Судебная реформа 1864 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут – телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г.
и ее подготовка . 4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права . 4
1.2 Подготовка судебной реформы 1864 года . 12
Глава 2 Судебная реформа 1864 года 18
2. 1. Нововведения судебной реформы 1864 года 18
2.2. Судебная система по реформе 1864 года 22
2.З. Судебные уставы по реформе 1864 года 27
Глава З Итоги судебной реформы 1864 года 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36

Файлы: 1 файл

Судебная реформа 1864 года.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их  к очередным чинам и орденам, неполнотой ее проведения в различных  регионах  и т.д. Так, в некоторых районах страны она проводилась с  учетом  национальных особенностей, к тому же "царская власть  стремилась  сосредоточить  судебную власть в руках людей русской национальности, что было  невозможно  в  данных регионах  при  установлении  выборного  начала  мировых  судей  (Белоруссия,Правобережная Украина)".  

                                                                                                                                       31

 

  В  других  районах  (некоторые   губернии  Сибири) судебная реформа вообще не проводилась или проводилась в урезанном виде.

      Но и она сохраняла серьезные  пережитки феодальных порядков.  Отделение

суда  от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный  орган страны,  одновременно  был  и  административным  учреждением.  Местные  суды фактически контролировались  губернаторами. Принцип несменяемости  судей   и судебных  следователей  правительство  также  обходило.   Например,   широко практиковалось  назначение исполняющих  обязанности  судебных  следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них  не распространялся   принцип   несменяемости.   Бессословные    по    принципам организации мировые и общие суды фактически  почти  полностью  состояли   из дворян, так как  высшее образование и необходимый имущественный  ценз  в те времена имели преимущественно дворяне.

      Сохранены были и чисто сословные  суды – духовные, которые,  кроме   дел

духовенства,  рассматривали  и  некоторые  дела  светских   лиц   (например,

бракоразводные  дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие  тяжбы между крестьянами 19 .

      С 70-х годов в период реакции началось отступление от  провозглашенных

принципов.

      Судебная реформа была подвергнута коренному  пересмотру  ранее  других

реформ 60-х годов, так  как  она  стала  мешать  царской  власти,  поскольку

именно  эта реформа  давала  слишком  много  свободы.  Поэтому  некоторые  ее

положения были пересмотрены. В 1866 г. судебные  чиновники  фактически  были поставлены в зависимость  от  губернаторов:  они  обязаны  были  являться  к губернатору по первому вызову и «подчиняться его  законным  требованиям». 

  В том же 1866 году из ведения суда присяжных были  изъяты  дела  о  печати.  С 1867 года вместо  следователей  стали назначаться «исправляющих должность следователя»,  на  которых   принцип   несменяемости   не   распространялся.                                                                                                                              Существенным средством давления на судей было право министра  перемещать  их из одного судебного округа в другой 20 .  

 

19. История государства и права России. Учебник. Под  ред.  Чибиряева.  М.,2000, ст. 212-215

20. История России ХIХ – начала ХХ вв. Под ред. В.А. Федорова. М., ст. 270

                                                                                                                                        32

 

  Законом 19 мая 1871 года были утверждены Правила о  порядке  действия

членов  корпуса жандармов по исследованию преступлений,  передавшие  дознание по делам о государственных преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня  1872 года  была  принята   новая   редакция   раздела   о   судопроизводстве   по государственным   преступлениям   «Устава   уголовного    судопроизводства», закрепившая  создание  Особого  присутствия  правительствующего  Сената   (с участием сословных представителей)  для  рассмотрения  этой  категории  дел. Как правило, такие дела рассматривались  с  нарушением  принципа  гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О  временном  изменении  подсудности  и  порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко  сокращен  круг  дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от  9  августа  1878  года  и  8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных  преступлениях  и  особо опасных  преступлениях  против  порядка  управления  было  передано  военным судам. Принятое  14  августа  1881  года  «Положение  о  мерах  к  охранению государственного порядка и общественного спокойствия»  еще  более  расширило компетенцию военных судов и сузило  круг  процессуальных  гарантий  в  общих судебных установлениях. Завершением судебной «контрреформы» явилась судебно- административная реформа 1889 года 21 .

    Но сама основная структура органов судебной власти и судебная  система

с  основными   ее   принципами   сохранилась   до   1917   года,   благодаря

эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых  буржуазных реформ 1864 года.

 

                                                            

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21. Большая Советская  Энциклопедия.  т.25

 

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                           33

                                                                  

                                                                                                                                       

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В связи с вышесказанным, безусловно, судебная реформа является  одной

из  важнейших реформ, по своей значимости, второй половины ХIХ века.  На  мой взгляд,  отсутствие  с  древних  времен  демократических  традиций  является особенностью исторического развития Российской империи, что  непосредственно влияет  и  на  становление  судебной  системы  как  одного   из   институтов государства.

      Судебная  реформа  1864  года  явилась   одной   из   последовательных

буржуазных  реформ в России второй половины  ХIХ  века,  однако,  сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался  отдельный  суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый  Верховный суд для высших сановников.  С  1866  года  судебные  чиновники  ставились  в зависимость от губернатора и подчинялись его "законным  требованиям".  С  19 мая 1871 года политические дела вместо суда рассматривались жандармерией.

      Эти выводы свидетельствуют о  том, что судебная  реформа   не  в  полной

мере  установила  демократические  принципы  судопроизводства.  В  связи   с

влиянием  феодальных  пережитков,  реформа  претерпела  коренные   изменения

(контрреформы), которые  вели  к  последовательному   сокращению  подсудности присяжных  заседателей,  отступление  от  принципов  публичности  заседаний, изменение порядка рассмотрения  дел  и  многие  другие  изменения  –  что  и является недостатком судебной реформы второй половины ХIХ века.

     В указе от 20 ноября 1864 года говорилось, что  судебная  реформа

имеет своей задачей  водворить  в  России  суд  скорый,  правый  милостивый,

равный  для всех подданных, возвысить судебную  власть,  дать  ей  надлежащую

самостоятельность и  утвердить  в  народе  уважение  к  закону.  Во  времена

советской власти все эти принципы были утеряны, судьи выбирались на 5 лет  и

соответственно  были зависимы, и  только  в  наше  демократическое  время  мы

вспоминаем  хорошо забытое старое и  возвращаемся  к  тем  старым  принципам,

которые были заложены в реформе 1864 года.

                                                                                                                                       34

 

  Именно поэтому изучение судебной реформы 1864 года очень важно  сейчас

для российского общества. Поскольку  и сегодня по прошествии 10  лет  с  того

времени, как новое российское государство  вошло в мировую  историю  судебная

реформа все еще не закончена.  Опыт прошлого нашей страны  может  во  многом нам помочь в этом деле.

       В России ХХI века как и в  России ХIХ века слабо  развито   уважение  к

закону,  везде царит произвол и  беспредел,  права  и  свободы  человека  не

защищаются,  хотя  и  гарантируются  Конституцией  1993   года   и   другими

нормативно-правовыми  актами.

      Деятельность судов с участием  присяжных заседателей на данный  момент в

России  приостановлена, поскольку  как  утверждают  теоретики-практики,  есть

основания полагать, что  большинство  приговоров  вынесенные  такими  судами

являются  необоснованно  оправдательными.    Приостановление   таких   судов

противоречит  тем демократическим началам, которые  складываются  в  связи с

проведением судебной реформы.

      Судьи в  наше  время  также   не  могут  быть  полностью   независимыми,

самостоятельными  и  беспристрастными,  поскольку   они   получают   слишком

маленькое вознаграждение за свой нелегкий труд. А  из-за  нехватки  денежных

средств в федеральном бюджете предоставляется  слишком мало рабочих мест  для судей, а при таком их количестве  очень  тяжело  разрешать  дела,  поскольку

суды  у нас перегружены.

       В настоящее время готовятся  новые проекты судебной реформы и чтобы не

допустить ошибок прошлого нам необходимо со всей тщательностью  выявить  все те пороки  существующей  судебной  системы  и  изучить  предшествующий  опыт государства в этом деле.

 
 
 

 

 

                                  

 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                       35

 
 
 

                                           ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 
 

1. Большая Советская Энциклопедия.  т.25

2. Большая Советская Энциклопедия,  т.41

Информация о работе Судебная реформа 1864 года