Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:29, реферат
Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Ведение
1. Сущность и виды потребностей
2. Рациональность потребителя и свобода выбора
3. Проблемы потребительского выбора в РФ
Заключение
Список использованной литературы
О 10 20 30 40 50 60 Количество единиц питания
График
3. Бюджетные линии
Если доход потребителя снизится (например, до 420 долл.), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз (см. график 3) и займет положение “с”. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линяя сместится параллельно вверх.
Изменение
уровня цен может по-разному повлиять
на положение бюджетной линии. Если
цены на оба товара будут пропорционально
возрастать, то бюджетная линия сместится
параллельно и вниз, ибо такое
поведение цен равнозначно
а’ с
График.4. Бюджетные линии
Кривые безразличия
Итак,
бюджетная линия дает ответ на
вопрос, что может приобрести потребитель,
но для окончательного ответа о его
поведении на рынке надо учитывать
и то, что желает он купить. Желание
приобрести товары, входящие в набор,
отражает предпочтения
потребителя. Их можно исследовать с
помощью так называемых кривых безразличия.
Построить такую кривую можно путем опроса
нашего потребителя, предлагая ему оценить
различные сочетания одежды и продуктов
питания. При этом нас будут интересовать
только такие сочетания, которые приносят
потребителю, с его точки зрения, одинаковое
удовлетворение его потребностей в одежде
и продуктах питания. Это будет означать,
что потребителю безразлично, какой именно
из этих наборов приобретать. Поэтому
кривая, построенная по этим точкам, носит
название “кривой безразличия”. Предположим,
что в результате опроса потребителя нами
выявлены следующие равноценные для пего
сочетания одежды и продуктов питания:
1) 10 единиц одежды и 5 единиц питания, или
2) 7 и 10, или 3) 5 и 20, или 4) 4 и 30, или 5) 3 и 45.
Перенесем эти данные на график и получим
точки а, b, с, d, е, соответствующие этим
равноценным, с точки зрения потребителя,
сочетаниям товаров. Соединив точки плавной
кривой, получим кривую безразличия. Каждая
точка этой кривой, таким образом, показывает
все возможные комбинации единиц одежды
и питания, дающие потребителю одинаковое
удовлетворение.
10 20 30 40 50 60 КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ПИТАНИЯ
График 5. Бюджетные линии
Наложим
на график кривой безразличия бюджетную
линию нашего потребителя (см. график
5). Положение бюджетной линии на графике
показывает, что покупатель может позволить
себе сочетания одежды и продуктов питания
в больших количествах, чем те, что имеются
на кривой безразличия а, Ь, с, d, е. Такая
кривая обязательно есть, так как в пространстве
графика через любую
точку может быть проведена
кривая безразличия. Одна из таких кривых
непременно коснется бюджетной линии,
как это показано на графике (см. график
5), где бюджетная линия касается кривой
В в точке Е. Эта точка отражает при данных
условиях наилучшее сочетание двух товаров
в наборе, так как приносит потребителю
максимальную суммарную полезность при
данном объеме его дохода. Точки на кривых
безразличия, лежащие выше кривой В, для
потребителя недостижимы, хотя и обладают
более высокой полезностью.
10 20 30 40 50 60 Количество единиц питания
График
6. Карта кривых безразличии с бюджетной
линией
Точки же на кривых, лежащие ниже В, потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность, которую обеспечивает точка Е на кривой В. Это точка, в которой совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Разумеется, положение точки Е зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастет, то бюджетная линия, как мы знаем, сместится параллельно вверх, и тогда точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше В. При снижении дохода сложится обратная ситуация, т. е. точка Е окажется на одной из кривых безразличия, расположенных ниже В. Относительные изменения цен изменят наклон бюджетной линии, и это предопределит новое положение точки Е.
Проблема потребительского выбора в России.
Среди
актуальных проблем российской экономики
выделяются проблемы формирования региональных
потребительских рынков, обеспечения
населения доброкачественными потребительскими
товарами отечественного производства,
улучшения структуры и динамики
потребления. Решение этих проблем
требует учета региональных особенностей
потребительского рынка, обусловленных
территориальной
Анализ территориальной дифференциации регионального потребительского рынка осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится априорное формирование базы данных, на втором выполняются количественные операции с применением системы показателей.
Априорный анализ потребительского рынка убеждает в существовании устойчивой тенденции к усилению его территориальной дифференциации. Одним из проявлений этих процессов является возрастающая дифференциация населения по уровню доходов. Особенно заметны региональные различия.
Можно привести следующие показатели обеспеченности регионов и прожиточного минимума населения России:
Правительство установило величину прожиточного минимума в целом по РФ за III квартал 2002 г. в расчете на душу населения -1817 руб., для трудоспособного населения - 1980 руб., пенсионеров -1387 руб., детей - 1799 руб.
Величина прожиточного минимума в целом по РФ в IV квартале 2004 года составила 2 тысячи 451 рубль в месяц в расчете на человека, что на 2,3% больше величины прожиточного минимума в III квартале 2004 года. В том числе, стоимость потребительской корзины составила 2 тысячи 308 рублей (минимальный набор продуктов питания — 1 тысяча 042 рубля, непродовольственных товаров — 507 рублей, услуг — 759 рублей), расходы по обязательным платежам и сборам — 143 рубля.
Увеличение
прожиточного минимума по сравнению
с IV кварталом 2003 года, когда значение
этого показателя достигло 2 тысячи
143 рубля в месяц на человека, составило
14,3%. В IV квартале 2004 года по сравнению
с III кварталом 2004 года прирост стоимости
продуктов питания
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в IV квартале 2004 года составила 2 тысячи 690 рублей в месяц в расчете на человека (стоимость потребительской корзины — 2 тысячи 440 рублей, расходы по
обязательным платежам и сборам — 250 рублей), пенсионеров — 1 тысячу 849 рублей, детей — 2 тысячи 394 рубля.
Согласно постановлению, подписанному премьер-министром Михаилом Фрадковым, величина прожиточного минимума в целом по России в расчете на душу населения установлена в размере 2 293 рубля за I квартал и 2 363 рубля за II квартал 2004 года. Для трудоспособного населения - 2 502 рубля за I квартал и 2 588 рублей за II квартал 2004 года, для пенсионеров - 1 747 рублей за I квартал и 1 793 рубля за II квартал 2004 года, для детей - 2 259 рублей за I квартал и 2 313 рублей за II квартал 2004 года.
Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом по стране за третий квартал нынешнего года в размере 2396 рублей, для трудоспособного населения прожиточный минимум в третьем квартале составил 2629 рублей, для пенсионеров - 1816 рублей, для детей - 2336 рублей.
По
сравнению с прошлым кварталом
величина прожиточного минимума увеличилась
в среднем на 1,4 процента. Стоимость
потребительской корзины в
Интересно, что правительство Москвы утвердило прожиточный минимум в столице за третий квартал в размере 3632,29 рубля (против 3611,45 рубля во втором квартале этого года).
В
целом же, по данным Федеральной
службы государственной статистики,
Далее можно привести индексы потребительских цен по регионам страны и в целом по России:
Прирост потребительских цен по Оренбургской области в январе-сентябре 2005 года составил 8,7 процента.
По
данным, предоставленным
Индекс
потребительских цен на товары и
услуги за январь-сентябрь 2005 года в
Приволжском федеральном округе
составил: в Пензенской области –
109,3 процента, в Кировской – 108,9 процента,
в Оренбургской – 108,7 процента, в
Самарской и Нижегородской
Индексы потребительских цен.
В
октябре индекс потребительских
цен составил 101,1%.
Таблица 3 - Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг
Наименование | К
предыдущему
месяцу |
Среднесуточный
прирост цен |
Октябрь
2004г.
к |
Справочно
Октябрь 2003г. к декабрю 2002г. | ||
сентябрь | октябрь | октябрь | Октябрь
2003г. | |||
Индекс потребительских цен | 100,4 | 101,1 | 0,037 | 0,032 | 109,3 | 109,7 |
товары | 100,4 | 101,1 | 0,036 | 0,034 | 107,7 | 107,4 |
продовольственные товары | 100,0 | 101,4 | 0,045 | 0,035 | 108,7 | 107,3 |
продовольственные товары без плодоовощной продукции | 100,9 | 101,7 | 0,056 | 0,057 | 109,9 | 109,1 |
непродовольственные товары | 100,9 | 100,7 | 0,024 | 0,031 | 106,3 | 107,7 |
платные услуги населению | 100,6 | 101,2 | 0,038 | 0,026 | 115,7 | 120,7 |