Судебная реформа 1864 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут – телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г.
и ее подготовка . 4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права . 4
1.2 Подготовка судебной реформы 1864 года . 12
Глава 2 Судебная реформа 1864 года 18
2. 1. Нововведения судебной реформы 1864 года 18
2.2. Судебная система по реформе 1864 года 22
2.З. Судебные уставы по реформе 1864 года 27
Глава З Итоги судебной реформы 1864 года 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36

Файлы: 1 файл

Судебная реформа 1864 года.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

императором по представлению министра юстиции  председателя  и  членов.  Для замещения  этих  судебных  должностей  надо  было   отвечать   целому   ряду требований: иметь соответствующее образование, стаж работы,  соответствовать классово-политическим требованиям; как  правило,  председателями  и членами окружных судов были представители дворянского сословия.

    Окружной  суд  состоял  из  гражданского  и  уголовного  отделений,  а

уголовное отделение  состояло  из  двух  частей  –  коронного  суда  и  суда

присяжных заседателей. В  заседаниях  участвовало  не  менее  трех  коронных

судей (председатель и два члена).

      Окружным  судам  были  подсудны  все  (за   некоторыми   исключениями)

уголовные дела, изъятые из ведомства мировых  судов.  Дела  о  преступлениях,

за  которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением  или

ограничением  прав состояния, рассматривались  окружным  судом  с  присяжными заседателями.

     Окружным судам были подсудны все иски, не  подлежащие  рассмотрению  в

мировых судах (т.е. более 500 руб.).

      Для проведения предварительного  следствия при окружных  судах   имелись

судебные  следователи, которые должны были действовать  в тесном  контакте  с

полицией. Судебный следователь мог поручить полиции  производство  дознания, сбор необходимых сведений.

      Кандидаты в присяжные заседатели  отбирались  специальными  комиссиями,

во   главе   которых   стоял   предводитель   дворянства,   и   утверждались

губернатором.  Они  должны  были  отвечать   имущественному   цензу,   цензу

оседлости и другим требованиям. Имущественный  ценз  был  достаточно  велик.

                                                                                                                                        23

 

Надо  было  владеть  землей  не  менее  100  десятин  или  другим  недвижимым

имуществом  стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать  жалованье  либо

доход от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян в  списки кандидатов в  присяжные

заседатели  вносились только члены  волостных  судов,  волостные  старшины  и

сельские  старосты.

      Закон специально оговаривал, что  ни учителя  народных школ,  ни  лица,

находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие  и  др.),  в  списки  не

вносятся.

      В соответствии с утвержденным  губернатором  общим  списком   присяжных

заседателей составлялись годовой и месячный списки.  Председатель  окружного

суда  составлял  сессионный  список  присяжных  заседателей.  Такой  сложный

подбор  присяжных заседателей обеспечивал  участие в суде благонамеренных  и  в основном состоятельных  людей.  Роль  присяжных  заседателей  была  довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить  перед ними вопрос о виновности подсудимого, а присяжные должны  были  ответить  на вопросы коронного суда (т.е. вынести так называемый  вердикт о виновности или невиновности подсудимых .             

         Вопрос о наказании решался коронным судом.

     Приговор окружного суда  с  участием  присяжных  заседателей  считался

окончательным и мог быть обжалован (или опротестован  прокурором)  только  в

кассационном   порядке   в   Сенат   по   признаку   формального   нарушения

процессуального закона. Закон подробно  определял  все  стадии  рассмотрения

дел в окружном суде, права сторон  (и  их  равенство  в  процессе),  порядок

ознакомления  с доказательствами  и  их  оценки  (суд  должен  был  оценивать

доказательства   свободно   по   внутреннему   убеждению,   основанному   на

обстоятельствах  дела).  Обвинение  в  суде  поддерживал  прокурор,   защиту

осуществлял  или  сам  подсудимый,  или  защитник  (присяжный  или   частный

поверенный).

      В окружном суде  в большей   мере,  нежели  в  других  судебных  местах

России, соблюдались принципы введенного реформой процесса.

      Следующей судебной инстанцией  была судебная  палата.  Судебные  палаты

утверждались  по одной на несколько губерний. Всего их  было  образовано  14,

каждая  из них направляла деятельность 8-10 окружных судов.  Судебные  палаты

состояли  из двух департаментов – гражданского и уголовного. Представители  и

члены судебных  палат  назначались  императором  по  представлению  министра

юстиции.                                                                                                                        24

     

Судебные  палаты были апелляционной инстанцией для  окружных  судов  по

делам, рассмотренным без  присяжных  заседателей,  и  первой  инстанцией  по

наиболее  важным  делам,  прежде  всего  по  делам   о   государственных   и

должностных преступлениях против  порядка  управления.  К  ведению  судебной палаты были отнесены и  некоторые  преступления  против  веры.  Производство дознания   по   государственным   преступлениям   велось,    как    правило, жандармерией, предварительное следствие – одним из членов  судебной  палаты. Для рассмотрений указанных дел судебной палатой в качестве первой  инстанции к членам  уголовного  департамента  присоединялись  губернский  предводитель дворянства  той  губернии,  где  была  учреждена  палата,  один  из  уездных предводителей дворянства, одни  из  городских  голов  и  один  из  волостных старшин, т.е. сословные представители.

Это являлось существенным  пережитком феодально-сословной судебной системы. Над всеми судебными органами России стоял Сенат –  орган,  формируемый по указу императора.

      Сенат являлся верховным кассационным судом для всех  судебных  органов

государства, но мог быть и судом первой инстанции  по делам  особой  важности

(например, по  должностным  преступлениям,  совершенным  высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате было Учреждено  «Особое  присутствие  для суждения   дел   о   государственных   преступлениях    и    противозаконных сообществах»,  в  состав  которого   кроме   сенаторов   вошли   назначаемые императором  сословные  представители  (предводитель  дворянства,  городской голова и  волостной  старшина).  Для  рассмотрения  дел  о   государственных преступлениях особой  важности  царским  указом  мог  создаваться  Верховный уголовный   суд,   который   состоял    из    председателей    департаментов Государственного совета и членов Сената под  предводительством  председателя Государственного совета.

      Кроме  местных  и  общих   судов  в   России   существовали   духовные,

коммерческие  и военные суды со специальной  подсудностью.  Судебная  реформа 1864 г. по-новому  определила  систему  и  права  прокуратуры.  Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла  при  общих  судебных  органах  и Сенате. На нее  возлагались  обязанности  осуществления надзора  за  судом, следствием и местами заключения, участия  в  качестве

                                                                                                                                        25

 

стороны  в  процессе.Прокурорские должности  замещались  из  лиц,  отвечающих  требованиям  особой

политической благонадежности 15 .

 

                           

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                      

 

                                 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. История государства и права России. Учебник. Ю.П.  Титов М., 2000,  ст.

201-205

 
 
 
 

                                                                                                                                                                          26

 
 

                            2.3. Судебные уставы по реформе 1864 года

 

       Судебные уставы,  в  России  законодательные  положения,  принятые  20

ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.

        Судебные  уставы  – в дореволюционной России  официальное название

законов,  утвержденных   20   ноября   1864   года:   «Учреждение   судебных

установлений», «Устав о наказаниях,  налагаемых  мировыми  судьями»,  «Устав

уголовного   судопроизводства»,   «Устав   гражданского   судопроизводства».

Судебные  уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

       Согласно «Учреждению судебных установлений» (закон о  судоустройстве),

судебная  власть  принадлежала  мировым  судьям,  съездам   мировых   судей,

окружным  судам, судебным палатам  и  Сенату  (верховный  кассационный  суд).

Мировые судьи решали дела единолично.  Они  находились  при  мировом  округе (уездном, городском), делившиеся на несколько участков.  В мировом округе состояли  также  почетные  мировые  судьи,  которые  совместно  с   мировыми участковыми судьями данного округа образовывали  высшую  инстанцию  –  съезд мировых судей. В окружной суд, учреждавшийся на  несколько  уездов,  входили председатель и члены суда.

       Судебная палата учреждалась в округе, объединявшем несколько губерний

или областей (по особому расписанию). Она  делилась на департаменты,  которые

состояли  из председателя и членов  департамента.  Для  заведования  судебной

Информация о работе Судебная реформа 1864 года