Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 18:32, реферат
Цель работы: показать роль Владимира в общественной жизни страны.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Познакомиться с биографией Владимира Святого
Рассказать Образ Владимира Святого в искусстве
Введение.
Происхождение и воспитание
Его заслуги перед обществом.
Образ Владимира Святого в искусстве.
Былинный и фольклорный образ
В беллетристике
В кинематографе
Памятники;
Географические объекты;
Ордена;
Владимир Святой на деньгах;
4.7.1 Древнерусские монеты;
4.7.2 Современные монеты и банкноты;
Заключение.
Список литературы.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10 им. К.Э. Циолковского» города Кирова
Проектная
работа по теме:
«Образ Владимира Святого в искусстве»
Работу выполнил:
Басманов Дмитрий
Ученик 10 «А
класса»
Руководитель:
Митрохина Ольга
Николаевна
учитель истории и
обществознания.
г.Киров, 2014
Содержание.
4.7.1 Древнерусские монеты;
4.7.2 Современные монеты и банкноты;
Введение
В связи с годовщиной Крещения Руси, которое отмечалось 28 июля 2014 года я решил подготовить проект на тему «Образ Владимира Святого в искусстве». А как мы знаем, что Крещение Руси – это одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
Цель работы: показать роль Владимира
в общественной жизни страны.
Задачи:
Владимир Святославович (ум. 1015, в г.Берестов, под Киевом) – младший сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши. Киевский князь с 980 г. Когда передав свои владения трем сыновьям, Святослав отправился в военный поход, из которого уже не вернулся.
Владимир был посажен князем в Новгород. В 977 княживший в Киеве старший брат Ярополк напал на среднего брата Олега и убил его. Испугавшись за себя Владимир бежал
«за море», собрал отряд варягов, захватил Киев и после смерти Ярополка стал полновластным государем. Благодаря успешным походам против поляков, вятичей, ятвягов, хорватов, радимичей Владимиру удалось расширить пределы Руси, построить города-крепости на юге и юго-западе на границах с печенегами, что позволило вести с ними упорную борьбу. Стремясь укрепить связь между частями своего государства,
Владимир на завоеванные земли сажал верных себе людей и сыновей (которых, по сообщению летописца, было 12), предпринял попытку создать в Киеве пантеон языческих богов для всеобщего поклонения. Но вскоре Владимир понял, что языческая вера не отвечает задачам его политики. В 987 или 988 Владимир крестился, получив имя Василий, после чего сделал христианство государственной религией, силой заставляя язычников отказываться от старой веры.
Принятие христианства
Структура работы: исследование включает введение, основную часть, заключение, список литературы и приложение.
Происхождение и воспитание
Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы, но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.
Год рождения
Владимира неизвестен. Его отец Святослав
родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав
— около 977, откуда историки выводят год
рождения Владимира 960-й с точностью до
нескольких лет. Как сообщают поздние
источники XVI века Никоновская и Устюжская
летописи, Владимир Святославич родился
в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная
Ольга отослала Малушу.
О дальнейшей
судьбе Малуши летописи не сообщают,
а малолетний Владимир вернулся в Киев,
где находился под присмотром княгини
Ольги. Воспитанием его занимался скорее
всего дядя по матери Добрыня, так как
в обычаях Руси было доверять воспитание
наследников членам старшей дружины.
Заслуги Владимира перед обществом
Образ Владимира Святого в искусстве
Образ крестителя Руси равноапостольного князя Владимира занимает особое место в русском искусстве. Его образ играет большую роль и на более поздних этапах истории русской культуры, однако его значение и их смысловое наполнение меняются, в соответствии с новыми идеями и обстоятельствами. В середине — второй половине XVI в., в эпоху Ивана IV, они занимают особое место в письменности, в росписях храмов, иконописи, в иллюстрациях рукописей, произведениях малых форм.
Обращение именно к монументальной
живописи неслучайно: она всегда носила
программный характер, отражая наиболее
отчетливо актуальный для эпохи комплекс
государственных, исторических, нравственных
и духовных идей. В моем проекте я хочу
рассмотреть, какую роль играл образ
Владимира Святого в искусстве. Что
сохранилось в наши дни от образа Владимира.
4.1. Былинный и фольклорный образ
В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Ко времени его правления относятся подвиги трёх богатырей. Типичный образ князя Владимира в былинах — собирательный: в нём объединены черты некоторых более поздних правителей, а историческая достоверность, возможно, искажена.
Парные образы Владимира (в крещении — Василия) и его матери Малуши представлены в украинских святочных фольклорных фигурах Василия и Маланки (Меланки, Миланки). В церковном календаре день св. Мелании завершает годовой круг, день св. Василия его начинает. Это календарное обстоятельство сблизило в народном воображении святого Василия Великого и преподобную Меланию римлянку, превратив их в стойкую фольклорную пару, сохранив не только упоминания о реальных исторических персонажах (Владимире и Малуше), но и целый ряд деталей, которые отражают правовые нормы Х в. И характеризуют тогдашний быт.
4.2. В беллетристике
Свои произведения Владимиру I посвящали Феофан Прокопович, Я. Б. Княжнин, Ф. П. Ключарев, М. М. Херасков, А. С. Грибоедов и А. Н. Муравьев.
В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмилы» Пушкина.
Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов: «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского, «Владимир» Семёна Скляренко, «Князь Владимир» Юрия Никитина, «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и других. В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.
4.3. В кинематографе
4.4. Памятники
4.5. Географические объекты
4.6. Ордена
4.7. Владимир Святой на Деньгах
Подводя итог, можно сказать, что Владимир
деятельно занимался распространением
веры, крестил народ по землям, подвластным
ему, строил церкви, назначал духовных.
В самом Киеве он построил церковь св.
Василия и церковь Богородицы, так называемую
«Десятинную», названную так оттого, что
князь назначил на содержание этой церкви
и духовенства ее десятую часть княжеских
доходов. Для прочного укрепления новопринятой
веры Владимир вознамерился распространить
книжное просвещение, и с этой целью в
Киеве и в других городах приказал набирать
у значительных домохозяев детей и отдавать
их в обучение грамоте. Таким образом,
на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло
поколение людей, по уровню своих понятий
и по кругозору своих сведений далеко
шагнувших вперед от того состояния, в
каком находились их родители; эти люди
стали не только основателями христианского
общества на Руси, но также проводниками
переходившей вместе с религией образованности,
борцами за начала государственные и гражданские.
Эта одна черта уже показывает во Владимире
истинно великого человека: он вполне
понял самый верный путь к прочному водворению
начал новой жизни, которые хотел привить
своему полудикому народу; и проводил
свое намерение, несмотря на встречаемые
затруднения.
Летописец говорит, что матери, отпуская
детей в школы, плакали о них, как о мертвых.