Изменение внешнеполитического
курса Советского государства положительно
повлияло на отношения с Западом.
Расширились контакты с Францией.
Ее президент Шарль де Голль посетил
Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских
и советских министров иностранных
дел и глав правительств были продолжены.
С этого времени стали быстро
развиваться советско-французские
экономические связи, началось сотрудничество
в области изучения и освоения
космического пространства. Новый президент
Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев
подписали в октябре 1971 г. документ
«Принципы сотрудничества между
СССР и Францией».
Улучшились отношения
Советского Союза с Федеративной
Республикой Германии. Осенью 1969 г.
на выборах в бундестаг победу
одержала СДПГ. Новое руководство
страны (канцлер В.Брант) заявило
о нерушимости послевоенных границ
в Европе и де-факто признало существование
ГДР. Все это послужило основой
заключения мирного договора между
ФРГ и СССР в августе 1970 г. В
этом договоре были подтверждены западные
границы Польши и граница между
ГДР и ФРГ. Победой советской
дипломатии и важным этапом европейского
урегулирования было подписание в сентябре
1971 г. четырехстороннего соглашения
по Западному Берлину, которое подтверждало
необоснованность претензий ФРГ
на Западный Берлин и констатировало,
что он не является частью ФРГ и
не будет управляться ею впредь.
В последующие годы политические
и экономические отношения двух
стран развивались достаточно стабильно.
Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась
в одного из основных торговых партнеров
Советского Союза.
Несмотря на то, что экономические
связи СССР и Японии были достаточно
успешными, внешнеполитические отношения
оставались на весьма низком уровне. СССР
так и не заключил с Японией
мирного договора и, следовательно,
с формальной точки зрения находился
с ней в состоянии войны. Основная
причина заключалась в том, что
Япония по-прежнему требовала возвращения
четырех островов Южно-Курильской гряды,
которые СССР получил после второй
мировой войны. Советский Союз, в
свою очередь, отказывался вести
переговоры по этому вопросу.
Важной формой экономических
связей со странами Запада являлась внешняя
торговля. Получило развитие заключение
договоров на компенсационной основе.
Долгосрочные контракты о сотрудничестве
в строительстве промышленных объектов
на территории СССР были подписаны
с Великобританией, Италией, Японией,
США и др.18
В условиях биполярной модели
международных отношений (Восток - Запад)
огромную роль играли отношения между
двумя сверхдержавами - СССР и США.
Американское вмешательство во Вьетнаме
(1965-1974 гг.) сделало их достаточно напряженными.
По мере ухудшения советско-китайских
отношений СССР был вынужден идти
на сближение с США. Вместе с тем
затянувшаяся война во Вьетнаме была
крайне непопулярна в США, поэтому
американская администрация сделала
все возможное для ее прекращения.
Взаимный интерес стал основой для
улучшения двухсторонних отношений.
1972 г. был годом важного поворота
в советско-американских отношениях.
Это было связано с визитом
в мае президента США Р. Никсона
в Москву. В результате этого визита
были подписаны соглашения об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ - 1), устанавливались
количественные ограничения на строительство
противоракетной обороны, межконтинентальных
ракет наземного базирования
и на подводных лодках. В 1974 г. на
встрече Л.И. Брежнева и американского
президента Дж. Форда удалось договориться
о новом соглашении об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСВ - 2). Однако из-за ухудшения советско-американских
отношений его подписание было отложено
до 1979 г., а ратификация так и
не состоялась. За 1973-1976 гг. СССР и США
обменялись визитами руководителей
государств, в ходе которых обсуждались
военные, политические и экономические
вопросы. За этот период общий объем
советско-американской торговли увеличился
в 8 раз при росте товарооборота
в целом между Востоком и Западом
в 5 раз.
Тем не менее Советскому
Союзу не удалось получить статуса
наибольшего благоприятствия. По инициативе
сенатора Джексона американский конгресс
связал предоставление этого статуса
с обязательством СССР снять ограничения
на эмиграцию советских евреев. Советское
руководство сочло требование неприемлемым.
Советско-американский торговый обмен
развивался главным образом за счет
массовых закупок Советским Союзом
зерна.
Пиком разрядки стало состоявшееся
в столице Финляндии Хельсинки
Совещание по безопасности и сотрудничеству
в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке
совещания проходила в Хельсинки
с 1973 по 1975 гг. В июле - августе 1975 г. был
подписан Заключительный акт Совещания,
в котором приняли участие
главы 33 европейских государств, а
также США и Канады. Этот акт
зафиксировал и узаконил политико-военное
и социально-экономическое положение,
которое сложилось в послевоенной
Европе и в мире. В документе
шла речь о необходимости соблюдать
в международных отношениях принципы
суверенитета, равенства, невмешательства
во внутренние дела друг друга. В него
были включены также статьи о защите
прав человека, свободе информации
и передвижения, которые стали
правовой базой диссидентского движения
в СССР.19
После подписания Хельсинского
Заключительного акта Советский
Союз, почувствовав себя хозяином в
Восточной Европе, стал размещать
в ГДР и Чехословакии новые
ракеты среднего радиуса действия (СС
- 20), ограничение которых не предусматривалось
имеющимися договорами. Это вызвало
ответную реакцию США. В 1979 г. в США
создаются «силы быстрого реагирования»,
и делается ставка на «упреждающий
удар». Американский конгресс отказался
ратифицировать договор ОСВ - 2 и
в начале 1980-х гг. разместил в
Западной Европе «крылатые ракеты»
и ракеты «Першинг», способные достигнуть
территории Советского Союза. Начался
новый виток гонки вооружений.
Наступил конец «разрядки». В США
велись работы над программой «стратегической
оборонной инициативы» (СОИ), которая
предусматривала выведение ядерного
оружия в космос. Кризис советской
экономики не позволил сохранить
военное равновесие, появляется тенденция
технологического отставания в производстве
вооружений. Позиции СССР в мире
начинают слабеть.
Смертельный удар разрядке
был нанесен советской интервенцией
в Афганистан в декабре 1979 г. В
результате государственного переворота
в апреле 1978 г. в Афганистане к
власти пришла народно-демократическая
партия во главе с Н. Тараки. Он обратился
к советскому руководству с просьбой
об оказании военной помощи революционному
движению. Когда советские руководители
в глубокой тайне принимали решение
о вводе войск в Афганистан,
они не могли представить себе,
какие серьезные последствия
повлечет за собой эта акция и
как она отразится на отношениях
между Востоком и Западом. Мировая
общественность резко отрицательно
расценила действия СССР в Афганистане.
Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи
ООН осудила эту акцию. Некоторые
страны прервали дипломатические отношения
с Советским Союзом, ввели против
него экономические санкции и
не прислали своих представителей на
летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г.
В начале 80-х гг. практически прекратились
конструктивные контакты с западными
странами. Нагнетание международной
обстановки происходило всю первую
половину 80-х гг., вплоть до прихода
к власти М. С. Горбачева.
Одним из приоритетных направлений
советской внешней политики стали
отношения со странами «третьего
мира». Стремясь усилить свое влияние
в различных регионах планеты, СССР
оказывал им широкомасштабную помощь.
Она охватывала военную, финансовую,
техническую и прочие сферы: сюда
направлялись военные и гражданские
специалисты, давались огромные льготные
кредиты, велись поставки дешевого вооружения
и сырья. Только за первую половину
1970-х гг. в «освободившихся странах»
с помощью СССР было построено
около 900 промышленных предприятий. Особую
активность СССР развернул на Ближнем
Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия,
Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной
Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял
кубинскую интервенцию в Анголе,
помогал Народному фронту освобождения
Мозамбика, непосредственно вмешался
в конфликт в районе Африканского
Рога сначала на стороне Сомали, а затем
на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве
Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа,
которые добились свержения в этой стране
проамериканского режима диктатора Сомосы.
Симпатии у советского руководства вызывали
страны, провозгласившие курс на строительство
социализма. Такая «помощь» привела к
выкачиванию колоссальных средств из
национального бюджета страны и стала
одной из причин ее экономического краха.20
В начале 80-х гг. внешняя
политика СССР приносила по преимуществу
неутешительные результаты, перечеркивая
успехи периода разрядки.
2.2.Внешняя политика
СССР в годы перестройки (1985-1990)гг.
С приходом нового руководства
произошла смена внешнеполитической
стратегии. Среди приоритетных направлений
во внешней политике СССР второй половины
80-х годов стали: смягчение напряженности
между Востоком и Западом посредством
переговоров с США о разоружении;
урегулирование региональных конфликтов;
признание существующего миропорядка
и расширение экономических связей
со всеми государствами. С приходом
М.С. Горбачева оформилась новая
философско-политическая концепция, получившая
название “новое политическое мышление”.
В результате советско-американских
переговоров было заключено соглашение
об уничтожении ракет среднего и
ближнего радиуса действия (Договор
от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан
Договор об ограничении стратегических
наступательных вооружений (СНВ-I), положивший
конец периоду конфронтации. Были
достигнуты соглашения о развитии гуманитарного
сотрудничества, экономических отношений
СССР с США. СССР выступил с целым
рядом новых инициатив по разоружению:
о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об
одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую
очередь их военных организаций (май 1987
г.) и др. Свидетельством нового подхода
к международным делам стало согласие
СССР на объединение Германии (1990 г.). В
Европе к 1990 г. ликвидировались советские
и американские ракеты средней и меньшей
дальности, причем они уничтожались, и
не могли быть перебазированы в другие
регионы. При этом СССР сохранял военное
преимущество в танках и личном составе,
а НАТО имели ядерное превосходство. Со
своей стороны западные страны, прежде
всего США и Англия, по-прежнему увязывали
расширение торговых связей с политическими
изменениями внутри СССР, включающими
расширение гуманитарных связей, контактов
между частными лицами. Отношения со странами
Центральной и Восточной Европы и развивающимися
странами. Несмотря на заявления о деидеологизации
международных отношений, в отношениях
с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал
следовать принципам “социалистического
интернационализма”. Советский внешний
фактор сыграл решающую роль в массовых
выступлениях против тоталитарных режимов
и развитии антикоммунистических революций
в странах ЦВЕ. Изменения в бывших союзных
странах непосредственным образом сказались
на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г.
начался вывод советских войск из стран
ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных
экономических и военных связей СССР с
Восточной Европой, что также больно ударило
по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся
официальный роспуск СЭВ и Организации
Варшавского Договора. Советская дипломатия
активно включилась в процесс урегулирования
межрегиональных конфликтов, в частности
ближневосточного кризиса. Отказ Советского
Союза от прямого вмешательства в гражданские
конфликты привел к ослаблению в этих
странах военного противостояния и началу
поисков национального согласия. Значительно
сокращены были размеры предоставляемой
этим странам безвозмездной помощи. 15
февраля 1989 г. завершился вывод советских
войск из Афганистана, что сделало возможным
возобновление диалога между СССР и КНР.
Советская дипломатия также прилагала
усилия для нормализации отношений с нетрадиционными
партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей,
Тайванем и др. Итоги внешнеполического
развития. Советская внешняя политика
периода перестройки базировалась на
концепции нового политического мышления.
Благодаря ей произошло ослабление международной
напряженности, и, в первую очередь, противостояния
СССР и США. Инициатива прекращения “холодной
войны” при этом принадлежала Советскому
Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные
реформы невозможно было осуществить
без резкого сокращения военно-промышленного
комплекса который подчинил себе всю хозяйственную
деятельность. С этой точки зрения столь
важное значение имели последствия демилитаризации
всей общественной жизни: разрушение психологии
“осажденной крепости”, отказ от применения
силы, перевод творческого потенциала
народа в русло созидательной деятельности.
Сложное экономическое положение заставило
руководство СССР пойти на уступки Западу
в целях получения финансовой помощи и
политической поддержки. В конце 80-х гг.
стало очевидным, что Советский Союз выходит
из “холодной войны” утратившим положение
сверхдержавы.21
Заключение
В годы «перестройки» внешнеполитический
курс СССР претерпел серьезные изменения.
Причиной этому стало снижение темпов
экономического роста и стагнация
экономики в первой половине 1980-х
годов. Советский Союз был более
не в состоянии выдерживать гонку
вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев
в книге «Перестройка для нашей
страны и для всего мира» и
своих многочисленных выступлениях
предложил концепцию «нового
политического мышления», стержнем
которой становится приоритет общечеловеческих
ценностей над классовыми. Подчеркивалось,
что в мире накоплен огромный ядерный
потенциал, способный многократно
уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось
исключить из международных отношений
применение силы, а в вооружениях
исходить из принципа разумной достаточности.
Отмечалось, что все человечество
тесно взаимосвязано. В мире существуют
глобальные проблемы выживания, решить
которые не под силу одной или
нескольким странам (экология, здравоохранение,
проблема питания и т.п.). Подчеркивалась
необходимость широких контактов
СССР со всеми станами мира, независимо
от их общественного строя. Признавались
допущенные ошибки в отношениях с
Китаем и некоторыми другими странами.
Советский Союз прекратил
также помощь вьетнамским войскам
в Камбодже, сократил численность
своих войск на советско-китайской
границе и начал их вывод с
территории Монголии. Это послужило
основой для нормализации отношений
с Китаем. Они еще более улучшились
после визита М.С. Горбачева в
Пекин летом 1989 г.
Во второй половине 1980-х
годов СССР прекращает поддерживать
революционные силы в Эфиопии, Анголе,
Мозамбике, Никарагуа. Сокращаются
объемы помощи странам «третьего
мира». Они начинают ориентироваться
на помощь Запада, что приводит изменению
расстановки сил на международной
арене в пользу США.
Серьезные перемены происходят
в отношениях СССР с социалистическими
странами. Он отказывается от вмешательства
в дела союзников по ОВД, смешивая
идеологические и стратегические приоритеты
внешней политики. В 1988 - 1989 годах
начинается спешный вывод советских
войск с территории этих государств.
Лишенное поддержки Советского Союза
руководство этих стран не смогло
противостоять растущему недовольству.
В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии
прошли массовые выступления оппозиции
за восстановление демократических
свобод. Рухнули прежние режимы в
Польше, Венгрии, Югославии и Албании.
Свержение социалистических правительств
в этих странах происходило мирным
путем, что дало повод назвать
эти события «бархатными революциями».
Практически во всех этих странах
к власти пришла оппозиция. Создаются
демократические органы власти. Начинается
переход к рыночной экономике
и приватизация предприятий. Во многих
странах это приводит к ухудшению
экономической ситуации.
Политика «невмешательства»,
которую заняло советское руководство
в этих событиях, привело к нарушению
стратегического равновесия в Европе
и усилению НАТО. Отказ стран Восточной
Европы от социалистической модели развития
привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и
ОВД. Советский Союз теряет своих
традиционных стратегических партнеров.
Его влияние в Европе и мире
в целом слабеет. Исчезает биполярная
модель мира (Восток - Запад). Меняется
политическая карта Европы. Югославия
распалась на независимую Словению,
Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория
остались в составе Югославии, в
Боснии и Герцеговине началась война
на почве межнациональных противоречий.
Серьезным политическим просчетом
и уступкой Западу со стороны СССР
можно считать объединение Германии
в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена
берлинская стена. Во время встречи
с канцлером Г. Колем (февраль 1990
г.) М.С. Горбачев предложил ему «взять
процесс объединения Германии в
свои руки» и согласился на объединение
Германии без всяких условий. В результате
объединенная Германия стала членом НАТО,
что укрепило этот блок. Взамен СССР получил
экономическую помощь в размере 10 млрд
марок на обустройство выводимых с территории
Германии советских войск, которые, кстати,
впоследствии осели в коммерческих банках
и до военнослужащих так и не дошли.
С распадом СЭВ Советский
Союз теряет своих торговых партнеров.
Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом
обороте СССР сокращается с 50 до
16%. Не следует забывать, что в
рамках СЭВ существовала экономическая
интеграция, ликвидация которой тяжело
отразилась на народном хозяйстве. В
условиях углубления экономического кризиса
в СССР в начале 1990-х годов Горбачев
был вынужден обратиться к финансовой
помощи стран Запада. Активизировались
государственные связи Советского
Союза и стран Европейского Экономического
Сообщества (ЕЭС). Он был принят в
Международный валютный фонд. Однако
Запад не торопился оказывать
эффективную экономическую помощь
Советскому государству.
В годы «перестройки» советские
дипломаты пытаются наладить тесные
экономические и политические контакты
с большинством стран. Межгосударственные
отношения установились с Южной
Кореей. Между двумя странами были
достигнуты договоренности о совместных
работах по освоению природных ресурсов
Сибири и Дальнего Востока. Были заключены
дипломатические отношения и
расширены экономические контакты
с Израилем. Со Швецией, Норвегией
и Финляндией были подписаны договоры
о совместном освоении природных
богатств Кольского полуострова
и континентального шельфа Баренцева
моря.