Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с продвигаемой Советским Союзом внешней политикой на протяжении 1930-х годов вплоть до вторжения на его территорию войск фашисткой Германии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить положение СССР на международной арене в начале 1930-х годов;
- рассмотреть процесс укрепления международного положения СССР к середине 1930-х годов;
Введение
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ
1.1 СССР на международной арене в начале 1930-х годов
1.2 Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов. Создание системы коллективной безопасности
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
2.1 Советско-германские отношения
2.2 Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке
2.3 Внешняя политика СССР накануне фашистской агрессии
Заключение
Список использованной литературы
Советский Союз, приступивший к модернизации своей экономики в условиях враждебного окружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболее отчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г. на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Внешняя политика на период форсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность для проведения реконструкции народного хозяйства страны и создания надежных Вооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы [16, с.311].
По Конституции страны самыми высокими полномочиями в области внешних сношений обладал Верховный Совет СССР. Общее руководство сношениями возлагалось на правительство. В действительности непосредственно руководили внешней политикой Политбюро и его глава. Повседневную внешнеполитическую деятельность осуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся Г. В. Чичериным (1923-1930), М. М.Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым (1939—1949). Внешнеэкономическую в 1926—1930 гг. возглавляли Наркомат внешней и внутренней торговли (нарком А. И. Микоян), позднее — Наркомат внешней торговли (А. П. Розенгольц в 1930— 1937; Е. Д. Чвялевв1938;А. И. Микояне 1938-1949) [14, с.335].
В начале первой пятилетки внешнюю политику СССР пришлось вести в условиях усиления интервенционистских настроений в империалистических странах. Стремясь к мирному сосуществованию государств с различными социально-политическими системами, Советский Союз присоединился к подписанному в Париже девятью державами в августе 1928 г. «пакту Бриана—Келлога» (инициаторы — министр иностранных дел Франции и госсекретарь США) об отказе от войны как средства внешней политики и первым ввел его в действие [6, с.316].
Таким образом, на внешнюю политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией и Китаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономический кризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговую политику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленные разрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с Советским Союзом [2, с.151].
В свою очередь, начало мирового
экономического кризиса поначалу расценивалось
в СССР, и особенно в Коминтерне,
как предвестие нового этапа долгожданной
мировой пролетарской революцию. Однако
капитализм в очередной раз
Общим следствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало обострение внешнеполитических отношений между ними. Иными словами, основным дестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и социализма, которая обострилась в период мирового экономического кризиса. В задачу ведущих капиталистических государств входило сохранение своих господствующих позиций в мире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счет Советского Союза. СССР, в свою очередь, ставил перед собой цель, используя капиталистические противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можно лучше к ней подготовиться.
1.2 Укрепление международного
положения СССР в середине 1930-х
годов. Создание системы
На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов [3, с.391].
К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Рузвельт, вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голосов высказался за необходимость предпринять в этом направлении соответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя М. И. Калинина с предложением возобновить дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями между 125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населением России" [16, с.312]. В ответном письме от 19 октября Калинин сообщил американскому президенту о принятии предложения советской стороной. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 г. Во время визита Литвинова в Вашингтон, который мировая пресса расценила как самое важное событие за многие годы. После установления дипломатических отношений СССР и США Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет содействовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возобновление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важнейших политических и экономических аномалий" [4, с.228].
В 1932 г. международные позиции СССР значительно окрепли. После длительных переговоров состоялось подписание договоров о ненападении с Латвией, Эстонией, Финляндией, Францией и Польшей. В том же году советская делегация выступила на Международной конференции в Женеве с предложением о всеобщем и полном разоружении [15, с.321].
Делегация СССР во главе с
наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым
выдвинула три предложения: проект
всеобщего и полного
В 1933 г., в условиях нарастания
военной угрозы в Европе (после
прихода в Германии к власти фашистов)
и Азии (в связи с агрессией
Японии против Китая), СССР стал участником
Конвенции об определении агрессора
и выступил с инициативой создания
системы коллективной безопасности
в Европе и Азии. Он подписал акты
об определении агрессора с
К середине 30-х годов Советский
Союз установил дипломатические
отношения с большинством стран
мира. 18 сентября 1934-го он был принят
в Лигу Наций, что свидетельствовало
о растущем авторитете СССР на международной
арене. Резко сокращается риторика
о мировой революции и внутри
страны. VII конгресс Коминтерна, работавший
в Москве в июле—августе 1935 г., провозгласил
курс на создание единого антифашистского
народного фронта. В этих условиях
Советский Союз изменил направление
своей внешней политики. Полагая,
что системы договоров о
Одной из инициатив было предложение советской дипломатии о заключении «Восточного пакта», в который помимо СССР вошли бы Польша, Чехословакия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Германия. Он предусматривал оказание военной помощи любой стране — участнице пакта, подвергшейся агрессии, кто бы ни был агрессором, и был направлен на то, чтобы создать препятствие на пути развязывания войны, в первую очередь со стороны Германии [12, с.267].
В сентябре 1934 г. Отвергла свое
участие в пакте Германия. Ее поддержала
Польша. Однако Советскому Союзу удалось
заключить в мае 1935 г. пакты о
взаимопомощи в случае агрессии с
Францией и Чехословакией. Тогда
же обе эти страны заключили договор
о взаимопомощи между собой. При
этом договор с Чехословакией
содержал существенную оговорку, согласно
которой Советский Союз мог оказать
помощь союзнику лишь при одновременной
помощи ей со стороны Франции. Этой
оговоркой Чехословакия ограничила
возможность получения
Одновременно предлагалось заключить и Тихоокеанский пакт с участием СССР, США, Англии, Голландии и Японии. Заключение пакта преследовало цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддерживать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США [2, с.154].
В ответ на предложения СССР о создании коллективной безопасности, западные державы проводят политику двусторонних соглашений, которые, по мнению наркома иностранных дел М. Литвинова, «не всегда служат целям мира».
В 1934 г. Германия заключает пакт о ненападении с Польшей. В 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение... Раскрывая агрессивные планы Польши, Германии, Японии, Финляндии, один из глашатаев польского империализма В. Студницкий в начале 1935 г. в книге «Политическая система Европы и Польша» писал, что «вместе с Германией Польша могла бы пойти на украинский эксперимент». Кроме Украины эти державы могли бы «оторвать от России Крым, Карелию, Закавказье и Туркестан». Предусматривалось также, что «Дальний Восток вплоть до озера Байкал должен отойти Японии» [1, с.30].
Таким образом, создание коллективной
безопасности в Европе значительно
сужалось. Заключение германо-польского
договора о ненападении фактически
исключало подписание «Восточного
пакта». К тому же Франция, Чехословакия
и другие страны Европы не хотели портить
отношений с Германией и
Мощным ударам по крушению
советских инициатив стало
Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;
Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками;
Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной Армии и Военно-Морского Красного Флота;
Крепить международные связи дружбы с трудящимися всех стран, заинтересованными в мире и дружбе между народами [6, с.317].
17 апреля 1939 г. Советское
Правительство вручило Англии
и Франции проект договора
о взаимопомощи против
Не могли решить англичане и французы и другой кардинальный вопрос — о пропуске советских войск через территорию Польши. 21 августа 1939 г. советская сторона заявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора... Это — военная аксиома» [1, с.33].
Пагубность действий английских
политиков выразил лидер
Таким образом, явное нежелание Англии и Франции договориться с СССР о коллективной безопасности ставили его в условия полной изоляции перед агрессором.
Международная обстановка резко
обострилась в 1935г. Фашистская Германия
односторонним актом порвала
Версальский мирный договор 1919-го, ввела
в марте всеобщую воинскую повинность
и объявила о создании военной
авиации. В июне 1935 г. Великобритания
и Германия заключили морское
соглашение, разрешавшее Германии,
вопреки Версальскому договору, иметь
военно-морской флот до одной трети
надводных и почти половину подводных
судов от уровня английского флота.
3 октября 1935-го Италия напала на Абиссинию
(Эфиопию) и оккупировала ее в начале
мая следующего года. 9 мая 1936 г. в
Риме провозглашено создание итальянской
империи. Из крупных держав только СССР,
не имевший дипломатических
1936 год принес новое
обострение международной