Проблемы потребительского выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:29, реферат

Краткое описание

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Оглавление

Ведение

1. Сущность и виды потребностей

2. Рациональность потребителя и свобода выбора

3. Проблемы потребительского выбора в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 80.56 Кб (Скачать)
 

     В октябре среди субъектов Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) наибольшее увеличение потребительских цен  было зарегистрировано в Тамбовской и Новосибирской областях - на 2,8% и 2,1% соответственно. При этом в Тамбовской области на высокий прирост цен  основное влияние оказало удорожание платных услуг на 8,4%, а в Новосибирской  области - продуктов питания - на 3,7%.

     В Москве индекс потребительских цен  составил 101,1% (с начала года - 109,5%), Санкт-Петербурге - 101,5% (с начала года - 110,5%). 

     Таблица 4 - Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров

 Наименование  К предыдущему  
месяцу
 Октябрь

 2004г.  к

 Справочно

 Октябрь

 2003г.  к декабрю 2002г.

 сентябрь  октябрь  Октябрь

 2003г.

 Декабрь

 2003г.

 Хлеб  и хлебобулочные изделия  100,5  100,8  120,2  115,7  125,5
 Крупа и бобовые  102,1  100,7  111,1  111,3  117,1
 Макаронные  изделия  100,5  100,5  117,2  113,4  110,2
 Мясо  и птица  101,7  102,3  116,5  114,3  106,8
 Рыба  и морепродукты  100,9  101,7  107,7  107,1  109,3
 Молоко  и молочная продукция  101,4  102,6  113,7  106,3  105,7
 Масло сливочное  101,3  101,8  106,5  102,7  107,4
 Масло подсолнечное  100,2  100,6  100,0  100,2  107,8
 Плодоовощная  продукция   91,0   97,3  100,9   96,0  91,1
 Сахар-песок  98,1  97,9  109,7  110,6  95,2
 Алкогольные напитки  100,5  100,6  109,3  107,4  108,0
 

     В октябре среди наблюдаемых видов  продовольственных товаров более  всего выросли цены на яйца - на 16,9%.

     По-прежнему продолжали отмечаться высокие темпы  роста цен на мясопродукты. Фарш мясной, свинина (кроме бескостной), колбасы вареные, полукопченые, мясокопчености, сосиски, сардельки стали дороже на 3,5-4,5%.

     Среди остальных наблюдаемых продуктов  питания на 1,8-5,1% выросли цены на отдельные виды рыбы, рис, кисломолочные  продукты, сметану, творог, молоко. Обеды  в столовых, кафе и закусочных, а  также кофе в кафетериях подорожали на 2,2-2,5%.

     В октябре замедлились темпы сезонного  снижения цен на плодоовощную продукцию, которая за месяц стала дешевле  на 2,7% (в сентябре - на 9,0%). Наиболее существенно  за месяц снизились цены на капусту - на 8,8%, морковь - на 7,9%, картофель, лук  репчатый и свеклу - на 4,5-5,4%.

     Одновременно  отмечалось снижение цен на отдельные  виды круп и муку пшеничную (на 1,0-3,1%).

     Стоимость минимального набора продуктов питания  в среднем по России в конце октября составила 1157,8 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом сентября его стоимость увеличилась на 1,1% (с начала года - на 7,1%).

     Ниже  представлена информация о стоимости  минимального набора продуктов питания  и ее изменении по сравнению с  предыдущим месяцем в субъектах  Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области):  

     Таблица 5 - Изменение стоимости минимального набора продуктов питания

Максимальная  стоимость Минимальная стоимость
регион рублей Изменение стоимости набора, % регион рублей Изменение стоимости набора, %
Чукотский АО 3500.9 100.1 Республика  Татарстан 395.1 101.3
Камчатская  обл. 2032.5 96.6 Тамбовская  обл. 950.9 102.8
Магаданская обл. 1876.7 99.3 Липецкая обл. 964.6 102.1
Сахалинская обл. 1786.3 101.0 Алтайский край 977.0 100.7
Республика  Саха (Якутия) 1721.0 97.5 Республика  Калмыкия 981.8 102.5
 

     Стоимость набора в Москве в конце октября 2004 года составила 1456,9 рубля и за месяц увеличилась на 2,1% (с начала года - на 6,1%), в Санкт-Петербурге - 1281,4 рубля и выросла на 1,0% (с начала года - на 6,1%). 

     Таблица 6 - Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров

  К предыдущему месяцу Октябрь 2004г. Октябрь 2003г. к декабрю 2002г.
сентябрь октябрь Октябрю

2003г.

Декабрю

2003г.

Ткани 100,8 100,6 106,3 105,2      106,5
Одежда  и белье 100,9 101,1 108,3 106,1      108,5
Трикотажные изделия 100,8 101,3 109,1 106,9      109,2
Обувь 100,9 101,1 107,0 105,4      107,6
Моющие  и чистящие средства 100,3 100,3 104,2 103,4      105,2
Табачные  изделия 100,2 100,3 104,3 103,5      107,8
Электротовары и другие бытовые приборы 100,2 100,3 103,6 102,1      106,3
Телерадиотовары 99,7 99,9 98,8 98,4      99,6
Бензин  автомобильный 106,5 102,1 130,9 129,9      116,0
Медикаменты 100,2 100,2 102,9 102,1      106,4
 

     В прошедшем месяце среди наблюдаемых  групп непродовольственных товаров  более всего для населения  выросли цены на топливо (на 3,2%), при  этом дрова стали дороже на 3,4%.

     В октябре по сравнению с сентябрем 2004 года существенно замедлились  темпы увеличения цен на бензин. Однако их прирост оставался значительно  выше общего изменения цен на непродовольственные  товары - 2,1% и 0,7% соответственно. Бензин марки А-76 (АИ-80 и т.п.) за месяц  стал дороже на 2,7%, марки АИ-92 (АИ-93 и  т.п.) - на 1,7%, марки АИ-95 и выше - на 1,4%.

     Как и в предыдущем месяце, отмечалось заметное увеличение цен на отдельные  виды одежды и обуви осенне-зимнего  ассортимента, трикотажные и меховые  головные уборы для детей и  взрослых (на 1,5-3,4%).

     Кроме того, в октябре цены на отдельные  виды медицинских товаров выросли  на 1,7-3,5%, на общероссийские ежедневные газеты - на 2,1%. 

 

      Таблица 7 - Индексы цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населения

  предыдущие  месяцы Октябрь 2004г. к октябрь2003г. к декабрю 2002г.
сентябрь октябрь Октябрь

2003г.

Декабрь

2003г.

Жилищно-коммунальные 100,3 100,6 123,7 122,5 127,5
Медицинские 101,0 101,0 116,6 111,6 116,9
Пассажирского транспорта 97,8 100,9 114,9 112,9 111,8
Связи 101,7 107,7 106,8 106,9 118,8
Организаций культуры 102,6 103,3 119,1 116,2 118,7
Санаторно-оздоровительные 98,9 98,4 112,5 112,0 118,5
Дошкольного воспитания 101,4 100,8 122,6 120,6 113,2
Образования 107,1 100,4 114,1 113,4 118,1
Бытовые 101,0 100,9 114,2 111,3 115,6
 

     В октябре отмечалось значительное увеличение тарифов на услуги городской телефонной связи (на 16,0%), в том числе плата  за домашний телефон при абонентской  системе оплаты услуг возросла на 17,4%.

     В группе жилищно-коммунальных услуг  более всего выросла стоимость  проживания в гостинице, а также  плата за отопление - на 2,0% и 1,3% соответственно.

     Среди наблюдаемых видов услуг организаций  культуры и экскурсионных услуг  билеты в театр стали дороже на 5,0%, а автобусные экскурсии - на 4,0%.

     Продолжала  увеличиваться плата за занятия  в группах общей физической подготовки и плавательных бассейнах - в среднем  на 2,8%.

     Среди остальных наблюдаемых видов  услуг обучение на курсах иностранных  языков, услуги автомобильного транспорта, отдельные виды бытовых услуг  стали дороже на 1,7-2,4%.

     Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные  изменения цен под влиянием отдельных  факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в октябре составил 101,3% (с начала года - 108,1%). 

 

      Заключение 

     Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность  покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

     Бюджетная линия показывает все возможные  комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

     Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

     Точка пересечения линии ограничения  по бюджету и кривой безразличия  называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода. 

Информация о работе Проблемы потребительского выбора