Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа
Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут – телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г.
и ее подготовка . 4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права . 4
1.2 Подготовка судебной реформы 1864 года . 12
Глава 2 Судебная реформа 1864 года 18
2. 1. Нововведения судебной реформы 1864 года 18
2.2. Судебная система по реформе 1864 года 22
2.З. Судебные уставы по реформе 1864 года 27
Глава З Итоги судебной реформы 1864 года 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам, неполнотой ее проведения в различных регионах и т.д. Так, в некоторых районах страны она проводилась с учетом национальных особенностей, к тому же "царская власть стремилась сосредоточить судебную власть в руках людей русской национальности, что было невозможно в данных регионах при установлении выборного начала мировых судей (Белоруссия,Правобережная Украина)".
В других районах (некоторые губернии Сибири) судебная реформа вообще не проводилась или проводилась в урезанном виде.
Но и она сохраняла серьезные
пережитки феодальных порядков.
суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.
Сохранены были и чисто
духовенства, рассматривали и некоторые дела светских лиц (например,
бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами 19 .
С 70-х годов в период реакции началось отступление от провозглашенных
принципов.
Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других
реформ 60-х годов, так как она стала мешать царской власти, поскольку
именно эта реформа давала слишком много свободы. Поэтому некоторые ее
положения были пересмотрены. В 1866 г. судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям».
В том же 1866 году из ведения суда присяжных
были изъяты дела о печати.
С 1867 года вместо следователей стали
назначаться «исправляющих должность
следователя», на которых принцип
несменяемости не распространялся.
19. История государства и права России. Учебник. Под ред. Чибиряева. М.,2000, ст. 212-215
20. История России ХIХ – начала ХХ вв. Под ред. В.А. Федорова. М., ст. 270
Законом 19 мая 1871 года были утверждены Правила о порядке действия
членов корпуса жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о государственных преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 года была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям «Устава уголовного судопроизводства», закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Как правило, такие дела рассматривались с нарушением принципа гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9 августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» еще более расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях. Завершением судебной «контрреформы» явилась судебно- административная реформа 1889 года 21 .
Но сама основная структура органов судебной власти и судебная система
с основными ее принципами сохранилась до 1917 года, благодаря
эффективности,
либеральности и передовым
21. Большая Советская Энциклопедия. т.25
В связи с вышесказанным, безусловно, судебная реформа является одной
из важнейших реформ, по своей значимости, второй половины ХIХ века. На мой взгляд, отсутствие с древних времен демократических традиций является особенностью исторического развития Российской империи, что непосредственно влияет и на становление судебной системы как одного из институтов государства.
Судебная реформа 1864 года явилась одной из последовательных
буржуазных реформ в России второй половины ХIХ века, однако, сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 года судебные чиновники ставились в зависимость от губернатора и подчинялись его "законным требованиям". С 19 мая 1871 года политические дела вместо суда рассматривались жандармерией.
Эти выводы свидетельствуют о том, что судебная реформа не в полной
мере установила демократические принципы судопроизводства. В связи с
влиянием феодальных пережитков, реформа претерпела коренные изменения
(контрреформы), которые вели к последовательному сокращению подсудности присяжных заседателей, отступление от принципов публичности заседаний, изменение порядка рассмотрения дел и многие другие изменения – что и является недостатком судебной реформы второй половины ХIХ века.
В указе от 20 ноября 1864 года говорилось, что судебная реформа
имеет своей задачей водворить в России суд скорый, правый милостивый,
равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую
самостоятельность и утвердить в народе уважение к закону. Во времена
советской власти все эти принципы были утеряны, судьи выбирались на 5 лет и
соответственно были зависимы, и только в наше демократическое время мы
вспоминаем хорошо забытое старое и возвращаемся к тем старым принципам,
которые были заложены в реформе 1864 года.
Именно поэтому изучение судебной реформы 1864 года очень важно сейчас
для российского общества. Поскольку и сегодня по прошествии 10 лет с того
времени, как новое российское государство вошло в мировую историю судебная
реформа все еще не закончена. Опыт прошлого нашей страны может во многом нам помочь в этом деле.
В России ХХI века как и в
России ХIХ века слабо
закону, везде царит произвол и беспредел, права и свободы человека не
защищаются, хотя и гарантируются Конституцией 1993 года и другими
нормативно-правовыми актами.
Деятельность судов с участием
присяжных заседателей на
России приостановлена, поскольку как утверждают теоретики-практики, есть
основания полагать, что большинство приговоров вынесенные такими судами
являются необоснованно оправдательными. Приостановление таких судов
противоречит тем демократическим началам, которые складываются в связи с
проведением судебной реформы.
Судьи в наше время также не могут быть полностью независимыми,
самостоятельными и беспристрастными, поскольку они получают слишком
маленькое вознаграждение за свой нелегкий труд. А из-за нехватки денежных
средств
в федеральном бюджете
суды у нас перегружены.
В настоящее время готовятся новые проекты судебной реформы и чтобы не
допустить ошибок прошлого нам необходимо со всей тщательностью выявить все те пороки существующей судебной системы и изучить предшествующий опыт государства в этом деле.
1. Большая Советская Энциклопедия. т.25
2. Большая Советская Энциклопедия, т.41