Внешняя политика СССР до и в годы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- проанализировать взаимоотношения союзных республик в годы перестройки.
Задачи:
1.Изучить социально-экономический кризис СССР в годы перестройки;
2. Рассмотреть «Перестройка» в общественно-политической жизни;
3. Описать внешнюю политику СССР в годы перестройки (1985-1990)гг.
4.Проанализировать внешнюю политику СССР в годы до перестройки

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов
1.1. Социально-экономический кризис в СССР………………………….……..6
1.2. «Перестройка» в общественно-политической жизни…………………….11
Глава 2. Внешняя политика СССР до и в годы перестройки.
2.1.Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг…………………………………..24
2.2.Внешняя политика СССР в годы перестройки (1985-1990)гг……………33
Заключение…………………………………………………………………...…36
Список источников и использованной литературы……………………….39

Файлы: 1 файл

Взаимоотношение СССР 1980-1990.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

Раскол в рядах КПСС привел к появлению нескольких партий коммунистической ориентации. В июне 1990 г. состоялся первый съезд Российской Коммунистической партии (КПРФ). Возникли также Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др. Различие между ними заключалось в способах построения коммунизма.

Деятельность оппозиционных  сил проявлялась в издании  газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 г. и в участии в парламентской  борьбе. В 1987 г. митинги оппозиционных  движений собирали в лучшем случае несколько десятков человек, в 1988 г. они стали более многочисленные, а в 1990 г. в Москве прошли грандиозные  манифестации, в которых принимали  участие сотни тысяч человек. Первые независимые газеты и журналы полулегально стали появляться еще в 1987 г., в 1988-1989 гг. их стало больше и они стали, агрессивнее. В 1990 г. после принятия закона о печати количество независимых газет и журналов резко возросло. Они выражали интересы, как правило, той или иной оппозиционной партии или группировки.

Характерной чертой общественно-политической жизни страны в эти годы стало  падение престижа комсомола и  профсоюзов. Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превратился в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные  позиции на зарождающемся рынке  СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных  в предыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в  выборе средств получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды  крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 г. ВЛКСМ практически  исчез с политической арены страны.13

В 1988 - 1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился  отток рабочих и служащих из официальных  профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональные организации. Появление  в 1989 г. независимого рабочего движения заставило ряд профсоюзов поддержать требования бастующих и оказать  им разностороннюю помощь. В 1989 г. во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых  организаций и их демократизации. Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме  того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.

Появление на политической арене партий либеральной и демократической  ориентации привело к консолидации оппозиционных сил, к обострению борьбы за углубление политических и  экономических реформ. Под влиянием массированной пропаганды в обществе зреет надежда, что выходом из все углубляющегося кризиса может  стать отказ от социализма и переход  к рыночным отношениям. В этих условиях катастрофически падает авторитет  М.С. Горбачева и растет популярность лидера оппозиции Б.Н. Ельцина. Ситуация усугубилась обострением межнациональных  противоречий. В своей борьбе оппозиция  делает ставку на развал СССР и суверенитет  РСФСР.

Росло напряжение и в союзных  республиках. В ходе выборов 1990 г. в  республиканские и местные Советы к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили  суверенитет, а отдельные заявили  о стремлении приобрести независимость  в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках  Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и  Закавказья (Армения и Грузия), а  также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались  события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. Пришедшие к власти демократы  не могли найти решения старых проблем и во всех бедах обвиняли союзное руководство.

I Съезд народных депутатов  РСФСР (май - июнь 1990 г.) небольшим  перевесом голосов Председателем  Верховного Совета избрал Б.Н.  Ельцина, его первым заместителем - Р.И. Хасбулатова, Председателем  Совета Министров был назначен  И.С. Силаев. 12 июня 1990 г. съезд  принял Декларацию о государственном  суверенитете России. Чрезвычайная  сессия Верховного Совета РСФСР  в марте - апреле 1991 г. приняла  решение о введении поста президента  РСФСР и проведении президентских  выборов в июне 1991 г. До этого  срока Б. Н. Ельцин получил  дополнительные права и полномочия. После проведения выборов он становится всенародно избранным первым Президентом России.14

Одновременно с выборами в союзных республиках в марте - мае 1990 г. были проведены выборы в  автономных республиках и в местные  Советы всех уровней. Во многих районах  власть перешла к оппозиционным  КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции  были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в  автономных республиках многие из них  заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные  республики. Летом - осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и  ряд других.

Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов» как на республиканском  уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих  руках максимум полномочий, игнорируя  во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных  выборных органов в 1990 - 1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская  система в том виде, в каком  она существовала, не приспособлена  для успешного выполнения задач  исполнительной и законодательной  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внешняя политика СССР  до и в годы перестройки.

2.1. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

 

Вторая половина 1960-х в  международных отношениях характеризовалась  обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани  ядерной войны, пришло понимание  невозможности использования атомного оружия в решении международных  конфликтов. Всем стало ясно, что  победителей в такой войне  быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов  между НАТО и ОВД и складывании  стратегического паритета СССР и  США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое  получило название «разрядки». Между  Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего  мира». Нередко это соперничество  приводило к локальным военным  конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская  война 1967 г.). Большое влияние на расстановку  сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое  единство и в странах социалистического  лагеря.15

 Для Советского Союза  геополитические интересы, облеченные  в идеологическую оболочку, становятся  решающими в отношениях с социалистическими  и развивающимися странами. Советское  руководство во внешней политике  ставило три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического  лагеря и еще теснее сплотить  его в политическом, военном и  экономическом отношениях; нормализовать  отношения между Востоком и  Западом (политика «разрядки»); продолжать  политику последовательной поддержки  «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. СССР был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся страны.

В условиях наращивания в  мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской  внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического  паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство  рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную  часть борьбы за мир.

Укреплению социалистического содружества СССР уделял первостепенное значение. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось более 50% общего торгового оборота. Главными предметами советского экспорта стали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Из стран-участников СЭВ ввозили машины, оборудование и транспортные средства. Происходил неэквивалентный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары, поскольку СССР взял на себя обязательство поставок сырья по ценам значительно ниже мировых. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). Выполнение программы способствовало углублению международного разделения труда. Венгрия специализировалась на автобусостроении, ГДР - на судо- и приборостроении, Болгария - на переработке сельскохозяйственной продукции и т.п. Экономическая интеграция деформировала структуру экономики стран СЭВ, делала ее однобокой и препятствовала развитию в ней рыночного механизма.

Взаимоотношения между социалистическими  странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления  деятельности своих союзников. Это  находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным  вопросам, в постоянных технических  консультациях, в коллективных действиях, в постоянных отчетах лидеров  этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие их в Крым на отдых (так  называемые «крымские встречи»). Активно  развивалось сотрудничество в рамках ОВД. Почти ежегодно проводились  совместные военные маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Такая  политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины  Брежнева». Она исходила из того, что  единство стран социалистического  лагеря является их общей заботой, и  если возникает угроза социализму в  какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.16

Советское руководство четко  ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры. Так, в 1968 г. чехословацкое правительство  предприняло попытку «обновления  социализма» и ослабления зависимости  от СССР путем демократизации общества, внедрения частного предпринимательства  и сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в августе 1968 г. и подавление «контрреволюции». Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству  удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная  борьба в стране развернулась с новой  силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому  руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное  положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал  В.Ярузельский. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск  для «наведения порядка».

Существовали все же социалистические государства, проводившие независимый  внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией и Румынией. Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения  были разорваны еще в 1961 г. В жесткой  конфронтации Советский Союз находился  с КНР. Обострение отношений между  ними началось еще в конце 50-х  гг., а в середине 60-х гг., с началом  «культурной революции», китайское  руководство намеренно пошло  на резкое ухудшение отношений с  СССР. В 1965 - 1966 гг. из Китая выехали  почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. Резко активизировались территориальные  претензии КНР к СССР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли  вооруженные столкновения в районе острова Даманский (р. Уссури), где  граница еще не была демаркирована. Китайские войска расстреляли в  упор пограничные патрули, убив 152 человека. После использования советскими военными установок «Град» провокации с китайской стороны прекратились. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться. Конфликт на о. Даманский сделал реальной угрозу крупномасштабной войны с Китаем. Стремление не допустить возникновения китайско-американского союза против СССР заставило советское руководство разработать новый внешнеполитический курс, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой XXIV съездом КПСС в 1971 г. СССР не отказывался от гонки вооружений, но она приобретала цивилизованные рамки. Предусматривалось расширение экономических и дипломатических связей с Западом. Как уже отмечалось, такое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности». Это не было прекращением «холодной войны». Менялись лишь «правила игры»: СССР не вмешивался во внутренние дела Запада, а США признавали реалии в Восточной Европе. При этом СССР не отказывался от расширения своего присутствия в различных странах земного шара.17

Информация о работе Внешняя политика СССР до и в годы перестройки