампов  периода «холодной войны», как, например, «козни Коминтерна», «интриги Сталина  и Гитлера», «сговор с агрессором»  и т.д.

 

Появившиеся в последнее  десятилетие работы Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., Поцелуева В.А., Бережкова В.М., Барсенкова А.С., Вдовина А.И. позволяют  по-новому взглянуть на механизмы  принятия внешнеполитических решений  советским руководством в отношении  «капиталистического окружения».

 

Условия возникновения Советского государства в рамках мировой  и гражданской войн, активного  участия в этом процессе значительного  числа иностранных государств и  особенности большевистской идеологии  с приоритетом в постановке задач  общемировым устремлениям во многом обусловили цели и средства внешней  политики СССР в 20 - 30-х гг. С одной  стороны, будучи порождением мирового революционного кризиса, Советская  Россия ориентировалась на разрешение мировых проблем, что проявилось в идее «мировой социалистической революции» [2, с.17].

 

Наиболее отчетливо эта  линия видна в активной поддержке  и руководстве советскими лидерами международной коммунистической организации - Коминтерна. С другой стороны, СССР являлся наследником Российской империи с ее очевидными национальными  и государственными интересами, защита которых являлась естественной функцией всякого государства. Осуществление  этой функции входило в задачу и политической системы СССР. Естественно, что наибольшее место в определении  средств и методов ее решения  принадлежало внешнеполитическому  ведомству - Народному Комиссариату по иностранным делам (НКИД) [3, с.387]. Естественно и то, что интересы государственные и цели, вытекающие из идей "мировой революции", лежали в разных плоскостях, нередко противореча  друг другу. Поэтому внешняя политика СССР оказывается внутренне противоречивой: "коминтерновская" и "нкидовская" линии в ней находятся в  состоянии едва ли не постоянной борьбы. Эти две линии и стали направляющими  во внешней политике Советского Союза, проводимой в 1930-х годах [6, с.311].

 

Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и  рассмотрения вопросов, связанных с  продвигаемой Советским Союзом внешней  политикой на протяжении 1930-х годов  вплоть до вторжения на его территорию войск фашисткой Германии.

 

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными  и историками по вопросам внешнеполитической деятельности СССР на протяжении указанного перида, зависимости ее направленности от мировых тенденций и событий.

 

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, чтобы:

 

- определить положение  СССР на международной арене  в начале 1930-х годов;

 

- рассмотреть процесс  укрепления международного положения  СССР к середине 1930-х годов;

 

- раскрыть сущность внешнеполитической  деятельности Советского Союза  по созданию системы коллективной  безопасности в 1930-е годы;

 

- всесторонне изучить  советско-германские отношения,  их зависимость от отношений  СССР со странами Западной  Европы и США;

 

- определить направления  внешней политики накануне фашистской  агрессии, ее эффективность и  значение для истории развития  Советского государства.

 

Объектом анализа настоящей  работы являются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными, историками как Республики Беларусь, так и Российской Федерации - Мунчаевым Ш.М., Устиновым В.М., Поцелуевым В.А., Бережковым В.М., Барсенковым А.С., Вдовиным А.И., Поляковым В., Сахаровым  А.Н., Новосельцевым А.П. и другие.

 

Методологической основой  исследования является исторический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также  специальные методы познания.

 

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и  дедукции. К специальному методу, использованному  в работе, следует отнести формально-юридический  и исторический метод.

 

Данные методы позволили  наиболее последовательно и полно  рассмотреть суть внешнеполитической деятельности компетентных органов  Советского Союза в рассматриваемый  период, ее зависимость от внешних  факторов и значение для советского государства и народа.

 

 

I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ

 

 

1.1 СССР на международной  арене в начале 1930-х годов

 

 

С конца 20-х годов на обстановке в мире и внешней политике СССР во многом сказывалось воздействие  мирового экономического кризиса, приобретшего наиболее выраженный характер в 1929—1933 гг. Это привело к значительному  сокращению промышленного производства в развитых капиталистических странах: в США оно уменьшилось на 46, в Германии — 40, во Франции — 31, в  Англии — 16%. Кризис был следствием усиления процессов концентрации и  цикличности производства в условиях научно-технической революции, развернувшейся с конца XIX в [2, с.144].

 

Монополистические объединения, быстро развивавшиеся в годы Первой мировой войны и после нее, во многом определяли внутреннюю и  внешнюю политику государств. Борьба монополий за прибыль приводила  к еще большему нагнетанию противоречий в отношениях между государствами  — участниками этой войны. Отношения  между ними были и без того обострены  неравноправной Версальской системой договоров, принятых в результате поражения  в ней Германии [3, с.386].

 

Изучение особенностей внешней  политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать  вне контекста событий, произошедших в мире в конце 20-х гг. ХХ столетия [6, с.307]. Здесь, прежде всего, следует  сказать, что в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая  блокада России капиталистическими странами. В 1920г., после падения советской  власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило  Договоры о мире с новыми правительствами  Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость  и самостоятельность [19, с.270].

 

С 1921г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией  и Францией зашел в тупик. Используя  противоречия ведущих европейских  держав с Германией, советские представители  в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор  возобновлял дипломатические и  консульские отношения между  странами и тем самым выводил  Россию из дипломатической изоляции [12, с.261].

 

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном  нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным  партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных  отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика  и Уругвай. США оттягивали признание  до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией  было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские  отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических  отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и  консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией [3, с.390].

 

России удалось заключить  серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский  договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного  развития советско-германских отношений  усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими  странами [6, с.312].

 

Советская внешнеполитическая концепция в конце 1920-х – начале 1930-х годов строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции  и установление мирных отношений  с капиталистическими государствами [5, с.446]. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в  длительный мир, вывести страну из состояния  внешнеполитической и экономической  изоляции, в том числе путем  привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние  дипломатической изоляции. Однако решение  этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга  мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским  долгам и недовольство капиталистических  держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку  революционных организаций в  Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах [19, с.274].

 

С конца 20-х - 30-е гг. советская  внешняя политика осуществлялась в  сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости  использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула  СССР сначала к созданию союза  с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую  дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо  более опасного третьего рейха [7, с.368].

 

В 1929 г. капиталистический  мир был потрясен разразившимся  экономическим кризисом. На Западе началось катастрофическое падение  производства, заработной платы и  занятости населения, общего уровня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн. человек. В Советском Союзе  многие предполагали, что "великая  депрессия" откроет новый тур  пролетарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время деятельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и  осторожной. На посту наркома иностранных  дел все большую известность  приобретал М. М. Литвинов, сменивший  в 1930 г. Г. В. Чичерина.

 

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах  резкий протест во многих странах, которые  обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок  товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного  труда в СССР и именно она привела  к экономическому кризису на Западе [4, с.217].

 

В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали  инициатором экономической блокады  СССР. Они запретили ввоз советских  товаров, стали задерживать советские  грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения  с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен  с СССР, став его главным торговым партнером [14, с.334].

 

Одновременно с этим Франция  выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока  европейских государств [2, с.150]. Поскольку  Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и  прибалтийские государства к  давлению на СССР. В эти страны увеличились  поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США  в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования  религии и христиан в СССР [8, с.404].

 

В это время тревожные  известия пришли и с дальневосточных  рубежей СССР.

 

В 1929 г. Советская страна впервые  после окончания Гражданской  войны подверглась серьезной  военной провокации [4, с.221]. 10 июля отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство  в Харбине; захватили Китайско-Восточную  железную дорогу (КВЖД), находившуюся с 1924-го в совместном советско-китайском  управлении; арестовали советскую администрацию  дороги (более 200 человек). Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать Советские пограничные заставы  и населенные пункты. Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны. 16 августа ЦИК и СНК приняли  постановление о разрыве дипломатических  отношений с Китаем. Советское  правительство создало Особую дальневосточную  армию под командованием В. К. Блюхера (18,5 тыс. бойцов и командиров), которая в октябре-ноябре 1929-го изгнала  интервентов из советских районов  Приморья и Забайкалья [10, с.101]. 22 декабря 1929 г. подписано советско-китайское  соглашение, по которому на КВЖД восстанавливалось  прежнее положение. Однако полномасштабное восстановление дипломатических отношений между двумя странами произошло лишь в 1932 г [5, с.446].

 

Кроме того, в это время, воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский  Союз были в значительной степени  заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае [4, с.222]. Перед этой угрозой  СССР оказался одинок, и поэтому  его политика состояла из ряда дипломатических  протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых  было лишить Японию предлога для нападения [7, с.369].

Информация о работе Внешняя политика СССР