Теория потребительского выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.

Оглавление

Введение
1. Экономические блага и их классификация
1.1. Классификация экономических благ
2. Экономические теории и модели потребительского выбора
2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора
2.2. Цель и основа выбора потребителя
2.3. Модель поведения потребителя
2.4. Особенности потребительского спроса
2.5. Бюджетное ограничение
3. Неэкономические факторы потребительского выбора
3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора
3.1.1. Факторы культурного порядка
3.1.2.Факторы социального порядка
3.1.3.Личностные факторы
3.1.4.Факторы психологического порядка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат экономика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

 

                   Министерство Образования Республики  Казахстан

            Евразийский Национальный Университет  им. Л.Н. Гумилева

 

 

                   Кафедра «Социальная педагогика  и самопознание»

 

                      

                                               

                                                    На тему:

 

         «Теория потребительского выбора»

 

 

 

                                                                   Выполнила: Приходько А.В.

                                                                   Специальность: 5В012300

                                                                   «Социальная педагогика и самопознание»

                                                                   Группа: СПС-12, 1 курс.

                                                

                                               

                                                       Астана 2013                                                                                                                                                                              

                                                                                                                         План

Введение                                                                                                                                        

1. Экономические блага и их классификация                                                                            

1.1. Классификация экономических благ                                                                                   

2. Экономические теории и модели потребительского выбора                                               

2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора

2.2. Цель и основа выбора потребителя

2.3. Модель поведения потребителя

2.4. Особенности потребительского спроса

2.5. Бюджетное ограничение

3. Неэкономические факторы потребительского выбора

3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора

3.1.1. Факторы культурного порядка

3.1.2.Факторы социального порядка

3.1.3.Личностные факторы

3.1.4.Факторы психологического порядка

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Выбрав тему «теория потребительского выбора», в первую очередь, хотелось бы отметить, что рассматривать ее я буду не только с точки зрения экономики, так как проблемой выбора занимаются практически все научные дисциплины. Даже досконально изучив основные экономические законы поведения потребителя, никогда не получится стопроцентно сказать, как поступит тот или иной человек в каждой конкретной ситуации.

   При формулировке любого экономического закона, каждый ученый обязательно оставляет один очень важный фактор: индивидуальные особенности человека и окружающей его реальности.

   Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

   Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

   Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

   Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

   Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

   Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.

   Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.

 

 

 

 

 

1. Экономические блага и их классификация.

 

   Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве.

   Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные. От чего зависит это разделение? От срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго.   Долговременные блага - предполагают многоразовое использование.

   Недолговременные исчезают  после (или в процессе) разового  использования (потребления).

   Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба.      

   Прямые (потребительские) блага  - это готовые для потребления  блага. 

   Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в  процессе производства.

   При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя.

   Предметами роскоши являются  продукты эксклюзивного, престижного  производства.

   1.Взаимодополняемые блага

   Взаимодополняемыми  называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности  (используются) только в комплексе  друг с другом.

   Это блага (товары  или услуги), которые потребитель  не может использовать по отдельности.  Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений.  В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина. 

   Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

  2.Взаимозаменяемые блага

  Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга.

   Взаимозаменяемыми  (как и взаимодополняемыми) могут  быть не только потребительские  блага, но и производственные  ресурсы. 

 

1.1. Классификация экономических благ.

 

 

рис.1

 

   На данном рисунке представлены рычажные весы, отражающие двойственность благ. При этом на рисунке показан случай, когда однотипное благо (1-4) в левой части рычажных весов, полностью соизмеримо со своим взаимодополнительным благом в правой части рычажных весов, т.е. эти блага соотносятся между собой по "курсу конвертации" 1:1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические теории и модели потребительского выбора.

 

2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора.

 

   Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.

   Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.

  1. Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и свои поведением («голосованием деньгами») определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.
  2. Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.
  3. Совершенство информации. В процессе выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.

   Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.

   Существуют две теории потребительского выбора.

  1. Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах.
  2. Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Цель и основа выбора потребителя.

 

   Полезность - субъективная оценка свойств блага данным индивидом. Тесно связана с понятием «стоимость» (ценность). Разные школы по-разному трактуют эту связь.

   Например, физиократы  связывали ценность с объективно  существующей полезностью вещи. Ими был сформулирован принцип:  имеет ценность все, что полезно,  что позволяет удовлетворять  определенные потребности, и чем  выше полезность вещи, тем большую ценность она имеет. Классик политической экономии А. Смит придерживался иного мнения (вода жизненно полезна, но имеет небольшую ценность, тогда как алмаз имеет ограниченное использование, не является предметом первой жизненной необходимости, но цена на него чрезвычайно высока). Парадокс воды и алмаза пытались объяснить марксисты на основе теории трудовой стоимости: алмаз стоит дороже потому, что на его изготовление затрачивается больше труда. Однако это не объясняет поведения потребителя, поскольку он, покупая товар, интересуется не затратами труда на его производство, а его потребительскими свойствами. Следовательно, цена не всегда способна отразить полезность вещи. Проблему эту пытались решить австрийский исследователи. В конце XIX в. они выдвинули идею предельной полезности. Суть теории в следующем. Потребность людей обладает способностью насыщаться. Голодный человек, например, может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок будет иметь для него все меньшую ценность. Полезность последней единицы (в нашем примере - хлеб) называется предельной (или наименьшей).

   Эту зависимость  в экономической науке называют  законом убывающей предельной  полезности. В последующем теория  претерпела значительные изменения,  особенно в части приложения математического аппарата к определению полезности вещи и поведению покупателя на рынке. Современные теории не дают надежных критериев для определения полезности применительно к отдельно взятому человеку, ибо у каждого своя школа ценностей и предпочтений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Модель поведения потребителя.

 

   В прошлом деятели  рынка учились понимать своих  потребителей в процессе повседневного  торгового общения с ними. Однако  рост размеров фирм и рынков  лишил многих распорядителей  маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами.

   Фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рис. 1.

Информация о работе Теория потребительского выбора