Внутренняя и внешняя политика СССР в 1950-1970-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

ХХ век по масштабности и драматизму всего произошедшего с Россией не имеет себе равных в многовековой истории народов нашей страны, да и, пожалуй, всего человечества. Первая половина его временного пространства вместила две мировые войны и троекратные революционные потрясения основ жизни российского общества с их непредсказуемыми и весьма противоречивыми последствиями, а вторая, заканчивающая часть этого века, оказалась сопряженной с более длительной и весьма изнурительной новой войной – «холодной», с великим противостоянием сверхдержав – США и СССР, которое завершилось упразднением последней и коренным изменением вектора социально-экономической, политической и духовной эволюции новой России

Оглавление

Введение
Внутренняя политика СССР в 50-70-е годы
Внешняя политика СССР в 50-70е годы
Достижения СССР в области культуры в 1950 – 1970 гг.
Заключение

Файлы: 1 файл

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1950-1970.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Введение 

       Исторический  путь России своеобразен и самобытен. Процессы переходного периода, происходящие в нашем обществе в последние  годы, оказали определяющее влияние  на развитие отечественной исторической науки. Бурные современные политические и социально-экономические потрясения, радикальные изменения в сфере культуры, науки и образования несут в себе элементы недавних исторических событий, не только кардинально обновивших весь облик нынешней России, но и определенно повлиявших на отдаленное прошлое нашего государства, уходя корнями в тысячелетнюю его историю.

       ХХ  век по масштабности и драматизму всего произошедшего с Россией  не имеет себе равных в многовековой истории народов нашей страны, да  и, пожалуй, всего человечества. Первая половина его временного пространства вместила две мировые войны и троекратные революционные потрясения основ жизни российского общества с их непредсказуемыми и весьма противоречивыми последствиями, а вторая, заканчивающая часть этого века, оказалась сопряженной с более длительной и весьма изнурительной новой войной – «холодной», с великим противостоянием сверхдержав – США и СССР, которое завершилось упразднением последней и коренным изменением вектора социально-экономической, политической и духовной эволюции новой России. 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя политика СССР в 1950 – 1970 гг. 

       Победа  советского народа породила надежды  на ослабление политического режима. В сентябре 1945г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953г. являлся И.В. Сталин). Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели. В 1948г. возобновились съезды общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, союза композиторов). После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952г. состоялся ХIХ съезд ВКП(б). В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В их числе были предложения по расширению внутрипартийной демократии, отказу партии от прямого руководства хозяйством, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях, альтернативных партийных выборах. В 1946-1948 гг. стало очевидным возвращение к политике и методам 30-х гг. Режим личной власти И.В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки. Ему удалось вновь усилить жесткий контроль над всей жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов (деятельность "судов чести" в ведомствах, репрессии против бывших советских военнопленных и репатриантов, борьба с буржуазным влиянием в литературе и с космополитизмом; репрессии в армии, депортации народов и т.д.). По " ленинградскому делу " (1949-1952 гг.) подверглись репрессиям бывшие руководители Ленинградской партийной организации, включая председателя Госплана Н.А. Вознесенского . Еще раньше в опале оказался маршал Г.К. Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и неуважении к Сталину. С 1948 г. началась борьба с "космополитизмом", в рамках которой был проведен процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (1948г.), сфабриковано "дело врачей" (1952-1953г.), развернулась антисемитская кампания. Атмосфера "железного занавеса" (идеологической и культурной изоляции от внешнего мира) привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов - член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию. Под лозунгом борьбы против буржуазной идеологии были лишены возможности нормальной работы выдающиеся деятели культуры - литераторы А.А. Ахматова, М. Зощенко (за "аполитичность и безыдейность"), художники А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, П. Кориа, М. Сарьян и др. Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

       Крупных успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции. Этапной для общества стала декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958г., утвердившая Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. «Основы» закрепили ослабленные централизации в законотворчестве и заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик, так как прежде многие субъекты Союза ССР следовали статьям УК РСФСР. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за уголовные и воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявлением врагом народа» и временное удаление за пределы СССР. В соответствии с УК РСФСР 1960г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось с 17 до 10, в том числе «растреленных» статей – с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей пятилетней ссылкой. Трудовый коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном освобождении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Прекратились судебные преследования рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогул, после ХХ съезда были отменены обязательные поставки сельхозпродуктов со дворов колхозников и трудящихся.

       Законодательная реформа переплеталась с преобразованиями в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день сокращался вновь до 6-7 ч., подросткам устанавливался  6-часовой рабочий день. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность – Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962г. всех налогов с зарпалты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобождения от налогов были перенесены впредь «до особого распоряжения». С конца 50-х годов началась продажа товара длительного пользования в кредит. В июле – ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Так же предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.

       Достаточно  динамичное развитие отраслей народного хозяйства способствовало позитивным сдвигам и в социальной сфере : быстрый рост заработной платы и потребления товаров ; отмена всех видов платы за обучение , введение пенсий для колхозников ; массовое строительство жилья и др.

       На  внеочередном ХХI съезде КПСС было констатировано, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу и вступил в период строительства развернутого коммунизма. Вызванный таким образом коммунистический энтузиазм части масс власти надеялись использовать в качестве нового мощного движителя, призванного компенсировать обнаружившиеся экономические трудности , пробуксовку созданного недавно механизма хозяйственного управления . Запуск на орбиту первого в мире космонавта в 1961 г. как бы подкреплял уверенность в том , что для советского человека непосильных задач нет

       Процессы  обновления охватили различные стороны жизни общества - политику, экономику, социальную, духовную и международную сферы.

       В 1954г. И.Эренбург опубликовал повесть «Оттепель», заголовок которой стал обозначением наступившего этапа в развитии страны.

       Решительная поддержка, которую встретили в  обществе первые робкие признаки идеологической либерализации, испугала партийное  руководство: события грозили выйти  из-под контроля, стать неуправляемыми.

       В "оттепельные " годы в изменившейся общественно политической атмосфере в наибольшей степени реформаторство коснулось сферы экономики. Однако и здесь эксперименты ограничивались жесткими идеологическими рамками (государственная социалистическая собственность, централизованное планирование, недопустимость частного интереса и др.) и сводились в основном к государственным программам и реорганизации управленческих структур.

       15 октября 1964г. опубликованное в  советских газетах короткое коммюнике  сообщило, что состоявшийся накануне плену ЦК удовлетворил просьбу Хрущева об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Отставка Хрущева завершила двухлетний период, в течение которого его авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывалась под вопросом.

       Несомненно, отставка Хрущева означала отказ  от энергичного проведения реформ, и в этом смысле она могла показаться успехом консервативных сил. Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему все же отказаться по крайней от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ, и именно для устранения нестабильности, постоянно порождаемой этими реформами, следовало твердо проводить кадровую политику, утверждающую стабильность (прежде всего в высших эшелонах власти), дающую партийным кадрам уверенность в своей значимости, в своем будущем и способствующую продвижению новой смены партийных работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешняя политика СССР в 1950 – 1970 гг. 

       После 1945г. Советский Союз был признан мировой державой на международной арене. Страна стала играть одну из ключевых ролей в международных делах. Великие державы признали право СССР на территории, приобретенные Советским союзом в Европе и на Дальнем Востоке, а так же право на влияние в странах Восточной Европы, где установилась власть народной демократии. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем). С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. практически не стратегической авиацией, до августа 1949г. – атомным оружием. СССР проводил свою политику, поддерживая коммунистическое и национально-освободительное движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. США поставили задачу вытеснить коммунизм из стран Восточной Европы и Азии. Началась гонка вооружений, в том числе и ядерного оружия. В послевоенной внешнеполитической доктрине выразилось стремление И.В. Сталина создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной и Юго-Восточной Европой. Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики "с позиции силы", пытаясь использовать для давления на СССР экономическую и военно-политическую мощь США. В 1946г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна "ограничения коммунистической экспансии". Эти события означали поворот к "холодной войне ", что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов. 1949-1950 гг. стали апогеем "холодной войны". Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США ( АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США. Северную Корею поддержали СССР и коммунистический Китай, на стороне Южной Кореи выступили США. В 1948-1949 гг. развивался первый военно-политический кризис начавшейся " холодной войны" - берлинский кризис. Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов "народной демократии", вторая - в создании Коминформа - новой международной коммунистической организации (вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). С 1950г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопомощи - СЭВ (1949г.) и "Фонд помощи левым рабочим организациям", созданный при ВЦСПС. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.

       Учитывая  изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив (проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962г. поставил мир на грань термоядерной войны.

       Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956г. в Венгрии). Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960г., а уже в 1961г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика СССР в 1950-1970-е годы