Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа
Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут – телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г.
и ее подготовка . 4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права . 4
1.2 Подготовка судебной реформы 1864 года . 12
Глава 2 Судебная реформа 1864 года 18
2. 1. Нововведения судебной реформы 1864 года 18
2.2. Судебная система по реформе 1864 года 22
2.З. Судебные уставы по реформе 1864 года 27
Глава З Итоги судебной реформы 1864 года 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
«Замечания» были обобщены Государственной канцелярией, пришедшей к
выводу, что «во многих» из них «высказывается мысль, что бесполезно было бы
останавливаться на полумерах», реформируя уголовный процесс. Необходимо
приступить «к коренным преобразованиям, т.е. к изменению самой системы
нашего уголовного судопроизводства».
Противоречия во взглядах на судебную реформу, настроения бюрократии
отразились в печати 9 .
Замечания чиновников на проекты и главные начала судопроизводства
гражданского, проект о присяжных поверенных и судоустройство были
рассмотрены соединенными департаментами Государственного совета в мае,
октябре 1860 г. и марте-июне 1861 г. В них внесли несущественные изменения,
что объяснялось противодействием Д.Н. Блудова.
Таким образом, подготовкасудебных преобразований зашла в тупик: непрекращающаяся борьба направлений во взглядах на судебную реформу и отсутствие единой концепции среди реформаторов неизбежно вели к несогласованности друг с другом принимаемых законопроектов.
19 октября 1861 г. Д.Н. Блудов представил Александру II доклад, в
котором он просил, чтобы дальнейшую работу по судебной реформе взяла на
себя Государственная канцелярия. Переход дела судебной реформы из II
отделения в Государственную канцелярию явился переломным моментом в ее
подготовке и свидетельствовал об окончательной потере влияния курса графа
Д.Н. Блудова.
Осенью 1861 года при Государственной канцелярии была создана
специальная комиссия, которой было поручено завершить эту работу. В нее
вошли крупнейшие юристы своего времени: А.М. Плавский, Н.И. Стояновский, К.П. Победоносцев, Н.А. Буцковский, Д.А. Ровинский и другие. Это были не просто крупные правоведы, но и широко образованные люди.
8. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России.
Воронеж, 1989, ст. 88
9. См.: там же
Так, например, московский губернский прокурор Д.А. Ровинский был
ученым, писателем, искусствоведом, почетным членом Академии художеств. Фактически руководителем комиссии, ее душой и мозгом стал статс-секретарь Государственного совета Сергей Иванович Зарудный. По оценке современников С.И. Зарудный работал с «энергией, жаром и настойчивостью, вызывавшей всеобщее уважение». Просиживая ночи за корректурой статей проекта, он выбивался из последних сил, чтобы его любимое детище появилось на свет как можно скорее и совершеннее. Работа над судебной реформой стала делом всей его жизни.
С самого начала деятельность комиссии проходила в самых благоприятных
условиях. И поспособствовал этому никто иной, как председатель
Государственного совета, известный реакционер и крепостник князь Павел
Павлович Гагарин. Именно он исходатайствовал для юристов официальное
разрешение на полную свободу действий и возможность свободного пользования «непреложными началами», т. е. достижениями юридической науки и практики европейских стран.
Конечно, отцы реформы считались с российской действительностью и
традициями. Но при этом старались доказать, что буржуазные институты вроде
суда присяжных или адвокатуры ни в коей мере не подрывают основы
самодержавия. Делалось это настолько убедительно, что обсуждавший осенью
1862
г. «Основные положения
преобразования судебной части
в России»
В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных
положений судоустройства», в котором были сформулированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.
К новым принципам относились: идеи отделения суда от администрации,
установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной,
10. А.П. Шестопалов Великие реформы 1860-1870 гг. в России. // Основы
государства и права, 1998, № 6, ст. 60-61
введение присяжных заседателей. Предполагалось, что у присяжных будут
изъяты дела о государственных и должностных (из-за опасения чрезмерного
возвышения судебной власти) преступлениях. Авторы проекта настояли также
на выделении института мировых судей из общего порядка судопроизводства,
подчеркивая их специфику.
Отзывы, поступившие с мест на разосланный проект, отметили неполноту и
непоследовательность в отделении суда от администрации,
непоследовательность в определении компетенции института мировых судей.
Была усмотрена опасность в создании института присяжных поверенных и
широких полномочиях следователей.
Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных. Какую выбрать –
континентальную (где ставился вопрос: «Виновен ли подсудимый?») или
английскую (где вопрос звучит: «Совершил ли подсудимый данное деяние?»).
Была выбрана первая модель. В отношении института мировых судей также
имелись разногласия: как они должны решать дело – по закону или по своему
усмотрению, лишь опираясь на закон? После долгих споров был выбран первый вариант 11 .
В августе 1864 г. проекты судебных уставов были внесены на обсуждение
в Государственный совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром II.
11. История государства и права России, И.А. Исаев. М., 1999, ст. 284
Глава 2 Судебная реформа 1864 года
2. 1 Нововведения судебной реформы 1864 года
В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие
документы, составившие в целом судебную реформу:
1) Учреждения судебных
2) Устав уголовного
3) Устав гражданского
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы
судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание
всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных
заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой
системы судебных инстанций.
Реформа вводила многие
институты буржуазного
предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса; участие
в процессе обвинения и защиты; равенство сторон, признание подсудимого
невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его
виновность (презумпция невиновности); ликвидацию формальной оценки
доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим
судом на основе обстоятельств дела; апелляцию и кассацию. Но
законодательство судебной реформы и тем более судебная практика знали
многочисленные изъятия из указанных принципов.
Судебной реформой учреждались адвокатура (присяжные поверенные) – для
защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов
сторон в гражданском процессе и нотариат – для оформления сделок,
удостоверения деловых бумаг и т.д.
Статья 353 «Учреждения судебных установлений» устанавливала следующее:
«Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по
избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле
участвующих,
а также по назначению в определенных
случаях советов
12.
Российское законодательство Х-
Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу. Николай I считал, что именно адвокаты погубили Францию, поэтому пока он жив России не нужны адвокаты. Но сын его жил в другую эпоху.