Внешняя политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с продвигаемой Советским Союзом внешней политикой на протяжении 1930-х годов вплоть до вторжения на его территорию войск фашисткой Германии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- определить положение СССР на международной арене в начале 1930-х годов;

- рассмотреть процесс укрепления международного положения СССР к середине 1930-х годов;

Оглавление

Введение

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ

1.1 СССР на международной арене в начале 1930-х годов

1.2 Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов. Создание системы коллективной безопасности

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

2.1 Советско-германские отношения

2.2 Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке

2.3 Внешняя политика СССР накануне фашистской агрессии

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внешняя политика.docx

— 64.78 Кб (Скачать)

 

Советский Союз, приступивший к модернизации своей экономики  в условиях враждебного окружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболее отчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г. на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мы  отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это  расстояние в десять лет. Либо мы сделаем  это, либо нас сомнут». Внешняя политика на период форсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность для проведения реконструкции народного  хозяйства страны и создания надежных Вооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы [16, с.311].

 

По Конституции страны самыми высокими полномочиями в области  внешних сношений обладал Верховный  Совет СССР. Общее руководство  сношениями возлагалось на правительство. В действительности непосредственно  руководили внешней политикой Политбюро  и его глава. Повседневную внешнеполитическую деятельность осуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся  Г. В. Чичериным (1923-1930), М. М.Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым (1939—1949). Внешнеэкономическую  в 1926—1930 гг. возглавляли Наркомат внешней  и внутренней торговли (нарком А. И. Микоян), позднее — Наркомат внешней  торговли (А. П. Розенгольц в 1930— 1937; Е. Д. Чвялевв1938;А. И. Микояне 1938-1949) [14, с.335].

 

В начале первой пятилетки  внешнюю политику СССР пришлось вести  в условиях усиления интервенционистских  настроений в империалистических странах. Стремясь к мирному сосуществованию  государств с различными социально-политическими  системами, Советский Союз присоединился  к подписанному в Париже девятью  державами в августе 1928 г. «пакту Бриана—Келлога» (инициаторы — министр  иностранных дел Франции и  госсекретарь США) об отказе от войны  как средства внешней политики и  первым ввел его в действие [6, с.316].

 

Таким образом, на внешнюю  политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией и Китаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономический кризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговую политику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленные разрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с Советским Союзом [2, с.151].

 

В свою очередь, начало мирового экономического кризиса поначалу расценивалось  в СССР, и особенно в Коминтерне, как предвестие нового этапа долгожданной мировой пролетарской революцию. Однако капитализм в очередной раз продемонстрировал  свою живучесть: кризис был преодолен. Во многом — благодаря усилению государственного вмешательства в  экономическую и общественную жизнь  и перекачке ресурсов из колониальных и зависимых стран.

 

Общим следствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало  обострение внешнеполитических отношений  между ними. Иными словами, основным дестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и  социализма, которая обострилась  в период мирового экономического кризиса. В задачу ведущих капиталистических  государств входило сохранение своих  господствующих позиций в мире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счет Советского Союза. СССР, в свою очередь, ставил перед  собой цель, используя капиталистические  противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можно лучше к ней  подготовиться.

 

 

1.2 Укрепление международного  положения СССР в середине 1930-х  годов. Создание системы коллективной  безопасности

 

 

На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают  как представительные делегации  американских сенаторов, так и отдельные  инженеры. С помощью последних  в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие  в сооружении Днепрогэса, был награжден  орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов [3, с.391].

 

К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился  Ф. Рузвельт, вопрос о дипломатическом  признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голосов высказался за необходимость предпринять в  этом направлении соответствующие  шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя  М. И. Калинина с предложением возобновить  дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями  между 125-миллионным населением Соединенных  Штатов и 160-миллионным населением России" [16, с.312]. В ответном письме от 19 октября  Калинин сообщил американскому  президенту о принятии предложения  советской стороной. Дипломатические  отношения между СССР и США  были установлены 16 ноября 1933 г. Во время  визита Литвинова в Вашингтон, который мировая пресса расценила как самое важное событие за многие годы. После установления дипломатических отношений СССР и США Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет содействовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возобновление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важнейших политических и экономических аномалий" [4, с.228].

 

В 1932 г. международные позиции  СССР значительно окрепли. После  длительных переговоров состоялось подписание договоров о ненападении  с Латвией, Эстонией, Финляндией, Францией и Польшей. В том же году советская  делегация выступила на Международной  конференции в Женеве с предложением о всеобщем и полном разоружении [15, с.321].

 

Делегация СССР во главе с  наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения  или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных  типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции  по разоружению в постоянную «конференцию мира» [3, с.393]. Ни одно из этих предложений  не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два  основных решения - признание права  Германии на «равноправие» в вооружениях  и план «качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший  предельные цифры сухопутных и воздушных  вооруженных сил лишь европейских  стран. В ходе конференции два  будущих инициатора новой мировой  войны - Япония и Германия - вышли  из Лиги Наций [5, с.450].

 

В 1933 г., в условиях нарастания военной угрозы в Европе (после  прихода в Германии к власти фашистов) и Азии (в связи с агрессией  Японии против Китая), СССР стал участником Конвенции об определении агрессора  и выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии. Он подписал акты об определении агрессора с Польшей, Румынией, Латвией, Эстонией, Турцией, Ираном, Афганистаном, а также с  Чехословакией и Югославией. В  сентябре заключен договор о ненападении  между СССР и Италией [1, с.27].

 

К середине 30-х годов Советский  Союз установил дипломатические  отношения с большинством стран  мира. 18 сентября 1934-го он был принят в Лигу Наций, что свидетельствовало  о растущем авторитете СССР на международной  арене. Резко сокращается риторика о мировой революции и внутри страны. VII конгресс Коминтерна, работавший в Москве в июле—августе 1935 г., провозгласил курс на создание единого антифашистского  народного фронта. В этих условиях Советский Союз изменил направление  своей внешней политики. Полагая, что системы договоров о ненападении  недостаточно, он направил усилия на создание системы коллективной безопасности от агрессии, прежде всего со стороны  Германии.

 

Одной из инициатив было предложение  советской дипломатии о заключении «Восточного пакта», в который  помимо СССР вошли бы Польша, Чехословакия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и  Германия. Он предусматривал оказание военной помощи любой стране —  участнице пакта, подвергшейся агрессии, кто бы ни был агрессором, и был  направлен на то, чтобы создать  препятствие на пути развязывания войны, в первую очередь со стороны Германии [12, с.267].

 

В сентябре 1934 г. Отвергла свое участие в пакте Германия. Ее поддержала Польша. Однако Советскому Союзу удалось  заключить в мае 1935 г. пакты о  взаимопомощи в случае агрессии с  Францией и Чехословакией. Тогда  же обе эти страны заключили договор  о взаимопомощи между собой. При  этом договор с Чехословакией  содержал существенную оговорку, согласно которой Советский Союз мог оказать  помощь союзнику лишь при одновременной  помощи ей со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность получения советской  помощи в случае нападения агрессора [3, с.395].

 

Одновременно предлагалось заключить и Тихоокеанский пакт с участием СССР, США, Англии, Голландии  и Японии. Заключение пакта преследовало цель сдержать японскую агрессию в  районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его  участниками СССР, США, Китай и  Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли  в тупик из-за отказа США поддерживать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что  «пактам веры нет». Единственной гарантией  безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США [2, с.154].

 

В ответ на предложения  СССР о создании коллективной безопасности, западные державы проводят политику двусторонних соглашений, которые, по мнению наркома иностранных дел  М. Литвинова, «не всегда служат целям  мира».

 

В 1934 г. Германия заключает  пакт о ненападении с Польшей. В 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение... Раскрывая  агрессивные планы Польши, Германии, Японии, Финляндии, один из глашатаев  польского империализма В. Студницкий в начале 1935 г. в книге «Политическая  система Европы и Польша» писал, что «вместе с Германией Польша могла бы пойти на украинский эксперимент». Кроме Украины эти державы  могли бы «оторвать от России Крым, Карелию, Закавказье и Туркестан». Предусматривалось  также, что «Дальний Восток вплоть до озера Байкал должен отойти Японии» [1, с.30].

 

Таким образом, создание коллективной безопасности в Европе значительно  сужалось. Заключение германо-польского  договора о ненападении фактически исключало подписание «Восточного  пакта». К тому же Франция, Чехословакия и другие страны Европы не хотели портить  отношений с Германией и Польшей  ради СССР. Советский Союз вынужден был изменить методы поиска союзников  в борьбе с агрессором [15, с.323].

 

Мощным ударам по крушению советских инициатив стало соглашение глав четырех держав — Германии, Англии, Франции и Италии, заключенное  в сентябре 1938 г. в Мюнхене, которое  привело к ликвидации независимой  Чехословакии и открыло путь фашистской агрессии на Восток. 20 марта 1939 г. Советский  Союз заявил о непризнании включения  в состав Германской империи Чехии  и Словакии. Существо мюнхенского  сговора, антисоветская направленность политики западных держав были раскрыты в Отчетном докладе о работе ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии 6 марта 1939 г. В  докладе ЦК были сформулированы задачи в области внешней политики СССР [4, с.230]:

 

Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;

 

Соблюдать осторожность и  не давать втянуть в конфликты  страну провокаторам войны, привыкшим  загребать жар чужими руками;

 

Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной Армии и  Военно-Морского Красного Флота;

 

Крепить международные связи  дружбы с трудящимися всех стран, заинтересованными в мире и дружбе между народами [6, с.317].

 

17 апреля 1939 г. Советское  Правительство вручило Англии  и Франции проект договора  о взаимопомощи против агрессии  сроком на 5—10 лет. Однако равноправного  и эффективного пакта взаимопомощи  достигнуть не удалось [9, с.291].

 

Не могли решить англичане  и французы и другой кардинальный вопрос — о пропуске советских  войск через территорию Польши. 21 августа 1939 г. советская сторона  заявила: «Советская миссия считает, что  СССР, не имеющий общей границы  с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии  лишь при условии пропуска его  войск через польскую и румынскую  территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти  в соприкосновение с войсками агрессора... Это — военная аксиома» [1, с.33].

 

Пагубность действий английских политиков выразил лидер Либеральной  партии Ллойд Джордж; «Господин Невиль Чемберлен, лорд Галифакс и сэр Саймон не желают союза с Россией» [2, с.156].

 

Таким образом, явное нежелание  Англии и Франции договориться с  СССР о коллективной безопасности ставили  его в условия полной изоляции перед агрессором.

 

Международная обстановка резко  обострилась в 1935г. Фашистская Германия односторонним актом порвала  Версальский мирный договор 1919-го, ввела  в марте всеобщую воинскую повинность и объявила о создании военной  авиации. В июне 1935 г. Великобритания и Германия заключили морское  соглашение, разрешавшее Германии, вопреки Версальскому договору, иметь  военно-морской флот до одной трети  надводных и почти половину подводных  судов от уровня английского флота. 3 октября 1935-го Италия напала на Абиссинию (Эфиопию) и оккупировала ее в начале мая следующего года. 9 мая 1936 г. в  Риме провозглашено создание итальянской  империи. Из крупных держав только СССР, не имевший дипломатических отношений  с Абиссинией, решительно выступил в ее защиту. Однако западные державы  блокировали советские предложения  о бойкоте агрессора [3, с.395].

 

1936 год принес новое  обострение международной обстановки. 7 марта гитлеровская Германия  отказалась от Локарнских соглашений 1925 г., по которым обязалась соблюдать  положения Версальского мирного  договора относительно демилитаризации  Рейнской области, ввела войска  на ее территорию и вышла  к границам Франции. Последняя  не воспользовалась правом по  Версальскому договору принудить  Германию отвести свои войска. В сентябре 1936 г. в Нюрнберге  прошел съезд нацистской партии, на котором объявлено о четырехлетнем  плане подготовки Германии к  большой войне за «жизненное  пространство» для немцев. 30 января 1937 г. Гитлер заявил в рейхстаге  о том, что «Германия убирает  свою подпись с Версальского  договора». После этой декларации  новая война в Европе становилась  неизбежной [5, с.451].

Информация о работе Внешняя политика СССР