Владимир Святой и проблема выбора монорелигии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность Владимира Святого и его выбор монорелигии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны иностранных посольств. Что Владимир либо был с детства расположен к христианству, либо совершил величайший духовный подвиг, своим величайшим умом осознал ложность и несостоятельность язычества.

Файлы: 1 файл

Контрольная история.docx

— 61.38 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении последних  лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало  пропагандировать атеизм, и народ  вновь обратился к Богу. В некотором  роде, даже стало модным, быть верующим человеком.

На заре истории, религия  как основная форма идеологии  оказывала значительное влияние  на формирование этнических, а потом  и национальных культур. Благодаря  именно греческому христианству, русский  народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл  не последнюю роль в ходе исторического  процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская  позиция народа - всё это косвенно или прямо можно обосновать спецификой русской души.

Все мы знаем, кто был крестителем  Руси. И, как следует из вышесказанного, выбор Владимира Святого существенно  повлиял на судьбу русского, а также  белорусского и украинского народа.

Таким образом, темой контрольной работы является князь Владимир и его выбор, выбор моно религии. Религии, которая объединит и просветит его народ, сформирует новую систему ценностей и выдвинет Русь на просторы мировой истории как цивилизованную христианскую страну.

В этой работе будут рассматриваться  следующие основные вопросы: Каковы причины обращения Владимира  именно к христианству? Кто крестил  самого князя? Когда произошла христианизация Руси? Каковы обстоятельства крещения? Как изменилась жизнь народа после  крещения?

Цель контрольной работы - дать ответы на все эти вопросы, составить более или менее полную картину христианизации, её предпосылки и итоги, оценить влияние личности князя Владимира.

Исследование проводилось  по материалам известнейших историков, занимавшихся Русской Церковью. Среди них: Голубинский Е.Е., Карташов А.В., Никитин В.А., Никольский Н.М, Пархоменко В., Скрынников Р.Г. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ДО КРЕЩЕНИЯ: ЕГО ЖИЗНЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИДЕИ

1.1. Начало княжения

 

Владимир являлся незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши. И после смерти отца получил в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег - в «Деревах», Древлянской земле. Вскоре, Ярополк, идя по стопам своих предшественников, пытается объединить под своей властью все русские земли. И на пути к его единовластью стоят братья - Олег и Владимир. В 977 году Ярополк развязывает войну с Олегом и разбивает его войско под Овручем, а сам князь погибает в давке при отступлении древлян к воротам города. Вероятно, Ярополк собирался повторить тоже и с Владимиром, но тот, напуганный известием об этих событиях, вместе со своим дядей Добрыней бежал за море в Скандинавию, а его брат, тем временем, посадил своего посадника в Новгороде и правил «един на Руси».

Но Владимир не собирался  сдаваться. Вскоре с отрядом наёмников-варягов  он возвращается обратно и изгоняет посадника Ярополка, с предупреждением  о готовящейся войне.

Прежде чем двинуться  в поход на Киев Владимир объединяет под своей властью русский север: варягов, словенов, чудь и кривичей. Затем, завоевывает Полоцк, тяготевший к Киеву. Победы следовали одна за другой, выявляя несомненное преимущество Владимира. Ярополк, сознавая своё неминуемое поражение, вынужден был сдаться брату, и был убит.

Сев княжить в Киеве, Владимир поспешил избавиться от наплыва варяжских  воинов, отправив их в Константинополь, и пресёк их попытку хозяйничать в городе, который они склонны были рассматривать в качестве своей военной добычи.

Владимир, в отличие от своего отца Святослава, не стремился  в чужие земли, чтобы основать там сказочно-богатую, но призрачную «империю на далёком юге». Его землёй была Русь - Русь Киева и Чернигова, Новгорода и Полоцка, Смоленска  и Переяславля, Русь в широком смысле этого слова, где живёт и трудится «словенеск язык».

Деятельность Владимира  вне Руси определяется его планами  внутреннего устройства и жизни  Русской державы. Владимир начинает свою деятельность с объединения  земель восточного славянства, с укрепления русской государственность, которая, чуть было, не рассыпалась после  смерти Святослава. В 981 году Владимир совершает поход на «Ляхов», в  результате которого князь захватил западно-волынские города Перемышль, Червень и другие. Таким образом, Владимир распространил свою власть на Червенские грады, прочно и надолго включил их в состав древнерусского государства, связав их население с остальной частью Восточной Европы общностью политической, государственной жизни, а впоследствии, общностью религии, что, несомненно, имело огромное значение в дальнейшей судьбе Червоной Руси. Затем, Владимир одержал победы над булгарами и хазарами.

В 992 г., согласно летописи Владимир предпринял поход на «Хорваты», но он не являлся главной целью. Гильденсгеймские анналы сообщают, что в это время польский король Болеслав был занят большой войной с Русью, из чего следует, что Владимир на самом деле воевал с Польшей. Поход был удачен и западные границы Руси, простиравшиеся от Карпат и до самой Пруссии, были укреплены.

Но наибольшую опасность  в это время для Руси представляли печенеги. Опасность со стороны хищных и воинственных кочевников заставила  Владимира ставить приграничные укрепления, состоящие из завалов, валов  и тынов с воротами. Именно для борьбы с печенегами Владимир закладывает Белгород на реке Ирпени, укрепляет Переяславь. Своей энергичной деятельностью по обороне южных рубежей Владимир обезопасил киевскую землю от набегов печенегов, но сама опасность так и не была устранена, и продолжала висеть над Русской землёй вплоть до времён Ярослава.

В эти же годы Владимир предпринимает  походы на вятичей и радимичей, чьи  земли лежали у великого водного  пути «из варяг в греки», после чего объединение русских земель вдоль этой важнейшей магистрали было закончено.

Закончено было и объединение  всего восточного славянства в единое Киевское государство. Русские земли  были объединены под одной властью, теперь оставалось сплотить их единством  управления, законов, порядков, культуры, идеологии, религии.

В первую очередь Владимир стремился сосредоточить в своих  руках более непосредственную власть над русскими землями, для этого  он посадил в городах своих  сыновей вместо местных «светлых князей». Сыновья Владимира не были прочно, на всю жизнь связаны с  определённым городом или землёй. Они лишь правили отдельными частями  Руси от имени великого князя киевского. И отец мог в любую минуту перебросить  их в другой конец государства. Ни многочисленность княжеской семьи, ни наличие у Владимира 12 сыновей, ни посажение их по разным городам не могли ещё привести к Феодальной раздробленности.

Во всей общественной жизни  Руси происходили существенные сдвиги, дофеодальная Русь быстро шла по пути развития классового феодального общества. Этот процесс шёл вглубь и вширь, создавая на месте пред феодальных форм господства и подчинения крепостнические отношения. Усложнялась не только социальная структура древнерусского общества, усложнились и политическая жизнь, и государственное устройство. Всё это не могло не привести к значительным сдвигам в области идеологии, а так как господствующей формой идеологии того времени была религия, то эти сдвиги должны были, прежде всего, вылиться в религиозную реформу. На месте племенных богов и культов должен был установиться единый пантеон, единый культ, который мог освятить перемены, произошедшие в социальной и политической жизни древней Руси, нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй; и с небес благотворить эти новые порядки. [Мавродин В.В. 1945]

 

1.2. Язычество Славян. Первый  этап религиозной реформы Владимира

 

Для начала, с моей точки зрения, необходимо охарактеризовать религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [Мавродин В.В. 1945].

Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх  стадий (I - упыри и берегини, II - рожаницы, III - род, IV - домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, - древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.

Следует подчеркнуть многоплемённый характер древнерусской языческой  религии. Наличие различных названий для бога солнца, говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись  ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению  и функциям, игравшие в языческой религии далеко не первую роль.

Язычество на Руси не имело  специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное  и общественное служение состояло в  прорицании будущего и практикованные различного рода сверхъестественных явлений. [Голубинский Е.Е. 1997]

Разумеется, такая пёстрая  и многослойная религия не могла  отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.

Всё это и заставило  Владимира приняться за религиозную  реформу. Она проходила в два  этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой  религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в культ  всей земли русской, а также из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.

Есть одна особенность  языческой реформы Владимира - она  была национальной, в той мере, в  которой этот термин может быть применён по отношению к древней Руси. Она  не ставила Русь в какую-либо зависимость  от другой страны. Для системы религиозных  преобразований, отражающих изменения  во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую  религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия. [Мавродин В.В. 1945]

Кроме того, В.И. Петрушко отмечает, языческий культ - страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.

В то время русские считали  себя вполне принадлежащими к семейству  европейских народов. Но все европейские  народы, за исключением венгров и  русских, были уже христианами и  начали жить новой государственной  жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир. [Голубинский Е.Е. 1997]

Русь, выйдя на просторы мировой  истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров  цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления  о мире, мироздании, о морали, этике, праве, соответствующие изменениям, господствующим в стране.

 

1.3. Причины принятия христианства

 

По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира  явилась завершением начавшегося  ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для  значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили  многих представителей и славян и  варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за полвека до официального крещения в Киеве уже была церковь Святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по словам летописи, исповедовала христианство. Ко времени княжения Владимира число христиан в княжеской дружине должно было ещё значительно увеличиться. Это обстоятельство и объясняет нам реформационный пыл князя: как в своё время князь Константин должен был легализовать христианство и стать христианином, потому что его войско оказалось на три четверти состоящим из христиан, так и Владимир не мог оставаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство. В тоже время распространение христианства среди киевского военно-купеческого населения энергично велось Византией в её собственных интересах.

Схожее причины усматривает  и В. Пархоменко, о чем он пишет  в своей работе «Киевский князь  Владимир Святой и его значение в  русской истории». Но кроме этого  историк предполагает, что Владимир заметил: «Руси недостаёт облагораживающего  влияния христианской религии, которую  исповедовали почти все культурные народы».

Впрочем, М.Д. Приселков отмечает искусственность, присущую концепции  Пархоменко. Искусственность, по его  мнению, выражается в принужденности процесса христианизации, сделавшего возможным окончательное крещение Руси при святом Владимире. Причина - в желании автора объяснить факт крещения, как следствие личной убеждённости князя и дружины в истине правой веры. Но, по словам Приселкова, принятие новой веры для руководителей варварских народов было непременным порогом к европейской культуре. «И, следовательно, делом государственным, на которое можно было решиться, даже не понимая и не вникая в смысл самого учения».

Информация о работе Владимир Святой и проблема выбора монорелигии