Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа
Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Введение 3
1 Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 6
2. Характеристика основных категорий дисциплины «Деловое общение» 10
3. Тест 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Тема данной контрольной работы «Предмет и задачи психологии делового общения».
Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления — необходимостью ориентации не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, — и обусловлено включение в программы профессиональной подготовки современных экономистов, менеджеров наряду с дисциплинами о технике и организации производства, также и определенного минимума гуманитарных, психологических дисциплин.
Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо обосновал доктрину «человеческих отношений». Теория «человеческих отношений» как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических проблем. Расширение практики использования психологических факторов в производстве повлекло за собой два важнейших последствия в развитии духовной сферы общественной жизни:
- быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.;
- успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США.
Постепенно во всех развитых странах
серьезная общая и
В результате развертывания всех этих
процессов в области
С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России.
Усиление внимания к этой проблематике в нашей стране — результат не только опыта западных стран. Все более широкое признание психологические факторы стали получать у наиболее дальновидных российских ученых и руководителей-практиков, которые уже давно в устаревших технологических методах руководства усматривали причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства.
Исправить положение
можно было только путем перестройки
всей системы социально-
Цель данной работы – изучить особенности психологии делового общения как дисциплины.
Задачи контрольной работы:
Данная работа состоит из введения, двух основных частей, теста, заключения, в конце приведен список использованной литературы для написания контрольной работы.
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.
В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.
Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.
Деловое общение следует
рассматривать как процесс
Любые виды делового общения предполагают довольно полное общение с партнерами, многочисленными организациями и т.п. и успешность каждого из нас зависит от искусства делового общения, правильного выбора стратегии и тактики. Техника делового общения, умение правильно общаться, знание правил деловой этики и этикета – это только часть важных навыков и знаний, приобретение которых создаёт условия для сотрудничества и партнерства.
Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.
Объект этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Психология и этика делового общения представляет собой одну из отраслевых, прикладных отраслей психологического знания.
Предмет этой науки - разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:
1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;
2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты1.
На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.
Психология делового общения, опирается на комплекс психологических наук. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, волю), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).
Однако с некоторых пор в экономических трудах замелькали категории совсем иного рода, например такие, как человеческие отношения, морально-психологический климат, стиль руководства, самосовершенствование, профилактика конфликтов, кодекс чести предпринимателя и т.п. Эти категории свидетельствовали о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологической областей знания, которые традиционно так далеко стояли друг от друга, что казались несовместимыми.
И это сотрудничество двух наук, как показывает практика, оказалось весьма плодотворным. Современный менеджер уже затрачивает большую часть своих сил не на решение финансовых, технических и организационных вопросов, а на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Сегодня стало общепризнанным, что все проблемы хозяйственного управления сводятся к двум главным:
1) проблеме качества производимых товаров, т.е. задаче предметно-организационной;
2) проблеме качества жизни людей, которые этот товар производят, включая их настроения, самосознание, ценностные ориентации, т.е. задаче гуманитарно-психологической.
Таким образом, современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.
Дисциплина «Деловое общение» опирается на комплекс психологических наук. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией.
Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.
Информация о работе Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»