Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:29, реферат
Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Ведение
1. Сущность и виды потребностей
2. Рациональность потребителя и свобода выбора
3. Проблемы потребительского выбора в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Ведение
1. Сущность и виды потребностей
2. Рациональность потребителя и свобода выбора
3. Проблемы потребительского выбора в РФ
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Рынок
- косвенная, опосредованная взаимосвязь
между производителями и
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос
и предложение - взаимозависимые
элементы рыночного механизма, где
спрос определяется платежеспособной
потребностью покупателей (потребителей),
а предложение - совокупностью товаров,
предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие
Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса (количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.
Действие закона спроса объясняется двумя причинами. Во-первых, способностью покупателей регулировать объем личного потребления (“эффект дохода”). Если цена товара растет, то при неизменном уровне дохода покупатель вынужден уменьшать объем личного потребления и обходиться меньшим количеством подорожавшего товара. Если цена товара падает, то покупатель может позволить себе увеличить объем личного потребления данного товара. Во-вторых, действие закона спроса можно объяснить способностью покупателей регулировать структуру личного потребления (“эффект замещения”). Если цена данного товара растет, то при неизменном уровне цен на все остальные товары покупатель может найти среди них для себя товары-заменители, и таким образом, уменьшить объемы потребления данного товара. Если же цена данного товара падает, то покупатель может использовать его в качестве заменителя какому-то другому товару, и таким образом, увеличить объемы потребления данного товара.
Товары, спрос на которые изменяется в зависимости от изменения цен на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены), являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). Примеры взаимозаменяемых товаров: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п. Примеры взаимодополняемых товаров: снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.
Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (количество товара, которое производители готовы и в состоянии продать по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.
Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Потребности – это совокупность нужд, запросов, желаний людей для обеспечения их жизни и деятельности, развития личности каждого человека, развития семьи, предприятий и организаций, общества в целом.
Круг
потребностей каждого человека и
общества в целом постоянно расширяется,
а сами потребности становятся не
только многообразными, но и более
совершенными. Потребности каждого
человека практически безграничны.
Однако, степень удовлетворения потребностей
зависит от размера того дохода,
который он получает, а это означает,
что люди постоянно сталкиваются
с практической проблемой на что истратить
полученные деньги. С подобной проблемой
сталкиваются и руководители различных
предприятий и правительство любой страны.
1. Сущность и виды
потребностей человека
Потребности (needs) определяются как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.
Основными потребностями человека являются биологические потребности.
Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было удовлетворение этих нужд.
К числу основных потребностей человека относятся:
Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью решить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживания.
Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.
Кроме того можно выделить и экономические потребности человека. Экономические потребности можно определить с одной стороны как недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, формы общества в целом. С другой стороны они определяются как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (биологические: пища, одежда и другие), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и другие). Первичные потребности незаменимы одна другой, а вот в случае с вторичными возможно замещение. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно. Соотношение между ними с развитием общества изменяется.
Рассмотрим
потребительскую “корзину”
Таблица 1- Минимальная потребительская “корзина” в России в 2000-2003 гг.*
Статьи
расходов |
2003 г., декабрь | 2000 г., сентябрь | 2003 г./2000
г.,
в разах | ||
руб. | % | руб. | % | ||
Питание | 451,5 | 56,4 | 788340 | 59,9 | 1746 |
Одежда, обувь | 129,7 | 16,2 | 104035 | 7,9 | 802 |
Культбыт | 49,3 | 6,2 | 95800 | 7,3 | 1943 |
Услуги | 69,3 | 8,7 | 150300 | 11,4 | 2169 |
Налоги | 67,6 | 8,4 | 119600 | 9,1 | 1769 |
Прочие расходы | 32,6 | 4,1 | 57900 | 4,4 | 1776 |
Всего | 801 | 100 | 1315975 | 100 | 1643 |
Составлено по данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга.
С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования.
Таким образом потребности – это совокупность нужд, запросов, желаний людей для обеспечения их жизни и деятельности, развития личности каждого человека, развития семьи, предприятий и организаций, общества в целом.
Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только многообразными, но и более совершенными. Потребности каждого человека практически безграничны. Однако, степень удовлетворения потребностей зависит от размера того дохода, который он получает, а это означает, что люди постоянно сталкиваются с практической проблемой на что истратить полученные деньги. С подобной проблемой сталкиваются и руководители различных предприятий и правительство любой страны.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
Все
экономические блага можно
Согласно
теории Маркса, стоимость (ценность) экономического
блага определяется затратами общественно
необходимого труда, то есть труда, совершаемого
при средних общественно-
Полезность блага.