Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:13, реферат
Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы -на образовании, науке и культуре. Политика государства влияла на развитии культуры. В связи с этим многие произведения талантливых писателей не дошли до советского читателя в это время,а снятые кинофильмы пылились на полках студий.
По теме «Культурная политика и культура в 1964-1985 годах» существует множество литературы, в которой подробно описываются условия культурной жизни 1964-1985 годов. Развитие культуры, искусства, образования, науки за этот период времени.
Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы -на образовании, науке и культуре. Политика государства влияла на развитии культуры. В связи с этим многие произведения талантливых писателей не дошли до советского читателя в это время,а снятые кинофильмы пылились на полках студий.
Противоречивые и сложные процессы в общественно -политических и экономических
сферах, положение СССР на международной арене оказывали существенное воздействие
на культурное развитие второй половины ХХ века. От этих факторов зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения к культурной жизни широких масс населения.
Советское общество,
вышедшее из тяжелейших
Хрущевское
руководство чутко уловило
В 60-х
годах состоялось несколько
« Оттепель» и художественная интеллегенция.
Либерализация
общественно-политической
Одним из последствий либерализации
внешнеполитического курса
Усилились
идеологический нажим на
В целом годы
«оттепели» благотворно
К началу 1960 годов народ разочаровался в Хрущеве ,поскольку хорошо видел разницу между обещаниями и реальной ситуацией в стране.
Хрущев стал
объектом острой народной
В то же
время в 1964 году усилилось восхваление
Хрущева в средствах массовой
информации. Советская пропагандистская
система действовала почти как
при Сталине. В октябре 1964
ЦК КПСС сместил Хрущева с
партийно-государственных
Дальнейший
прогресс мог происходить
Для активизации
творческих сил народа
В целом
в годы «оттепели» благотворно
отразились на развитии
Народное образование и высшая школа.
Усиление
идеологической работы не
В
70-егоды в стране
Открывались новые школы и вузы ,кинотеатры, дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. За период 1965-1980 начали действовать 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение .На 89 языках народов СССР и 66 языках других стран издавалась художественная и научная литература.
В 1964
году было решено вернуть
Во второй
половине 1960 –х годов были пересмотрены
школьные программы, было
Большое
внимание уделялось повышению
качества в подготовке
Общество навязывает
свои социальные модели детям.
Школьник являлся частью
В годы десятой пятилетки
переход к обязательному
Сложными
путями развивалась высшая
В течении всего рассматриваемого периода продолжалась концентрация усилий власти по
расширению масштабов высшего образования.
1. Безбородов А.Б.История России 1901-2001.Часть 2.Москва.2002,стр.184
В 1961-1965 г.
Среднегодовой выпуск вузов -
Развитие науки.
Пагубное влияние на науку
оказывал идеологический
Непросто развивалась
отечественная наука. С конца
60-х годов в некоторых
Советская наука неуклонно
В научной среде,как и во всем обществе,наблюдалась деградация.Целью становились ученые звания,награды ,поездки за границу.Среди партийно-государственных работников стало модно получать ученые степени и звания.Огромный научный потенциал советских научных работников остался невостребованным.
В 70-е годы капилатовложения в науку были увеличены,что позволило преодолеть отставания в некоторых ее областях.
Широкое признание получили
Решение народнохозяйственных
В условиях перехода к рыночным отношениях многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.
Литература и искусство.
Усиление идеологического нажима ,ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие -в соответствии с установками сверху-коммунистическому воспитанию трудящихся .Произведения. противоречащие этим принципам ,невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию .Не имея возможности печататься в СССР ,некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство» авторов книг. Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А.Д.Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами ).Они были арестованы, преданы суду ,а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М.Даниэлем и А.Д.Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.
О завершении
«оттепели» в духовной жизни
общества свидетельствовало
В
70-у годы усилилось
Партийное руководств страны расценило как «провокационный акт»присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г.писателю А.И.Солженицыну.»Идейными перерожденцами»назывались в официальной прессе виолончелист М.А. Растропович и певица Г.П. Вишневская, лишенные в 1978 г.советского гражданства.
В литературе и искусстве второй половины 60-х –конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -официально признанная .Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того ,существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства ,высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками» .И наоборот ,многие работы второго ,не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.