Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа
Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут – телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г.
и ее подготовка . 4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права . 4
1.2 Подготовка судебной реформы 1864 года . 12
Глава 2 Судебная реформа 1864 года 18
2. 1. Нововведения судебной реформы 1864 года 18
2.2. Судебная система по реформе 1864 года 22
2.З. Судебные уставы по реформе 1864 года 27
Глава З Итоги судебной реформы 1864 года 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
Адвокаты делились на две
защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право
выступать лишь в мировых судах.
Присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы в качестве помощника присяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаны были сдать экзамен на право самостоятельного ведения дел. Они объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов.
В адвокатуру потянулись
прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах.
«Русская адвокатура 60-70-х годов, - по мнению видного юриста В.Д.
Спасовича, - стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать
с любыми европейскими знаменитостями…». Сюда и вошел друг М.Е. Салтыкова-Щедрина известный деятель движения крестьянского освобождения А.М.Унковский. На страницах газет и журналов все чаще стали встречаться имена адвокатов: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.М.Унковского, А.И. Урусова, С.А. Андреевского, П.А. Александрова, В.М. Пржевальского, А.Я. Пассовера и других 13 .
Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В
столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со
штатом нотариусов, которые заведовали, «под наблюдением судебных мест,
совершением актов и других действий по нотариальной части на основании
особого
о них положения»14 .
Судебная реформа не изменила положение волостного суда – сословного
суда
для крестьян, находившегося под
контролем местной
13.
В.И. Смолярчук. Анатолий
14. История России Х1Х – начала ХХ вв. Под ред. В.А. Федорова, М., ст. 269-270
В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не
была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъятиями (не
вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не избирались, а
назначались).
Реорганизовалась прокуратура.
государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных
следователей, полиции, судов и мест заключения. После судебной реформы
прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность
ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор
должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем
защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за
дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде.
Новая прокуратура создавалась при судах.
Особое внимание уделялось
назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее 5 лет и отличаться «благопристойным поведением». Выпускники юридических факультетов университетов обычно стажировались при судах не менее 5 лет в качестве кандидатов на судебные должности.
В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора
судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на
принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в
процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством
министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа.
Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости.
Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим
коллегам-противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в
стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во
что бы то ни стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в
последствии не была подвержена коррупции. К чести прокуратуры следует
отнести выигранное дело миллионера Овсянникова, дело игуменьи Митрофании, так называемые банковские процессы и другие.
Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в
правильном понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в
постижении тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла
«беспристрастием», защита брала изворотливостью и патетикой.
Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и
новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и
представление о законности и правосудии.
2.2 Судебная система по реформе 1864 года
Судебная система по судебной реформе 1864 года состояла из мировых и
общих судебных органов.
Местными судебными органами были мировые судьи и съезды мировых судей.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, а в Москве,
Петербурге и Одессе - городскими думами сроком на З года и действовали в
специальных участках. Мировым судьей мог быть избран (или назначен) только
«местный житель» в возрасте не моложе 25 лет, «не опороченный по суду или
общественному приговору», имевший высшее или среднее образование, «или
прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет». Кроме того, он должен был обладать высоким имущественным цензом, который несколько понижался только для отставных офицеров. Вследствие всего этого был практически закрыт доступ на эту должность представителям низших классов.
Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом.
Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о
преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как
выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест
на срок не свыше З месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. Мировым
судьям были, например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных или судебных органов; о нарушении благочиния во время богослужения и т.п. (устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.). По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.
Дела в мировом суде
полицейских и других административных органов, по усмотрению самого
мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией.
Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и
публичным,
допускалось участие
По судебной реформе 1864 года создавались специальные судебные округа,
которые не должны были территориально совпадать с губерниями. Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов. Апелляционный порядок обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.
В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные
палаты. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было
учреждено 106. Окружные суды создавались в специальных судебных округах,
которые обычно совпадали с территорией губернии, и состояли из назначаемых