Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель курсовой работы- проанализировать взаимоотношения союзных республик в годы перестройки.
Задачи:
1.Изучить социально-экономический кризис СССР в годы перестройки;
2. Рассмотреть «Перестройка» в общественно-политической жизни;
3. Описать внешнюю политику СССР в годы перестройки (1985-1990)гг.
4.Проанализировать внешнюю политику СССР в годы до перестройки
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов
1.1. Социально-экономический кризис в СССР………………………….……..6
1.2. «Перестройка» в общественно-политической жизни…………………….11
Глава 2. Внешняя политика СССР до и в годы перестройки.
2.1.Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг…………………………………..24
2.2.Внешняя политика СССР в годы перестройки (1985-1990)гг……………33
Заключение…………………………………………………………………...…36
Список источников и использованной литературы……………………….39
Раскол в рядах КПСС привел к появлению нескольких партий коммунистической ориентации. В июне 1990 г. состоялся первый съезд Российской Коммунистической партии (КПРФ). Возникли также Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др. Различие между ними заключалось в способах построения коммунизма.
Деятельность оппозиционных
сил проявлялась в издании
газет и журналов, проведении митингов,
а с 1989 г. и в участии в парламентской
борьбе. В 1987 г. митинги оппозиционных
движений собирали в лучшем случае
несколько десятков человек, в 1988 г.
они стали более
Характерной чертой общественно-политической
жизни страны в эти годы стало
падение престижа комсомола и
профсоюзов. Комсомол перестал быть собственно
политической организацией и постепенно
превратился в объединение
В 1988 - 1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональные организации. Появление в 1989 г. независимого рабочего движения заставило ряд профсоюзов поддержать требования бастующих и оказать им разностороннюю помощь. В 1989 г. во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации. Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.
Появление на политической
арене партий либеральной и демократической
ориентации привело к консолидации
оппозиционных сил, к обострению
борьбы за углубление политических и
экономических реформ. Под влиянием
массированной пропаганды в обществе
зреет надежда, что выходом из
все углубляющегося кризиса может
стать отказ от социализма и переход
к рыночным отношениям. В этих условиях
катастрофически падает авторитет
М.С. Горбачева и растет популярность
лидера оппозиции Б.Н. Ельцина. Ситуация
усугубилась обострением
Росло напряжение и в союзных
республиках. В ходе выборов 1990 г. в
республиканские и местные
I Съезд народных депутатов
РСФСР (май - июнь 1990 г.) небольшим
перевесом голосов
Одновременно с выборами в союзных республиках в марте - мае 1990 г. были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом - осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.
Отличительной чертой функционирования
новой власти стала так называемая
«война суверенитетов» как на республиканском
уровне, так и на местном. Каждый
Совет стремился стать высшим
законодательным и
Глава 2. Внешняя политика СССР до и в годы перестройки.
2.1. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Вторая половина 1960-х в
международных отношениях характеризовалась
обострением «холодной войны». Но
к концу десятилетия намечаются
новые тенденции. После Карибского
кризиса, когда мир оказался на грани
ядерной войны, пришло понимание
невозможности использования
Для Советского Союза
геополитические интересы, облеченные
в идеологическую оболочку, становятся
решающими в отношениях с
В условиях наращивания в
мире ядерного потенциала одним из
основных направлений советской
внешней политики стала борьба за
достижение военно-стратегического
паритета между Востоком и Западом.
И хотя он был достигнут в 1969 г.,
все же советское руководство
рассматривало наращивание
Укреплению социалистического содружества СССР уделял первостепенное значение. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось более 50% общего торгового оборота. Главными предметами советского экспорта стали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Из стран-участников СЭВ ввозили машины, оборудование и транспортные средства. Происходил неэквивалентный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары, поскольку СССР взял на себя обязательство поставок сырья по ценам значительно ниже мировых. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). Выполнение программы способствовало углублению международного разделения труда. Венгрия специализировалась на автобусостроении, ГДР - на судо- и приборостроении, Болгария - на переработке сельскохозяйственной продукции и т.п. Экономическая интеграция деформировала структуру экономики стран СЭВ, делала ее однобокой и препятствовала развитию в ней рыночного механизма.
Взаимоотношения между социалистическими
странами были далеко не равноправными.
СССР по-прежнему был «старшим братом»,
который определял основные направления
деятельности своих союзников. Это
находило выражение в общих коллективных
декларациях по различным международным
вопросам, в постоянных технических
консультациях, в коллективных действиях,
в постоянных отчетах лидеров
этих стран перед советским
Советское руководство четко
ставило рамки, за которые внутриполитические
проблемы в социалистических странах,
несмотря на общий процесс либерализации,
не должны были выходить. Если эти процессы
перерастали установленные
Не менее показательны
были события в Польше. С кризисом
начала 70-х гг. польскому руководству
удалось справиться самому. Однако
в начале 80-х гг. антиправительственная
борьба в стране развернулась с новой
силой. Благодаря экономической, политической
и военной помощи из СССР польскому
руководству удалось
Существовали все же социалистические
государства, проводившие независимый
внешнеполитический курс. С одними
СССР поддерживал добрососедские отношения,
с другими находился в
Информация о работе Внешняя политика СССР до и в годы перестройки