Проблема выбора оптимального стиля делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы – «Проблема выбора оптимального стиля делового общения» очевидна. Стиль делового общения, т.е. техника делового общения, является одним из немаловажных факторов, влияющих на принятие корректных и эффективных решений. В настоящее время принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Общее понятие стиля делового общения…………………………………..4
2. Виды стилей общения в деловой сфере………………………….…………5
3. Императивы делового стиля общения………………………………………8
4. Проблема выбора стиля делового общения………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

МОЙ ПО ОДО.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(СИБСТРИН)

                                               
 

                                                                                               Кафедра социологии, педагогики              и психологии 
                   
                   

                  Реферат

   «Проблема выбора оптимального стиля делового общения» 
 
 
 

Выполнила:

                                                                             Проверила:  
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   Введение………………………………………………………………………….3

  1. Общее понятие стиля делового общения…………………………………..4

   2.   Виды стилей общения в деловой сфере………………………….…………5

   3.   Императивы делового стиля общения………………………………………8

   4.  Проблема выбора стиля делового  общения………………………………..13

   Заключение………………………………………………………………………14

   Список  литературы……………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

  Одной из важнейших сторон корпоративной  культуры является корректное деловое  общение. Деловое общение с экономической точки зрения – это искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата.

  Вопрос  о том, что является определяющей характеристикой общения представляется важным и неоднозначным. Важность его связана с тем, что всегда необходимо определиться относительно главного звена и второстепенных моментов, стратегии и тактики коммуникативной деятельности. Вступая в общение, нужно ясно и твердо отдать себе отчет о том, за что следует бороться, а чем можно а тех или иных случаях и поступиться. Это, в свою очередь, предопределяет и набор соответствующих средств, методов и сценариев, что и является стилем делового общения.

  Актуальность  данной темы – «Проблема выбора оптимального стиля делового общения»  очевидна. Стиль делового общения, т.е.  техника делового общения, является одним из немаловажных факторов, влияющих на принятие корректных и эффективных решений. В настоящее время принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России.  
 
 
 
 
 
 

   1. Общее понятие стиля делового общения

   Стиль делового общения – это система  средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера с целью  достижения положительных результатов  коммуникации.

   Субъект общения должен осознавать определенные пределы уступчивости и твердости. В его исходном плане должна быть тактическая схема, в соответствии с которой он для себя решил: отступать можно до определенной точки, до определенной позиции и не более. Далее уже вопрос касается принципов, которыми, как известно, поступаться нельзя.

  Определенность  относительно степеней твердости и  гибкости прямо связана с осмыслением  того, какого стиля переговоров следует  придерживаться. Следует ли вести  свою линию жестко, круто, ориентироваться ли на борьбу, противоборство, добиваться консенсуса в паритете силы, или нужно сразу ориентироваться на сотрудничество. Будет ли стиль общения связан с достижением принципиальной ясности вопроса, либо он будет нацелен на мелочные придирки к форме и протоколу. Все эти вопросы не второстепенные, так как метания, внезапные изменения стиля общения характеризуют недоброкачественность отстаиваемой позиции, неуравновешенность партнера, его низкую культуру делового общения. Тот или иной стиль должен быть мотивирован целями общения и конкретными складывающимися условиями. Проявление жесткости, например, ни в коем случае не должно быть связано с всплеском эмоций, предрасположенностью к партнеру и т. п. Мягкий стиль не должен быть следствием неудавшегося давления, уступки силе, заигрывания.

  Партнеры  в коммуникации, конечно, могут преподносить друг другу сюрпризы, например, тактического характера. Внезапно в предметном поле обсуждения могут появиться неожиданные  факты, которые до поры один из них  держал в запасе. Неожиданной может быть та или иная экспертная оценка и последовавшее за нею предложение, вопрос, замечание. Но при всем этом портрет партнера, его "лицо" не должно меняться. А тем более теряться. Это важнейшая компонента формирования взаимного чувства доверия.

   2. Виды стилей общения в деловой сфере

   Общей характеристикой делового стиля  является ориентированность на получение  конструктивного результата, связанного с обсуждением спорного положения. Конструктивный - это такой результат общения, который складывается из оптимального комбинирования позиций участников коммуникативного процесса.

   Это соответственно характеризует и то, что называется конструктивной коммуникативной деятельностью. Таковой будут любые формы  взаимодействия по обсуждению спорного положения, которые своей целью имеют достижение оптимального комбинирования всех позиций. В отличие от этого силовой стиль общения имеет своим результатом подавление или подчинение одной из позиций и торжество другой. Разновидности силового стиля - твердый (конфликтный) стиль и борьба (конфронтация); указывают лишь на меру конфликтности, связанную с пределами допустимых действий. Альтернативы силового стиля - мягкий стиль и сотрудничество, в отличие от делового стиля, достигают соглашения не оптимизацией конструктивных результатов, а компромиссами, маневрами позиций, конвенциями.

   Существует  один общепринятый критерий, которому нет удовлетворительного названия. Он позволяет различать способы  общения, осуществляемые на основе объективных  оценок, фактов, непредвзятого отношения к делу и партнеру от соглашений, которые таковыми не являются. По сути - это основной вопрос делового общения, не зависит от того, что конкретно обсуждают партнеры.

   Итак, основной вопрос делового общения можно сформулировать так: позиции сторон определяются отношением к проблеме (спорному положению) или они определяются отношением к оппоненту. Поэтому далее будут рассмотрены приемы и характеристики двух стилей общения: принципиального по существу и принципиального по форме.

   1й  стиль делового общения - отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту.

   Реализация  данного стиля связана с применением следующих  приемов и методов:

   а) выявление  проблемы в "чистом" виде, т. е. в  том качестве, какова она есть, невзирая на то, что о ней думают и как к ней относятся все остальные стороны конфликта, в том числе, независимо от того, какое о ней сложилось собственное мнение или предубеждение;

   б) оценка проблемы, исходящая из объективных  критериев, а не характеристик любого, в том числе, и собственного интереса и намерения;

   в) независимая  экспертиза ситуации, которая сложилась  в силу различия;

   г) определение  собственной позиции, исходя из того, что она характеризуется выражением позиционного интереса, а не претензией на абсолютную истину, субъективно понимающей правотой или правом силы (деловое общение с партнером, который "зациклен" на чувстве собственной правоты, практически невозможно, а если и возможно, то крайне неприятно. Изначально в таком процессе не существует равенства и паритета. В них одна сторона изначально претендует на особо оговоренное право, приоритет, благоприятствование);

   д) формулирование отношения к позиции оппонента, исходя из принципиального равенства  взглядов, оснований, воззрении, позиций.

   2й  стиль делового общения - отношение к проблеме формируется через призму отношения к оппоненту.

   Реализация  этого принципа, превращающего обсуждение спорного положения из переговоров  в сговор, характеризуется своими приемами и методами:

   а) спорное  положение рассматривается лишь под углом зрения ответа на вопрос римского права "Кому выгодно?", т. е. проблема не вычленяется в "чистом виде", а лишь как проявление намерений и интересов противоположных сторон;

   б) оценка спорного положения дается исходя из личного субъективного интереса без учета общезначимых оснований;

   в) принимается  во внимание лишь позиционная экспертиза, все остальные экспертные оценки исключаются;

   г) собственная  позиция определяется в соответствии с представлением о "позиционном  перевесе" ("Эта позиция является правильной потому, что это моя позиция");

   д) оценка позиции оппонента осуществляется на том же основании "позиционного перевеса": позиция оппонента  не достойна правоты уже потому, что это позиция противника.  

  Вопрос  о том, почему является неоднозначной характеристика стиля делового общения, обусловлен тем, что практически все компоненты процесса коммуникации оказывают на него соответствующее влияние. Это касается и предмета обсуждения, и источника конфликта, и претензий, и притязаний, и конечно же, личных мнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Императивы делового стиля общения

   Требования к 1ому стилю делового общения, основанному на отношении к проблеме, а не на отношении к оппоненту, сформулированные в виде простых императивов делового стиля общения.

   Императив 1. "Поставьте себя на тесто партнера". Мы видим мир в зависимости от того, с какой колокольни на него смотрим. Действительно, люди склонны верить в то, что им более близко и видеть то, что они хотят видеть. Это проявляется в тенденциозном подборе информации, селекции и оценке фактов, в их предвзятой интерпретации. Каждая сторона в деловом общении склонна видеть только лишь достоинства своей позиции и не замечать ее недостатки (а если и замечать, то стремиться завуалировать их субъективными представлениями о целях и намерениях). Речи о достоинствах позиции оппонента, как правило, вообще не идет.

   Способность видеть ситуацию такой, как она представляется другой стороне, является важным элементом искусства делового стиля.

   Данный  императив включает в себя ряд  более частных предписаний и норм делового стиля общения. К их числу можно отнести следующее:

   Предписание 1.

   Требуется не только максимально объективно констатировать то, в чем заключается воззрение  противоположной стороны, но и разобраться  с тем, чем определяется такой взгляд.

   Это предписание  побуждает отдать отчет в том, на какой основе оппонент придерживается определенных взглядов. Для этого  требуется аналитическое измерение  и экспертная оценка его позиции. Первое дает вертикальную экспозицию сущности разногласий: корни конфликта, в том числе его исторические предпосылки, сущность спорного положения и перспективы его развития и разрешения. Экспертиза указанной ситуации дает горизонтальную экспозицию: соотношение сил и их заинтересованность, характеристика существующей и возможной конъюнктуры, стоимостное выражение затрат, вложений и возможных потерь от конфликтного развития событий, оценка позиционных и взаимных выгод от согласованных решений.

   Предписание 2.

   Необходимо  разобраться с тем, насколько  обоснованы претензии и притязания сторон, в том числе и свои собственные претензии и притязания.

   Взгляд  на собственную позицию глазами  противника помогает более непредвзято  оценить собственные претензии  и притязания, а равно и ожидание исходов. А это значит - соизмерить оправданность позиции, меры ее уступчивости и твердости.

Информация о работе Проблема выбора оптимального стиля делового общения