Потребительский выбор во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.
В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар. Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1.Что купить?
2.Сколько стоит?

Оглавление

Введение стр. 2
1. Межвременной выбор стр. 3
1.1. Потребительский выбор стр. 3
1.2. Бюджетные ограничения стр. 5
1.3. Полезность как основа выбора потребителя стр. 9
1.4. Анализ кривых безразличия и их применение стр. 15
2. Особенности потребительского спроса стр. 20
3. Особенности потребительского поведения россиян стр. 24
Заключение стр. 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.Потребительский выбор во времени.docx

— 308.19 Кб (Скачать)

     Сейчас фактически все бренды, известные западному потребителю, известны и российскому, и встал вопрос выбора. Если в первое время выбор российским потребителем производился просто: российское или нероссийское производство, и все иностранное шло на ура; а затем по странам-производителям: всему европейскому — да, все турецкое и китайское — второй сорт; то теперь наши сограждане уже ориентируются в деталях брендов. Конечно, на основании рекламы и личного опыта.

     Поведение потребителей на Западе более дефинированно, и индекс расхождения между определенными брендами в России и на западе может существенно различаться. Так, в Америке индекс расхождения между брендами "Пепси-кола" и "Кока-кола" очень велик — для американцев это разные вещи, в России же по-прежнему это один продукт (см. рис. 3).

Рис. 3 Показатель сходства лидирующих брендов.

     Отношение к фирменным и к безмарочным товарам (джинерикам) также меняется. Можно проследить за драматичной судьбой джинериков в последние 10 лет, их доля в общей массе продуктов значительно упала, а в некоторых продуктовых группах вообще сошла на нет, например, в категории «сливочное масло» (см. рис. 4).

Рис. 4 Доля отечественных  и импортных товаров, а также  товаров без марки.

     Конечно, пока еще определяющую роль при выборе фирменных товаров играет соотношение цена — качество. Хотя мы уже знаем, что фирменные товары лучше, и мы это проверили, но чаще все равно предпочитаем более низкую цену. Так, если с утверждением «Фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок» согласны 60 %, то на спецпредложения любимых марок при покупке товаров обращает внимание только 30% опрошенных. Анализ всей совокупности данных говорит о том, что принадлежность к марке имеет все большее и большее значение, но пока еще доминирует цена.

     И на свое здоровье россияне пока обращают внимание скорее вербально, не проявляя большой готовности чем-либо пожертвовать ради натуральных продуктов (см. рис. 5).

 Рис. 5 Привычки потребления.

     Точно такое же отношение наблюдается к вопросу экологии. Почти каждый российский гражданин согласен с тем, что окружающая среда нуждается в защите, но про себя считает, что это все-таки дело государства, производственных предприятий, кого угодно, только не его лично. Так, с тем, что охраной окружающей среды должны заниматься государство и промышленные предприятия, а не рядовые граждане, согласны 55% опрошенных и только 38% ради охраны окружающей среды готовы мириться с меньшей эффективностью моющих средств.

     Хотя рассуждения на эту тему — это уже шаг вперед. Как и в любом деле, сначала в головах людей должна уложиться важность той или иной проблемы, только после этого возможны какие-то действия для ее решения. Поэтому будем надеяться на то, что отношение к экологии из чисто вербальной поддержки перерастет в ближайшее время в поддержку реальную.

     В 2001 году порядка 14 % опрошенных россиян говорили, что пробуют каждый новый продукт, появляющийся на рынке. В 2002 году таких было уже меньше — 11-12%. То есть уровень новаторства российского потребителя в 2002 году немного упал, хотя полученные цифры находятся на грани статистической значимости.

     Методология количественного исследования, в результате которого и была получена типология российского потребителя, была создана по аналогии с уже известными западными методологиями, но полностью адаптирована под российского потребителя. Исследователям требовалось понять, как на конкретных практических индикаторах можно оценить новаторство или традиционализм. В анкете оказалось 36 вопросов, разделяющих людей по характеристикам, позволяющим определить то, как они себя ведут на рынке: покупают ли новые продукты, или, наоборот, все традиционное; покупают ли био-продукты или то, что подешевле; где чаще совершают покупки: в супермаркетах или на рынках и толкучках и т.д. Некоторые вопросы очень просты, например такие: «Я предпочитаю покупать товары в супермаркетах и фирменных магазинах» или «Я всегда предпочитаю фирменные марочные изделия». Были и сопутствующие вопросы, например: «Я всегда делаю покупки на автомобиле» или «Я покупаю товары оптом раз в 2 недели» или «Я готов совершать покупки предметов первой необходимости в нескольких магазинах, если при этом покупаю по более выгодным ценам и имею больший выбор». В итоге в результате кластерного анализа российские потребители были сгруппированы по тем или иным своим привычкам и стилям потребления в группы или кластеры.

     Экономисты говорят, что в российском обществе продолжается расслоение: идет обогащение одних слоев и обеднение других. Слои общества все более и более разнятся не только своими доходами, но и другими характеристиками, в том числе и привычками. Сравнивая итоги исследования 2001 и 2002 гг. (см. рис. 6), можно отметить, что «новаторские» кластеры достаточно сильно выросли, группа «новаторов» аж с 8 до 15 %. Новаторы в России наиболее характерны для городов-миллионников и для Москвы, но москвичи уже не так сильно выделяются среди жителей крупных городов.

Рис. 6 Типология  российского потребителя.

     «Неноваторские  кластеры» — «традиционалисты»  и «экономящие» — также выросли.  Кластеры «спонтанные» и «стабильные» уменьшились. Не изменился по количеству только кластер «реализовавшиеся». То есть за год произошла заметная поляризация. Таким образом, по потребительским стилям и привычкам в обществе тоже происходит расслоение. Причем такая динамика характерна именно для Российского общества и отражает продолжающийся процесс формирования российского рынка.

     Создаются типологии, в основе которых лежат ментальные характеристики населения — его жизненные ценности и установки. Для них в анкетах вопросы стоят по-иному: не «Как вы покупаете?», а «Как вы живете?» или «Вы стремитесь путешествовать или сидеть дома?». Причем, ментальные и потребительские типологии, созданные для одного рынка, хорошо корреспондируют. И в той и в другой типологии существуют кластеры традиционалистов, правда, немного разные. А вот по кластеру победителей ментальная типология корреспондирует с типологией потребительской условно, потому что «победителями» в нашем обществе являются люди, не ориентированные ни на какие социально-устойчивые базы — грубо говоря, люди, строящие дикий капитализм. Они не думают о завтрашнем дне, для них главное — сегодняшний успех. Но они очень новационны и активны. Кстати, эта группа драматично уменьшилась после кризиса, когда резко изменилась ментальность общества.

     Еще одна специфика российской типологии в том, что в России больше традиционалистов, причем на западе практически отсутствуют такие кластеры, как «стремящиеся вверх» — люди, резко меняющие свои потребительские привычки, а также «спонтанные» — они попросту «размазываются» между другими кластерами.  
 

Заключение.

     Изучение потребительского поведения - сложная наука.

     Подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:

- выбирая  блага для потребления, покупатель  руководствуется своими предпочтениями;

- поведение  потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные  цели и руководствуется личным  интересом, то есть действует  в рамках разумного эгоизма; 

- потребитель  стремится максимизировать совокупную  полезность, другими словами, стремится  выбрать такой набор благ, который  приносит ему наибольшую общую  величину полезности;

- на  выбор потребителя и его субъективные  оценки полезности покупаемых  благ влияет закон убывающей  предельной полезности;

- при  выборе благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его  доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением;

- наряду  с общими принципами выбора  рационального потребителя существуют  особенности, которые определяются  влиянием на него вкусов и предпочтений;

- потребительский  выбор представляет собой такой  набор благ, который приносит  потребителю максимум совокупной  полезности в условиях бюджетного  ограничения.

      
 

Список  используемой литературы.

1. Курс экономической  теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, изд.: АСА, 1997.

2. Курс экономической  теории / Под ред. М.И. Плотницкого.  Минск: Книжный дом «Мисанта», 2005.

3. Экономическая  теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 2002.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1993.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Проспект, 1999.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. Норма, 2006.

8. Экономическая  теория: Учебник / Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича - М.: ИНФА-М, 2006.

9. www.market-jornal.com  Экономика.

10. www.ippnou.ru   Источник Advertology.ru    

Информация о работе Потребительский выбор во времени