Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, реферат
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.
Введение
1. Экономические блага и их классификация
1.1. Классификация экономических благ
2. Экономические теории и модели потребительского выбора
2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора
2.2. Цель и основа выбора потребителя
2.3. Модель поведения потребителя
2.4. Особенности потребительского спроса
2.5. Бюджетное ограничение
3. Неэкономические факторы потребительского выбора
3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора
3.1.1. Факторы культурного порядка
3.1.2.Факторы социального порядка
3.1.3.Личностные факторы
3.1.4.Факторы психологического порядка
Заключение
Список литературы
Рисунок 1. Простая модель покупательского поведения.
На нем показано,
что побудительные факторы
На рис. 2 эта
же модель представлена в
Рисунок 2. Развернутая модель покупательского поведения.
Задача деятеля
рынка - понять, что происходит
в "черном ящике" сознания
потребителя между
2.4. Особенности потребительского спроса.
Наряду с общими
принципами выбора
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом являе
1
X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
1. Эффект присоединения к большинству.
Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
2. Эффект сноба.
В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
2.5. Бюджетное ограничение.
Кривые
безразличия отражают
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную
способность потребителя (I) с учётом величины
и соотношения цен покупаемых товаров.
Графически бюджетное ограничение выражается
в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки
на которой показывают комбинации благ,
которые потребитель в состоянии приобрести
при данных ценах при полном расходовании
его дохода. Угол наклона бюджетной линии
(tg
) определяется обратным отношением цен
товаров (PF/PC).
Изменение
дохода вызывает сдвиг
I = Рх Х + Рy Y
PF*F – затраты на питание;
PC*C – затраты на одежду.
3. Неэкономические факторы потребительского выбора.
3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора.
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. 1). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.
3.1.1. Факторы культурного порядка.
- культура;
Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека.
Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.
- субкультура;
Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков или русских, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, православных, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем арабов и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.
- социальное положение.
Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы.
Для общественных
классов характерны явные
Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обращений.
3.1.2.Факторы социального порядка.
Поведение потребителя
определяется также и
- референтные группы;
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие
на человека прямое влияние,
называют членскими
Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует.
Некоторые из
этих коллективов являются
- семейное положение;
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное
влияние на повседневное
- роли и статусы.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе.
3.1.3.Личностные факторы.
Возраст и этап жизненного цикла семьи.
С возрастом происходят изменения в ассортименте
и номенклатуре приобретаемых людьми
товаров и услуг. В первые годы человеку
нужны продукты детского питания. В годы
взросления и зрелости он питается самыми
разнообразными продуктами, в пожилом
возрасте - специальными диетическими.
С годами меняются и его вкусы.
Характер
потребления зависит и от этапа жизненного
цикла семьи. В таблице 2 перечислены девять
этапов с указанием финансового положения
и типичных товарных предпочтений семьи
на каждом из них. Деятели рынка нередко
определяют свои целевые рынки по этому
признаку и разрабатывают соответствующие
интересам конкретного этапа товары и
целенаправленные маркетинговые планы.
В
некоторых работах последнего времени
классификацию проводят по психологическим
этапам жизненного цикла семьи. Взрослый
человек переживает в своей жизни определенные
периоды трансформации. Так, Петрова Лена
может превратиться из удовлетворенного
заведующего и довольной жены в неудовлетворенного
человека, ищущего новый способ проявления
и развития своих способностей. Деятели
рынка должны учитывать меняющиеся потребительские
интересы, которые могут оказаться связанными
с переходными периодами в жизни взрослого
человека.
Род занятий.
Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь, коробки для завтрака, принадлежности для игры в кегли. Президент фирмы может покупать себе дорогие синие костюмы, путешествовать самолетом, вступать в члены привилегированных загородных клубов, купить себе большую яхту. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе.
3.1.4.Факторы психологического порядка.
-мотивация;
-восприятие;
-усвоение;
-убеждения;
-отношения.
В
любой данный момент времени человек испытывает
множество разнообразных нужд. Некоторые
из них имеют биогенную природу, т.е. являются
следствиями таких состояний внутренней
физиологической напряженности, как голод,
жажда, дискомфорт. Другие психогенны,
т.е. являются результатами таких состояний
внутренней психической напряженности,
как нужда в признании, уважении, духовной
близости.
Удовлетворение
нужды снижает испытываемую индивидом
внутреннюю напряженность.
Психологи
разработали ряд теорий человеческой
мотивации. Самые популярные из них –
теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама
Маслоу – предполагают совершенно разные
выводы для деятельности по исследованию
потребителей и маркетингу.
Теория мотивации Фрейда.
Фрейд считал, что люди в основном не сознают
тех реальных психологических сил, которые
формируют их поведение, что человек, растет,
подавляя при этом в себе множество влечений.
Эти влечения никогда полностью не исчезают
и никогда не находятся под полным контролем.
Они проявляются в сновидениях, оговорках,
невротическом поведении, навязчивых
состояниях и, в конце концов, в психозах,
при которых человеческое «эго» оказывается
не в состоянии сбалансировать мощные
пульсы собственного «ид» с гнетом «супер-эго».
Таким
образом, человек не отдает себе полного
отчета в истоках собственной мотивации.
При исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас и странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что: