Проблема выбора оптимального стиля делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы – «Проблема выбора оптимального стиля делового общения» очевидна. Стиль делового общения, т.е. техника делового общения, является одним из немаловажных факторов, влияющих на принятие корректных и эффективных решений. В настоящее время принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Общее понятие стиля делового общения…………………………………..4
2. Виды стилей общения в деловой сфере………………………….…………5
3. Императивы делового стиля общения………………………………………8
4. Проблема выбора стиля делового общения………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

МОЙ ПО ОДО.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

   Деловое общение - это прежде всего достижение взаимопонимания. Есть такая французская поговорка: "Понять - значит простить". Естественно, в коммуникативном процессе речь не идет о взаимном прощении, но вместе с тем, взаимопонимание в общении имеет свою цену. Ею является выгода соглашения. Можно выдвигать различные критерии взаимопонимания: психологическую совместимость, согласованность смысловых кодов взаимопонимания, общий интерес и цель, взаимную выгоду и т. п. Императив, требующий поставить себя на место партнера, является своеобразной рефлексией переговорческого процесса, дающей возможность не только понять своего партнера, но и быть понятым им. А это наиболее надежный путь достижения прочного и долговременного соглашения.

   Знание  и адекватная оценка возможностей партнера тесно связаны с объективной  самооценкой. Ошибка, допущенная в оценке, говорит либо о некомпетентности, либо о нежелании узнать партнера. На этом пути, конечно, нет взаимопонимания. Неадекватная самооценка характеризует завышенный уровень притязаний и претензий, их ничем не подкрепленную амбициозность, а может быть даже и фантазерство. А это все не совместимо с деловым стилем переговоров.

   Другая  черта этого императива - конкретность. Желание получить конкретный результат (без этого невозможно конструктивное обсуждение) необходимо проецировать на цели и средства.

   Такой подход может быть назван деловым  и конкретным. Он тоже может содержать  в себе изъяны и даже стратегические просчеты. Но он стоит того, чтобы ради него сесть за стол переговоров и, на основе объективной экспертизы, определить долю каждого из партнеров в реализации этого проекта.

   Императив 2. "Формулируете цель делового общения в пределах их достижимости".

   Деловой стиль общения предполагает конкретные цели. Поэтому целями коммуникации должны быть такие ориентиры, которые находятся в пределах возможностей партнеров. Конечно, это цели должны располагаться и в той области, которая соизмерима с вашими собственными возможностями. Наконец, цели делового общения должны быть конкретизированы по срокам, технологии реализации, последовательности и практической значимости. Все указанные параметры целей являются необходимыми условиями делового стиля общения.  
При всей заманчивости тех или иных блестящих предложений, если они лишены конкретного наполнения, спасти конструктивность общения не представляется возможным. Борьба за спасение делового стиля здесь прямо связана со спасением собственного лица в глазах партнера. Следование предписаниям второго императива предполагает учет многих составляющих. Среди них условия, место и время проведения обсуждения, его цели и возможные результаты, приоритеты и предпочтение и многое другое.

   Императив 3. Предметом разногласий должно быть отношение к проблеме, а не к партнеру.

   Этот  императив эксплицирует основной вопрос делового общения применительно  не к предмету обсуждения вообще, а  по отношению к предмету разногласий. Действительно, если партнеры или противники начинают квалифицироваться в контексте  личной конфронтации, то естественно, что разрешение спорного вопроса не имеет перспектив, по крайней мере, конструктивных перспектив. Любой шаг, любое высказывание будет трактоваться как направленное лично против того или иного человека.

   Каждый  из партнеров может быть принципиальным в оценке недостатков позиции оппонента и терпимым по отношению к собственным недостаткам. Подобная избирательность, однобокая принципиальность - также характеризует отсутствие делового стиля обсуждения. Дабы избежать ее, необходимо учитывать следующий императив.

   Императив 4. Принципиальность должна основываться на принципах позиции.

   Следование  этому императиву предполагает выполнение некоторых более частных предписаний.

   Предписание 1.  
Разногласия сторон должны быть объяснены на основе ясного и четкого изложения принципов, которые не меняются в процессе обсуждения.

   Предписание 2.  
Принципы должны иметь объективно непредвзятый характер.

   Предписание 3.  
Действие принципов должно быть равнозначно и симметрично, т. е. они должны быть независимы от субъектов оценки.

   Указанный императив имеет много производных  частного характера и тактико-технического свойства. Во-первых, он лежит в основе понятия честности, каким бы посторонним  оно в процессе торгов не показалось. Но все остальные характеристики делового стиля переговоров пострадают, если партнерам не достает этой характеристики принципиальности. Исходя из этого, можно сформулировать следующий универсальный принцип делового общения:  
"Принцип выше всего!"

   Во-вторых, участнику делового общения должно быть свойственно много различных качеств. В их числе и смелость. Это смелость принятия решений, смелость, без которой нет ответственности. Но,- наверно, нет выше смелости, чем своевременное признание типа "Да, в этом я был не прав...". Если смелость принятия решения - это решительность и волевая смелость, то смелость указанная выше - это принципиальная смелость.

   В-третьих, симметричность принципиальности - это  равнозначность критического отношения  к "плюсам" и "минусам" переговорного  процесса, независимо от их персонификации. Это также основание принципиального равенства позиций. Указанное соображение тоже может быть оформлено в виде соответствующего лозунга - принципа: "Надежное соглашение может быть следствием только равноправного обсуждения".

   В конечном счете все это выражается в  более общем принципе, который  звучит следующим образом: "Деловое общение - дело равных!"

   И, наконец, в-четвертых, принципиальность в деловом  общении имеет и чисто тактико-методическое измерение. Дело в том, что принципиальность в объективности самооценки должна быть еще и своевременной. Нужно успеть на шаг раньше партнера - противника признать неправомерность своего заявления, дабы не дать ему возможности тактического успеха от обсуждения этого. Своевременное покаяние лишает оппонента возможности выжать из частного неуспеха выигрышные очки и захватить инициативу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4.Проблема выбора стиля делового общения

  Исходя  из изложенного материала, выбрать  какой-то один, определенный стиль делового общения очень сложно. Необходимо исходить из ситуации, и, не забывая о предпочтениях организации, совмещать нужные техники делового общения.

  Необходимо следовать следующим правилам, которые делают деловое общение более успешным:

  ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

  • Уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.

  • Вежливость, недопустимость категоричности в суждениях.

  • Скромность в оценках и самопрезентации, ненавязчивость взглядов и оценок.

  • Ориентация на партнера, создание для него психологического комфорта.

  • Постоянное стимулирование интереса партнера к  теме беседы, учет его интересов.

  • Логичность в изложении взглядов и позиций.

  • Правильный выбор стиля изложения с учетом ситуации делового общения, приемлемая для восприятия.

  • Выбор оптимальной дистанции в общении; 
выбор мимики, жестов, позы, не раздражающих партнера, создающих для него комфорт в общении.

  ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

  • Не жалейте  времени для того, чтобы выслушать партнера.

  • Терпеливо  и уважительно относитесь к говорящему.

  • Не перебивайте, выслушивайте до конца.

  • Дайте  собеседнику выразить себя в общении, стимулируйте его активность.

  • Используйте  невербальные средства для поддержки говорящего.

  Умение  слушать — это слагаемое коммуникативной  компетентности делового человека. Немецкий философ А. Шопенгауэр считал:«Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо — выслушать их».

  Заключение

  Деловое общение тесно связано со стилем делового общения.

  Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера с целью достижения положительных результатов коммуникации.

   В моем реферате представлена классификация  стилей делового общения  принципиального по существу и принципиального по форме, т.е когда отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту и когда, наоборот,  отношение к проблеме формируется через призму отношения к оппоненту; изложены строгие требования (императивы) делового общения, что также включается в понятие стиля делового общения.

   Характеристика стиля делового общения является неоднозначной. Это обусловлено тем, что практически все компоненты процесса коммуникации оказывают на него соответствующее влияние. Это касается и предмета обсуждения, и источника конфликта, и претензий, и притязаний, и конечно же, личных мнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы

    1. Андреева С.Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. - СПб, 1997.
    2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. -М.: Ось-89, 1996.
    3. Опалев А.В. Умение общаться с людьми... Этикет делового человека. -М.: ЮНИТИ, 1996.
    4. Психология и этика делового общения. Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1997.
    5. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы - Киев: "Политиздат", 1998.
 
 

    
 
 
 

    

Информация о работе Проблема выбора оптимального стиля делового общения