Внешняя политика СССР до и в годы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- проанализировать взаимоотношения союзных республик в годы перестройки.
Задачи:
1.Изучить социально-экономический кризис СССР в годы перестройки;
2. Рассмотреть «Перестройка» в общественно-политической жизни;
3. Описать внешнюю политику СССР в годы перестройки (1985-1990)гг.
4.Проанализировать внешнюю политику СССР в годы до перестройки

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. СССР во второй половине 1980-х годов
1.1. Социально-экономический кризис в СССР………………………….……..6
1.2. «Перестройка» в общественно-политической жизни…………………….11
Глава 2. Внешняя политика СССР до и в годы перестройки.
2.1.Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг…………………………………..24
2.2.Внешняя политика СССР в годы перестройки (1985-1990)гг……………33
Заключение…………………………………………………………………...…36
Список источников и использованной литературы……………………….39

Файлы: 1 файл

Взаимоотношение СССР 1980-1990.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

Изменение внешнеполитического  курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил  Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских  и советских министров иностранных  дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские  экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент  Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев  подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между  СССР и Францией».

Улучшились отношения  Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство  страны (канцлер В.Брант) заявило  о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование  ГДР. Все это послужило основой  заключения мирного договора между  ФРГ и СССР в августе 1970 г. В  этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между  ГДР и ФРГ. Победой советской  дипломатии и важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность претензий ФРГ  на Западный Берлин и констатировало, что он не является частью ФРГ и  не будет управляться ею впредь. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнеров  Советского Союза.

Несмотря на то, что экономические  связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения  оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией  мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился  с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что  Япония по-прежнему требовала возвращения  четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в  свою очередь, отказывался вести  переговоры по этому вопросу.

Важной формой экономических  связей со странами Запада являлась внешняя  торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны  с Великобританией, Италией, Японией, США и др.18

В условиях биполярной модели международных отношений (Восток - Запад) огромную роль играли отношения между  двумя сверхдержавами - СССР и США. Американское вмешательство во Вьетнаме (1965-1974 гг.) сделало их достаточно напряженными. По мере ухудшения советско-китайских  отношений СССР был вынужден идти на сближение с США. Вместе с тем  затянувшаяся война во Вьетнаме была крайне непопулярна в США, поэтому  американская администрация сделала  все возможное для ее прекращения. Взаимный интерес стал основой для  улучшения двухсторонних отношений. 1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом  в мае президента США Р. Никсона  в Москву. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении  стратегических вооружений (ОСВ - 1), устанавливались  количественные ограничения на строительство  противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования  и на подводных лодках. В 1974 г. на встрече Л.И. Брежнева и американского  президента Дж. Форда удалось договориться о новом соглашении об ограничении  стратегических наступательных вооружений (ОСВ - 2). Однако из-за ухудшения советско-американских отношений его подписание было отложено до 1979 г., а ратификация так и  не состоялась. За 1973-1976 гг. СССР и США  обменялись визитами руководителей  государств, в ходе которых обсуждались  военные, политические и экономические  вопросы. За этот период общий объем  советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота  в целом между Востоком и Западом  в 5 раз.

Тем не менее Советскому Союзу не удалось получить статуса  наибольшего благоприятствия. По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса  с обязательством СССР снять ограничения  на эмиграцию советских евреев. Советское  руководство сочло требование неприемлемым. Советско-американский торговый обмен  развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна.

Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки  с 1973 по 1975 гг. В июле - августе 1975 г. был  подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие  главы 33 европейских государств, а  также США и Канады. Этот акт  зафиксировал и узаконил политико-военное  и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире. В документе  шла речь о необходимости соблюдать  в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства  во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали  правовой базой диссидентского движения в СССР.19

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский  Союз, почувствовав себя хозяином в  Восточной Европе, стал размещать  в ГДР и Чехословакии новые  ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось  имеющимися договорами. Это вызвало  ответную реакцию США. В 1979 г. в США  создаются «силы быстрого реагирования», и делается ставка на «упреждающий удар». Американский конгресс отказался  ратифицировать договор ОСВ - 2 и  в начале 1980-х гг. разместил в  Западной Европе «крылатые ракеты»  и ракеты «Першинг», способные достигнуть территории Советского Союза. Начался  новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США  велись работы над программой «стратегической  оборонной инициативы» (СОИ), которая  предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской  экономики не позволил сохранить  военное равновесие, появляется тенденция  технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.

Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистан в декабре 1979 г. В  результате государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане к  власти пришла народно-демократическая  партия во главе с Н. Тараки. Он обратился  к советскому руководству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Когда советские руководители в глубокой тайне принимали решение  о вводе войск в Афганистан, они не могли представить себе, какие серьезные последствия  повлечет за собой эта акция и  как она отразится на отношениях между Востоком и Западом. Мировая  общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи  ООН осудила эту акцию. Некоторые  страны прервали дипломатические отношения  с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и  не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными  странами. Нагнетание международной  обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода  к власти М. С. Горбачева.

Одним из приоритетных направлений  советской внешней политики стали  отношения со странами «третьего  мира». Стремясь усилить свое влияние  в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские  специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья. Только за первую половину 1970-х гг. в «освободившихся странах» с помощью СССР было построено  около 900 промышленных предприятий. Особую активность СССР развернул на Ближнем  Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной  Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа, которые добились свержения в этой стране проамериканского режима диктатора Сомосы. Симпатии у советского руководства вызывали страны, провозгласившие курс на строительство социализма. Такая «помощь» привела к выкачиванию колоссальных средств из национального бюджета страны и стала одной из причин ее экономического краха.20

В начале 80-х гг. внешняя  политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки.

 

 

2.2.Внешняя политика  СССР в годы  перестройки (1985-1990)гг.

 

С приходом нового руководства  произошла смена внешнеполитической стратегии. Среди приоритетных направлений  во внешней политике СССР второй половины 80-х годов стали: смягчение напряженности  между Востоком и Западом посредством  переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка  и расширение экономических связей со всеми государствами. С приходом М.С. Горбачева оформилась новая  философско-политическая концепция, получившая название “новое политическое мышление”. В результате советско-американских переговоров было заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и  ближнего радиуса действия (Договор  от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного  сотрудничества, экономических отношений  СССР с США. СССР выступил с целым  рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение гуманитарных связей, контактов между частными лицами. Отношения со странами Центральной и Восточной Европы и развивающимися странами. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал следовать принципам “социалистического интернационализма”. Советский внешний фактор сыграл решающую роль в массовых выступлениях против тоталитарных режимов и развитии антикоммунистических революций в странах ЦВЕ. Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. Итоги внешнеполического развития. Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции нового политического мышления. Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения “холодной войны” при этом принадлежала Советскому Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии “осажденной крепости”, отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из “холодной войны” утратившим положение сверхдержавы.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация  экономики в первой половине 1980-х  годов. Советский Союз был более  не в состоянии выдерживать гонку  вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей  страны и для всего мира» и  своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового  политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный  потенциал, способный многократно  уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений  применение силы, а в вооружениях  исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или  нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов  СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с  Китаем и некоторыми другими странами.

Советский Союз прекратил  также помощь вьетнамским войскам  в Камбодже, сократил численность  своих войск на советско-китайской  границе и начал их вывод с  территории Монголии. Это послужило  основой для нормализации отношений  с Китаем. Они еще более улучшились после визита М.С. Горбачева в  Пекин летом 1989 г.

Во второй половине 1980-х  годов СССР прекращает поддерживать революционные силы в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Сокращаются  объемы помощи странам «третьего  мира». Они начинают ориентироваться  на помощь Запада, что приводит изменению  расстановки сил на международной  арене в пользу США.

Серьезные перемены происходят в отношениях СССР с социалистическими  странами. Он отказывается от вмешательства  в дела союзников по ОВД, смешивая идеологические и стратегические приоритеты внешней политики. В 1988 - 1989 годах  начинается спешный вывод советских  войск с территории этих государств. Лишенное поддержки Советского Союза  руководство этих стран не смогло противостоять растущему недовольству. В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии прошли массовые выступления оппозиции  за восстановление демократических  свобод. Рухнули прежние режимы в  Польше, Венгрии, Югославии и Албании. Свержение социалистических правительств в этих странах происходило мирным путем, что дало повод назвать  эти события «бархатными революциями». Практически во всех этих странах  к власти пришла оппозиция. Создаются  демократические органы власти. Начинается переход к рыночной экономике  и приватизация предприятий. Во многих странах это приводит к ухудшению  экономической ситуации.

Политика «невмешательства», которую заняло советское руководство  в этих событиях, привело к нарушению  стратегического равновесия в Европе и усилению НАТО. Отказ стран Восточной  Европы от социалистической модели развития привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и  ОВД. Советский Союз теряет своих  традиционных стратегических партнеров. Его влияние в Европе и мире в целом слабеет. Исчезает биполярная модель мира (Восток - Запад). Меняется политическая карта Европы. Югославия  распалась на независимую Словению, Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в  Боснии и Герцеговине началась война  на почве межнациональных противоречий. Серьезным политическим просчетом  и уступкой Западу со стороны СССР можно считать объединение Германии в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена  берлинская стена. Во время встречи  с канцлером Г. Колем (февраль 1990 г.) М.С. Горбачев предложил ему «взять процесс объединения Германии в  свои руки» и согласился на объединение  Германии без всяких условий. В результате объединенная Германия стала членом НАТО, что укрепило этот блок. Взамен СССР получил экономическую помощь в размере 10 млрд марок на обустройство выводимых с территории Германии советских войск, которые, кстати, впоследствии осели в коммерческих банках и до военнослужащих так и не дошли.

С распадом СЭВ Советский  Союз теряет своих торговых партнеров. Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом обороте СССР сокращается с 50 до 16%. Не следует забывать, что в  рамках СЭВ существовала экономическая  интеграция, ликвидация которой тяжело отразилась на народном хозяйстве. В  условиях углубления экономического кризиса  в СССР в начале 1990-х годов Горбачев был вынужден обратиться к финансовой помощи стран Запада. Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Он был принят в  Международный валютный фонд. Однако Запад не торопился оказывать  эффективную экономическую помощь Советскому государству.

В годы «перестройки» советские  дипломаты пытаются наладить тесные экономические и политические контакты с большинством стран. Межгосударственные отношения установились с Южной  Кореей. Между двумя странами были достигнуты договоренности о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Были заключены  дипломатические отношения и  расширены экономические контакты с Израилем. Со Швецией, Норвегией  и Финляндией были подписаны договоры о совместном освоении природных  богатств Кольского полуострова  и континентального шельфа Баренцева  моря.

Информация о работе Внешняя политика СССР до и в годы перестройки