Потребительский выбор во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.
В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар. Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1.Что купить?
2.Сколько стоит?

Оглавление

Введение стр. 2
1. Межвременной выбор стр. 3
1.1. Потребительский выбор стр. 3
1.2. Бюджетные ограничения стр. 5
1.3. Полезность как основа выбора потребителя стр. 9
1.4. Анализ кривых безразличия и их применение стр. 15
2. Особенности потребительского спроса стр. 20
3. Особенности потребительского поведения россиян стр. 24
Заключение стр. 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.Потребительский выбор во времени.docx

— 308.19 Кб (Скачать)

Потребительский выбор во времени. 

План. 

Введение                                                                                                               стр. 2

1. Межвременной  выбор                                                                              стр. 3

1.1. Потребительский  выбор                                                                        стр. 3

1.2. Бюджетные  ограничения                                                                       стр. 5

1.3. Полезность  как основа выбора потребителя                                        стр. 9

1.4. Анализ  кривых безразличия и их применение                                     стр. 15

2. Особенности  потребительского спроса                                                  стр. 20

3. Особенности  потребительского поведения россиян                              стр. 24

Заключение                                                                                                  стр. 31

Список  используемой литературы                                                             стр. 32                                         
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.

     В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар. Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1.Что  купить?

2.Сколько  стоит?

3.Хватит  ли денег, что бы осуществить  покупку?

     Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения, чьей целью является максимизация того или иного блага.

     Поведение потребителя действительно выступает решающим фактором экономического развития. Например, в США и Канаде проживает 5.2% населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31.5% мировых потребительских затрат.

     На страны Восточной Европы и Бывшего СССР приходится 7.9% мирового населения и 3.3% потребительских расходов.

     Изучение основных моментов беспрекословно связанных с потребительским выбором и распределением его желаний и потребностей помогает глубже раскрыть данную тему. Данные факторы определяют актуальность выбранной  темы курсовой работы.

Глава 1. Межвременной выбор.

1.1. Потребительский  выбор.

     Исходя из предположения, что потребитель ведет себя на рынке рационально, приходим к выводу, что он стремиться получить качественный товар при ограниченных возможностях.

     Основным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая сумма денег) ограничен, покупатель постоянно оказывается перед выбором того или другого товара. При этом он хочет приобрести наилучший набор товаров из тех, которые позволяет ему доход.

     Объективного критерия для определения наилучшего набора товаров для конкретного потребителя не существует. Из-за того, что потребитель осуществляет свой выбор со своей индивидуальной точки зрения.

     Субъективный подход, конечно же, не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда можно спрогнозировать его поведение на рынке товаров и услуг. Рациональность потребителя упрощает механизм взаимоотношений на рынке.

     Однако следует отметить, что вести себя рационально на рынке вовсе не обозначает быть прижимистым и расчетливым. Не следует считать человека, истратившего свое состояние на миллион алых роз для своей возлюбленной, нерациональным и, наоборот, рациональным того, кто вложил деньги в коммерческий банк под высокие проценты. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если этот способ вложения средств является для них наиболее приемлемым. Ведь каждый потребитель тратит средства в меру своих предпочтений и при этом стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей.

     Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Денежные доходы, как известно, оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество приобретенных товаров. Это влияние учитывает предприниматель в ценовой политике. Он должен определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается.

     Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и другими субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь классификация покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; по возрастному составу; по половому признаку; особенностям их занятости и образу жизни и т. д.

     Логично и закономерно выглядит тот факт, что теория потребительского выбора рассматривает, прежде всего, категорию ограниченных ресурсов и возможностей денежного дохода, которая влияет на платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

     Личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т. д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющую меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. На данном этапе каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

     Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.  
 
 
 

1.2. Бюджетные ограничения.

     Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше, чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства человека потребителя мартини и суши, и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов 120 тыс. руб. Цена одной порции суши 15 тыс. руб., цена 100 грамм мартини 10 тыс. руб. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за 120 тыс. руб. 

  Количество  порций суши Количество  бокалов мартини
1 0 12
2 2 9
3 4 6
4 6 3
5 8 0
 

     Функционально эта зависимость выглядит так I = Px*X + Py*Y, где I – доход (120 тыс. руб.); Px, Py – цена товаров (суши – 15 тыс. руб., мартини – 10 тыс. руб.); X,Y – количество товаров.

     График данной функции представляет собой линию: 

     Потребителю доступна любая точка на данной линии. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между суши и мартини. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим.

     Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Так, например, при доходе не в 120 тыс. руб., а в 300 тыс. руб. бюджетная линия существенно сдвинется вправо относительно оси координат при прочих равных условиях и наоборот.

     Наклон же бюджетной линии меняется при изменении цен на товары в разных пропорциях. Так, если мартини подорожает, а суши нет, то бюджетная линия станет более пологой.

     Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам, а как мы уже отмечали, предпочтения основываются на полезности товаров.

     Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной, другими словами, какая из них принесет наибольшую полезность, необходимо совместить бюджетную линию потребителя и карту кривых безразличия.

     Наибольшую полезность принесет потребителю та комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.

     В точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю 
кривых безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Наклон кривой безразличия отражает предельную норму субституции суши и мартини, а наклон бюджетной линии определяется соотношением цен на них.

     Положение равновесия потребителя изменяется с изменением 
цен на блага и дохода потребителя.

     В том случае, когда цены на блага неизменны, а доход потребителя вырос, бюджетная линия смещается вправо и вверх. Точка касания, соответствующая оптимальной комбинации благ, перемещается на кривую безразличия, имеющую большую полезность. При уменьшении дохода оптимальному набору благ будет соответствовать точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, которая выражает меньшую полезность.

     Рассмотрим, как изменяется положение равновесия потребителя 
с изменением цены. Допустим, что снижается цена мартини при неизменных  доходе и цене суши. Снижение цены мартини означает, что потребитель при данной величине дохода и не изменившемся потреблении суши сможет больше купить мартини. Нижний конец бюджетной линии потребителя при каждом новом снижении цены на мартини будет перемещаться вправо по оси абсцисс.

     Рассмотрим, как на выбор потребителя влияет изменение его 
дохода. При росте дохода потребителя будет иметь место параллельный сдвиг бюджетной линии вправо и вверх. Если бюджетная линия сдвинется дальше от начала координат, потребителю будет доступен более высокий уровень полезности. Уменьшение дохода сместит бюджетную линию потребителя ближе к началу координат. При любом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, поэтому каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы соединим точки оптимального выбора при 
различных уровнях дохода, то получим кривую «доход—потребление».

Информация о работе Потребительский выбор во времени