Внешняя политика СССР до и в годы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- проанализировать взаимоотношения союзных республик в годы перестройки.
Задачи:
1.Изучить социально-экономический кризис СССР в годы перестройки;
2. Рассмотреть «Перестройка» в общественно-политической жизни;
3. Описать внешнюю политику СССР в годы перестройки (1985-1990)гг.
4.Проанализировать внешнюю политику СССР в годы до перестройки

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов
1.1. Социально-экономический кризис в СССР………………………….……..6
1.2. «Перестройка» в общественно-политической жизни…………………….11
Глава 2. Внешняя политика СССР до и в годы перестройки.
2.1.Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг…………………………………..24
2.2.Внешняя политика СССР в годы перестройки (1985-1990)гг……………33
Заключение…………………………………………………………………...…36
Список источников и использованной литературы……………………….39

Файлы: 1 файл

Взаимоотношение СССР 1980-1990.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

И.Я. Яковлева»

 

 

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

 

 

Выполнила:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов

1.1. Социально-экономический кризис в СССР………………………….……..6

1.2. «Перестройка» в общественно-политической  жизни…………………….11

Глава 2. Внешняя политика СССР  до и в годы перестройки.

2.1.Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг…………………………………..24

2.2.Внешняя политика СССР  в годы  перестройки (1985-1990)гг……………33

Заключение…………………………………………………………………...…36

Список источников и использованной литературы……………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец 1980-х – начало 1990-х  гг. были ознаменованы исчезновением  с карты мира мощной геополитической  державы – СССР. Этому способствовали значительные объективные и субъективные процессы, в том числе существенное давление прежде всего со стороны  США. Запад стремительно приблизился  к границам новой России.

Победа в Великой Отечественной  войне 1941–1945 гг. привела к образованию  мощной мировой державы. Это был  «монстр», прошедший форсированную  индустриализацию, переломавший хребет нацистской машине, создавший атомную  бомбу. Это была вторая экономика  в мире, не зависящая от всемогущих концернов. Ее окружали союзные страны – разной степени силы, но зато обладающие значительными людскими ресурсами.

Актуальность темы исследования заключается в том, что после нескольких бесплодных попыток новой «горячей» войны стало ясно, что прямого военного решения проблема не имеет. Мир погрузился на многие десятилетия в эру «холодной» войны, что в конечном счете привело в декабре 1991 г. к величайшей геополитической катастрофе – распаду СССР.

Однако Россия и сегодня  объективно препятствует организации  мира по американским стандартам. Наша страна обладает собственными традициями позицирования в мире и собственными геополитическими интересами, не совпадающими с позицией представителей так называемого  золотого миллиарда (группы высокоразвитых западных стран). Кроме того, Россия имеет в своем распоряжении значительные ядерные силы и партнерские связи  во всем мире, которые заставляют считаться  с ее позицией и делают ее весомой  на мировой арене. Поэтому НАТО пока не имеет возможности прямого  и безопасного для себя военного давления на Россию.

При этом Североатлантический  альянс упорно проводит линию на расширение географической зоны своей ответственности, игнорируя фактически Совет Безопасности ООН и международно-правовую систему  в целом, и не стремится при  этом брать на себя никаких обязательств перед Россией. Да к тому же существовавший до середины 1980-х гг. баланс двух ядерных сверхдержав разрушен, что делает мир все менее устойчивым.

Реальным ответом на вызов  времени могут быть лишь коренная масштабная реконструкция страны на инновационных подходах ко всем стратегическим отраслям экономики и скорейшая  реализация приоритетных национальных проектов.

В процессе написания курсовой работы, были использованы как источники, так и широкий круг литературы. Большое значение имеют работы  Тимофеева Т.Т. Перестройка и современный  мир, а так же Рыжков Н.И.  Перестройка: История предательства.

Большую помощь оказали монографии Валовой Д. Тайны овального зала Кремля; Боффа Дж. История Советского Союза; Абалкина Л.Неиспользованный шанс.

Для изучения данной темы была использована статья из журнала Перестройка  и современный мир.

Объектом курсовой работы является- СССР в середине 1980 начале 1990 годов.

Предметом курсовой работы является- взаимоотношение союзных республик в годы перестройки.

Цель курсовой работы- проанализировать взаимоотношения союзных республик в годы перестройки.

Задачи:

1.Изучить социально-экономический кризис СССР в годы перестройки;

2. Рассмотреть «Перестройка» в общественно-политической жизни;

3. Описать внешнюю политику СССР в годы  перестройки (1985-1990)гг.

4.Проанализировать внешнюю  политику СССР в годы  до перестройки

Хронологические рамки нашей  работы охватывают период советской перестройки (1985-1990)гг.

Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, каждая соответствует поставленным задачам, по достижению которых будет достигнута цель работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов

1.1. Социально-экономический кризис в СССР

 

К середине 1980-х годов  мощный научно-технологический потенциал  страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был  исчерпан. Страна переживала период стагнации (застоя). Условия для экономического возрождения страны были. К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой  промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего  в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в  основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания  и товарами широкого потребления. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.1

Экономисты настаивали на переходе к интенсивному хозяйству. Стержнем концепции ускорения в  экономической сфере было, как  уже отмечалось, широкое внедрение  достижений научно-технического прогресса, децентрализация управления народным хозяйствам, введение хозрасчета, расширение прав предприятий, укрепление порядка  и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. Предполагалось прекратить затратное капитальное строительство, а высвободившиеся средства направить  на техническое перевооружение и  модернизацию предприятий и на их основе реконструировать всю промышленность и сельское хозяйство, за счет чего в свою очередь решить многие социальные вопросы, прежде всего жилищный и  продовольственный. Важной составляющей «ускорения» был назван «человеческий  фактор», под которым понималось укрепление дисциплины труда, наведение  порядка в расходовании средств и ресурсов. Предполагалось по-настоящему заинтересовать людей в результатах труда за счет экономических стимулов.

Однако реализовать этого  не удалось, так как экономическая  суть «концепции ускорения» вступала в противоречие с существующей в  стране системой планово-административного  управления. У государственного аппарата не было ни средств, ни особого желания  ее менять. Хозрасчет, введенный на предприятиях, носил половинчатый характер, а поэтому не способствовал внедрению  рыночных отношений. Цены на сырье и  ресурсы оставались по-прежнему фиксированными и существенно заниженными. Таким  образом, первые экономические мероприятия  команды Горбачева (введение госприемки, расширение прав трудовых коллективов, антиалкогольная кампания и т.п.) эффекта не дали. Более того, они  даже ухудшили экономическую ситуацию: с января 1987 г. начинается устойчивый спад производства, который так и  не удалось преодолеть. Государственный  бюджет оказался подорванным антиалкогольной  кампанией, падением мировых цен  на нефть и Чернобыльской катастрофой. Надеясь на успех реформ и увеличение цен на нефть, М.С. Горбачев стал брать  кредиты у Запада. Это привело  к резкому увеличению государственного долга. К концу 1980-х годов он достиг двух третей национального дохода страны, что вело к свертыванию всех социальных программ. 2

С переходом к «перестройке»  по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической  реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские  экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич, Т.И. Заславская и др. Разработанный  ими проект программы преобразований был обсужден в июне 1987 г. на пленуме  ЦК КПСС. Он предусматривал следующие  изменения: расширение самостоятельности  предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики; отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе. Предлагаемая экономическая реформа была очередной попыткой соединения плановых и рыночных механизмов без изменения форм собственности. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо.3

С января 1988 г. вступил в  силу Закон «О государственном предприятии (объединении)», принятый в июне 1987 г. В нем роль союзных министерств  сводилась к подготовке контрольных  цифр и определению госзаказа  для предприятия. Продукция, произведенная  сверх госзаказа, могла реализовываться  по рыночным ценам. Предприятия получили право выбора партнеров. Этот закон  не дал желаемых результатов, поскольку  предприятия, освободившись от опеки  центра, столкнулись с отсутствием  посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж и т.п. Чтобы выжить, они стали  активно бороться за госзаказ.

В 1988 г. был опубликован  Закон о кооперации, который привел к появлению огромного числа  различных кооперативов. Особенно живучими они оказались в сфере торговли, так как сохраняющаяся административная система на позволяла им проникнуть в производство (монополия на сырье  и ресурсы, отсутствие инфраструктуры и т.п.). Возникла сеть так называемых «коммерческих магазинов», владельцы  которых скупали государственные  товары и перепродавали их по запредельным ценам. Из продажи исчезли дешевые товары ширпотреба, прилавки магазинов опустели. Для отпуска элементарных продуктов питания были введены так называемые «талоны»- карточки. На деньги практически ничего нельзя было купить. Это вызывало социальное напряжение в обществе, вело к поляризации сил в нем. Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР» (1989 г.) привел к появлению частного предпринимательства. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. С 1989 г., как уже отмечалось, растет забастовочное движение.

Начинается борьба за перераспределение  финансовых потоков между центром  и регионами. Последние обвиняют центр в несправедливом распределении  средств. На политическом уровне это  сопровождается идеей экономического суверенитета союзных республик, которую  наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В конце 1988 г. в Эстонии была провозглашена  Декларация о суверенитете, которая  содержала статьи о верховенстве республиканских законов над  общесоюзными, о собственности республики на землю, недра и основные средства производства в промышленности. Хотя Верховный Совет СССР признал  этот документ недействительным, начавшийся «парад суверенитетов» остановить было невозможно. В начале 1989 г. в Литве  возникло движение «Саюдис», выступившее  за отделение от СССР и создание независимого Литовского государства. В конце 1989 г. Закон о суверенитете принял Азербайджан. Возникает опасность  распада СССР. Это вызывает необходимость  глубоких экономических преобразований. 4

Летом 1990 г. правительство  Н.И. Рыжкова наконец разработало  экономическую антикризисную программу. Ее готовила рабочая группа во главе  с академиком Л.И. Абалкиным. Она  исходила из идеи постепенности вхождения  в рынок («сначала стабилизация, а  потом рынок»). По-прежнему сохранялось сочетание государственного сектора и рыночных отношений. Вводить рынок предлагалось поэтапно, начиная с 1991 г., но реальные рыночные отношения возникли лишь с 1995 г. 5

Одновременно с правительственной  программой появились и другие. Альтернативную программу перехода к рыночной экономике, получившую название «500 дней», подготовила  группа ученых во главе с академиком С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Она  предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования  с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий, допущение  регулируемой безработицы. Одновременно она значительно ограничивала возможности  союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались  условия для образования экономического союза республик, который мог  бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между  ними. Эта программа была поддержана оппозиционными силами, и прежде всего  руководством РСФСР (Б.Н. Ельцин, И.С. Силаев). Но эта программа так и не была реализована. М.С. Горбачев предпочел  программу экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В.С. Павловым, ставшим премьер-министром  Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку, от реального перехода к рынку в  ней осталась только рыночная фразеология.6

Программа Павлова начала осуществляться с января 1991 г., когда  неожиданно для советских граждан  была проведена денежная реформа (24 января). Согласно реформе в три  дня производился обмен 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 г. Из Сбербанка  по вкладам не выдавалось более 500 рублей. В одночасье перестали существовать сбережения у большинства трудящихся. Инициаторы реформы предполагали нанести «смертельный удар по теневой экономике», но он пришелся по всему населению, при этом «теневики» пострадали меньше всего. Эта непродуманная акция еще больше озлобила народ против центральной власти и ускорила процесс распада СССР. Боясь взрыва народного возмущения, с 1 февраля власти были вынуждены ввести совместное патрулирование милицией и военными улиц крупных городов.

С 1 апреля 1991 г. правительство  В.С. Павлова пошло на повышение  розничных цен в 2-5 раз практически  на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса, надеясь, что это остановит ажиотажный спрос на них. При этом заработная плата повышалась в среднем на 20-30%, выдавалась также единовременная компенсация в размере 60 рублей. Повышение цен еще более усилило  социальную напряженность. С весны 1991 г. наблюдается рост забастовочного движения. К бастующим шахтерам присоединялись сотни трудовых коллективов в  других отраслях. Общее число бастовавших  превысило 1 млн человек. Их требования, наряду с экономическими, теперь носили и политический характер: кроме отставки Горбачева и Павлова, бастующие  требовали восстановления частной  собственности, реальной многопартийности и т.п.

Информация о работе Внешняя политика СССР до и в годы перестройки