Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа
Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.
В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар. Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1.Что купить?
2.Сколько стоит?
Введение стр. 2
1. Межвременной выбор стр. 3
1.1. Потребительский выбор стр. 3
1.2. Бюджетные ограничения стр. 5
1.3. Полезность как основа выбора потребителя стр. 9
1.4. Анализ кривых безразличия и их применение стр. 15
2. Особенности потребительского спроса стр. 20
3. Особенности потребительского поведения россиян стр. 24
Заключение стр. 31
Список используемой литературы
Кривая "доход—потребление" может иметь как положительный, так и отрицательный наклон, что связано с качественными характеристиками товаров.
Товар, потребление которого с ростом дохода уменьшается, называется некачественным и относится к товарам низшей категории. В большинстве случаев рост реальных доходов приводит к увеличению спроса на товары (услуги), а снижение доходов — к падению спроса. Строго говоря, спрос зависит от дохода после вычета налогов.
Товар, потребление которого с ростом доходов увеличивается, называется нормальным.
Кривая "доход—потребление" позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля .
Немецкий статистик Э. Энгель (1821-1896) на основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода установил, что с ростом дохода его доля, расходуемая на продукты питания, снижается, на содержание жилья, одежду — остается относительно неизменной, на удовлетворение культурных потребностей — увеличивается.
Кривая Энгеля характеризует связь между объемом потребления товаров и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
На практике чаще интересуются расходами потребителей на продовольственные и непродовольственные товары (услуги), поэтому кривые Энгеля модифицируются в кривые расходов Энгеля .
Кривые расходов Энгеля характеризуют зависимость расходов на разные товары от уровня дохода покупателя и показывают различия между нормальными, некачественными и высококачественными товарами.
На поведение потребителя влияют не только доходы, но и цены на товары (услуги). Исследование характера изменения цен также связано с анализом кривых безразличия, что позволяет представить реакцию потребителя и смоделировать его поведение на рынке.
Изменение относительных цен приводит к изменению наклона бюджетной линии. Для каждой новой бюджетной линии также можно найти соответствующую кривую безразличия и точку ее касания с бюджетной линией. Соединив точки касания, получим кривую "цена— потребление" (рис. 7).
Точки А1, А2, А3 на кривой "цена—потребление" характеризуют оптимальное соотношение приобретаемых потребительских товаров в случае изменения их относительных цен при неизменном доходе потребителя.
Естественно, реальное потребление на
реальном рынке отличается от идеальных
запрограммированных условий. На него
влияют разнообразные объективные и субъективные
факторы, что усложняет процесс исследования,
требует введения дополнительных понятий
и элементов математического анализа.
Так, во многих странах часть товаров (услуг)
распределяется не через рынок, а бесплатно.
Такой подход к распределению товаров
влияет на индивидуальный спрос, требует
дополнительных исследований поведения
потребителя, например, в условиях дефицита
товаров и очередей, спекуляции. Однако
изучение потребительского рынка оправдано,
так как позволяет выявить общие свойства
всех механизмов распределения, в том
числе и рыночного, определить их преимущества
и недостатки.
Глава 2. Особенности потребительского спроса.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис.1).
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
Социальный фактор связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни важной стороной, которого становится демонстративное потребление. Поэтому Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
Например. Большая доля этого эффекта присоединения к большинству вызывается таким социальным явлением, как мода. Например, к зиме выпускают новую модель сапог, модные журналы обязательно рекомендуют приобрести этот товар. И люди стремятся купить сапоги, которые в данное время года приобретает большинство покупателей, чтобы чувствовать себя равными им, выдерживать общий стиль.
Примером спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший в этом году из-за того, что один из дилеров основного поставщика соли в южных и центральных регионах страны (из Украины) дал сбой в работе, там образовался дефицит, люди бросились скупать соль.
Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
Например. «Эффект сноба» играет определяющее значение. Автомобиль покупается за счет экономического перенапряжения, сокращения других, более важных расходов - отдыха, здоровья, туризма. Наш потребитель на средства, вырученные от продажи собственности, скорее приобретет эксклюзивную марку машины и выделится, чем, сэкономив, поедет посмотреть на зарубежные достопримечательности.
Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
Например. В наше время «новые русские» и молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. Покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотя на вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле.
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Например. Спекулятивный спрос активно используется в рекламе. Когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине 30% скидки на все товары, а дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный потребительский спрос. Или скачок цен на нефть на недавних торгах может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.
Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
Примером нерационального спроса может
послужить спрос на продукты, вредные
для здоровья или нерациональные с общественной
точки зрения, такие как наркотики, порнография,
сигареты.
Глава 3. Особенности потребительского поведения россиян.
Потребительские привычки населения определяются несколькими крупными и множеством мелких факторов. Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является доход. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения сильно отличаются друг от друга по другим характеристикам.
Самый простой пример — молодежь, имеющая небольшое количество средств, и пожилые люди, также достаточно бедные. Тем не менее, в потреблении товаров, услуг, а тем более культурных ценностей, различия между этими группами принципиальны. Поэтому другой сильный фактор здесь - психографические характеристики тех или иных групп населения.
Следующим фактором, существенно влияющим на потребление, является созданная в стране инфраструктура, которая включает в себя системы дистрибуции, транспортные коммуникации, возможности пользования интернетом, телефоном, наличие автотранспортных средств.
Еще один весомый фактор — культурные традиции. Было бы смешно предлагать некоторым российским группам населения товары и услуги, базирующиеся на истинно американских ценностях. Но поскольку наша культура не сильно отличается от европейской, этот фактор влияет на потребление не в гротескном варианте, но, тем не менее, влияет.
К более мелким факторам, влияющим на потребление, относятся географические особенности, климат, мобильность населения, конкретные ситуации в той или иной стране или регионе и многое другое.
Один из наиболее важных факторов, — доход россиян — мы можем на сегодняшний день оценить. Благосостояние российских граждан растет: после кризиса, начиная с 1999 года, среднедушевой доход по России вырос в среднем как минимум в два, и даже более, раз, хотя он и составляет пока чуть больше 100 долларов. На семью из 3 человек в среднем приходится порядка 300-350 $ (10000 руб.) в месяц. Это немного — в 10 раз меньше, чем в развитых европейских странах, но по среднемировым масштабам не так уж и мало — в 10 и более раз больше, чем в бедных странах Латинской Америки или Африки.
Если коснуться самооценки россиян, то во время исследования в 1999 году на общероссийской выборке (2100 человек) 83% респондентов говорили, что их финансовое положение по сравнению с прошлым годом ухудшилось. В 2002 году только 28 % опрошенных на этот вопрос отвечали утвердительно.
Но тут надо иметь в виду и психологические моменты — люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует о том, что ситуация улучшается — увеличение доходов и финансового положения отражается на уровне и качестве потребления товаров и услуг. Тем не менее, если говорить об уровне жизни россиян, он их, конечно, устраивать не может (см. рис.2).
Рис. 2. Удовлетворенность уровнем жизни.
В процессе развития потребительского поведения в новых условиях наша история создала специфический бэкграунд, связанный с трудностями перехода экономики страны от рынка производителя к рынку потребителя. Например, прежде по отношению к рекламе наши сограждане имели такое суждение: если товар рекламируется, то его покупать не стоит. Но все это быстро проходит. В начале 80-х годов советский гражданин знал всего 5 брендов, в начале 90-х годов — уже 50, причем на первое место вышли новые наименования: "Марс" и "Сникерс".