Внешняя политика СССР в 60-80-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:49, практическая работа

Краткое описание

Тема: подобрать и дать анализ картам, документам, раскрывающие основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 90-х годов
Цель: уметь ориентироваться в особенностях внешней политики СССР к началу 90-х годов

Файлы: 1 файл

Практическая работа №3.docx

— 157.30 Кб (Скачать)

 

                                          Практическая работа №3


 

Тема: подобрать и дать анализ картам, документам, раскрывающие основные направления и особенности  внешней политики СССР к началу 90-х  годов

Цель: уметь ориентироваться в особенностях внешней политики СССР к началу 90-х годов

 

    1. Внешняя политика СССР в 60-80-е годы

 

 

 

 

2) Из « Договор о нераспространении ядерного оружия»


 

Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года

 

Государства, заключающие настоящий  Договор, ниже именуемые «Участниками Договора»,

 

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего  человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить  все усилия для предотвращения опасности  возникновения такой войны и  принять меры для обеспечения  безопасности народов,

 

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность  ядерной войны,

 

В соответствии с резолюциями Генеральной  Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

 

Обязуясь сотрудничать в целях  содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии  в отношении мирной ядерной деятельности,

 

Выражая свою поддержку усилиям  по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной  энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и  специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в  определенных ключевых местах,

 

Подтверждая тот принцип, что блага  мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические  побочные продукты, которые могут  быть получены государствами, обладающими  ядерным оружием, от развития ядерных  взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и  не обладающим ядерным оружием,

 

Будучи убежденными, что в осуществление  этого принципа все Участники  настоящего Договора имеют право  участвовать в возможно самом  полном обмене научной информацией  для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях  и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в  сотрудничестве с другими государствами,

 

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения  гонки ядерных вооружений и принять  эффективные меры в направлении  ядерного разоружения,

 

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

 

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения  всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с  этой целью,

 

Стремясь содействовать смягчению  международной напряженности и  укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

 

Напоминая, что в соответствии с  Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как  против территориальной неприкосновенности или политической независимости  любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с  Целями Объединенных Наций, и что  следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением  мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения.<…>

 

 

 

3)

ИЗ ДИРЕКТИВЫ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС СОВЕТСКИМ ПОСЛАМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЗА ГРАНИЦЕЙ. ДЕКАБРЬ 1976 г.


 

При постановке вашим собеседником вопросов о так называемых «диссидентах», о порядке 

выездов граждан из СССР и других вопросов, с помощью которых буржуазная пропаганда

пытается представить в ложном свете наш общественно-политический строй, подчеркивай-

те, что все эти попытки имеют  целью опорочить советскую демократию и направлены на

возрождение обстановки «психологической войны». На основе конкретных фактов... показывайте, что все утверждения о якобы имеющем место в СССР ущемлении прав личности и

политических свобод являются вымыслом, а соответствующие антисоветские  кампании — 

противоправным вмешательством в  наши внутренние дела.

 

4)

 

ИЗ ЗАПИСКИ КГБ И ГЕНЕРАЛЬНОЙ  ПРОКУРАТУРЫ СССР В ЦК КПСС. НОЯБРЬ 1972 г.


 

В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера.

За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 чело-

века, входящих в их состав...

Подобные группы были вскрыты в  Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани,

Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах.

 

5)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА Б. В. ГРОМОВА — КОМАНДУЮЩЕГО ОГРАНИЧЕННЫМ КОНТИНГЕНТОМ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ


 

На основании устных приказаний министра обороны маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре (1979 г.) было отдано более тридцати различных директив, в соответствии

которыми на территории Среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений, частей и учреждений. Были развернуты управление 40-й армии, три мотострелковые дивизии, десантно-штурмовая бригада, отдельный мотострелковый полк, артиллерийская и зенитно-ракетная бригады, а также несколько частей различных родов войск и службы тыла. Для доукомплектования развертываемых войск было призвано из запаса более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат. Пред приятиями народного хозяйства для нужд армии было продано около 8 тыс. автомобилей. Для обоих военных округов это было самое крупное мобилизационное развертывание за последние полвека. В войсках и военных комиссариатах были уверены в том, что идет обычная инспекторская проверка. Лишь 24 декабря на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан... Было определено и точное время перехода границы — 15.00 25 декабря 1979 г.

 

6)

 

                   Потери сторон в Афганистанской войне


Потери  Афганистана

7 июня 1988 года, в своём выступлении  на заседании Генеральной Ассамблеи  ООН, президент Афганистана М.  Наджибулла сообщил, что «с начала боевых действий в 1978 году до настоящего времени» (т.е., до 7.06.1988) в стране погибли 243,9 тыс. сторонников правительства (военнослужащих правительственных войск, органов безопасности, государственных служащих и мирных жителей), в том числе, 208,2 тыс. мужчин, 35,7 тыс. женщин и 20,7 тыс. детей в возрасте до 10 лет; ранены были еще 77 тыс. человек, в том числе 17,1 тыс. женщин и 900 детей в возрасте до 10 лет.

Точное число погибших в войне  афганцев неизвестно. Наиболее часто  встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,7 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует.

Ахмад Шах Масуд в своём письме советскому послу в Афганистане Ю. Воронцову от 2 сентября 1989 года писал, что поддержка Советским Союзом НДПА привела к гибели более 1,5 млн афганцев, а 5 млн человек стали беженцами.

Согласно статистическим данным ООН  о демографической ситуации в  Афганистане, в период с 1980 по 1990 год, общая смертность населения Афганистана  составила 614 000 человек. При этом, в этот период происходило снижение смертности населения Афганистана по сравнению с предыдущими и будущими периодами.

 

Период

Смертность

1950–1955

313 000

1955–1960

322 000

1960–1965

333 000

1965–1970

343 000

1970–1975

356 000

1975–1980

354 000

1980–1985

323 000

1985–1990

291 000

1990–1995

352 000

1995–2000

429 000

2000–2005

463 000

2005–2010

496 000




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результатом военных действий с 1978 по 1992 годы стал поток афганских  беженцев в Иран и Пакистан. Фотография Шарбат Гулы, помещеная на обложку журнала National Geographicв 1985 году под названием «Афганская девочка», стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру.

После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских  солдат с разбивкой по годам:

1979 год

86 человек

1980 год

1484 человека

1981 год

1298 человек

1982 год

1948 человек

1983 год

1446 человек

1984 год

2343 человек

1985 год

1868 человек

1986 год

1333 человека

1987 год

1215 человек

1988 год

759 человек

1989 год

53 человека


Итого — 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» 17 августа 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличилась, предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом[54]:

  • Советская Армия — 14 427
  • КГБ — 576
  • МВД — 28

Итого — 15 031 человек. Санитарные потери — почти 54 тыс. раненных, контуженных, травмированных; 416 тыс. заболевших.

Согласно свидетельству профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова, в итоговых цифрах не учтены военнослужащие, умершие от ран и болезней в госпиталях на территории СССР[55].

В исследовании Афганской войны, проведённым  офицерами Генерального штаба под  руководством проф. Валентина Рунова[56], приводится оценка в 26 000 погибших, включая погибших в бою, умерших от ран и болезней, и погибших в результате несчастных случаев. Приводится следующая разбивка по годам:

год

приблизительно всего

из них офицеров

1979 год

до 150

до 15

1980 год

около 2800

около 320

1981 год

около 2400

около 300

1982 год

около 3650

около 400

1983 год

около 2800

около 350

1984 год

4400

до 500

1985 год

около 3500

около 380

1986 год

около 2500

до 300

1987 год

около 2300

до 280

1988 год

около 1400

около 130

1989 год

до 100

до 15

Итого

26 000

2990


    По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана пропало без вести или попало в плен 417 советских граждан. В Женевских соглашениях судьба советских солдат, попавших в плен, никоим образом не была зафиксирована, так что они оставались в плену и после вывода Ограниченного контингента; выяснением их судьбы и вызволением из плена государство длительное время не занималось, отдав это дело на откуп правозащитным организациям и частным лицам]. До 1992 года удалось освободить 119 пленных. Судьба попавших в плен складывалась по-разному, но непременным условием сохранения жизни было принятие ими ислама. В свое время широкий резонанс получилатрагедия в пакистанском городе Бадабер, где 26 апреля 1985 года группа советских и афганских пленных солдат силой попытались освободиться, но погибла в неравном бою.[] В1983 году в США усилиями русских эмигрантов был создан Комитет спасения советских пленных в Афганистане. Представителям Комитета удалось встретиться с лидерами афганской оппозиции и убедить их освободить некоторых советских военнопленных, главным образом тех, кто изъявил желание остаться на Западе (около 30 человек, по данным МИД СССР). Из них три человека после заявления Генерального прокурора СССР о том, что бывшие пленные не будут подвергаться уголовному преследованию, вернулись в Советский Союз.

Информация о работе Внешняя политика СССР в 60-80-е годы