Судебная реформа 1864 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Судебная реформа к середине XIX века была в самом скверном состоянии из всех органов в государственном аппарате. Дореформенный суд можно охарактеризовать как сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взятничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
Подготовка судебной реформы 1864 года 5
Судебная реформа 1864 года 6
Заключение 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Файлы: 1 файл

Судебная реформа 1864 года.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине:     История государственного управления в России

             На тему:    Судебная реформа 1864 г.

 

 

Выполнил: студент(ка)

Ф.И.О. Леонов Владимир Сергеевич

Курс 2

Отделение Управление

Проверил  преподаватель:

__________________________

Ф.И.О.,звание, ученая степень

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Оглавление

Введение 3

Основная часть 5

Подготовка судебной реформы 1864 года 5

Судебная реформа 1864 года 6

Заключение 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная реформа 1864 года

 

Введение

Судебная реформа в  развитии страны играет одну из основных ролей, потому что государство только через суд обеспечивает права  и свободы населения. Суд - это  гарантия соблюдения права граждан. Судебная реформа 1864 года явилась первой демократической реформой в нашей  стране. Впервые в России отделить суд от администрации попробовал Петр I, именно при нем в 1713 году в  губерниях появились должности  судьи. Однако права судей не были четко определены, поэтому наиболее сложные дела решались в юстиц-коллегии.

В России на тот момент были созданы: Духовный суд, военный суд. Главной инстанцией был Сенат. В  дальнейшем Екатерина II создала систему  судебных учреждений (уездные суды, губернские суды и др.) Правление  императора Александра II стоило времени  больших преобразований в России. Во второй половине XIX века создались  все условия для изменения  системы судопроизводства.

Судебная реформа 1864 года явилась следствием кризиса российского  общества. В том числе кризиса  «верхов». Из-за поражения в Крымской войне (1853-1856 г.) создалась революционная  ситуация, поэтому Александр II понимал, что необходимо провести в стране ряд преобразований. Они переросли  в реформу феодальной системы, что  явилось существенным скачком в  развитии общества.

Судебная реформа к  середине XIX века была в самом скверном состоянии из всех органов в государственном  аппарате. Дореформенный суд можно  охарактеризовать как сложность  и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взятничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством.

Степень достоверности доказательств  делилась на совершенные и несовершенные. Основной части образованного общества было ясно, что судебную реформу следует проводить в совокупности с решением коренных вопросов, в первую очередь крестьянского (крепостного права), т.к. крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Таким образом, для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Подготовка судебной реформы 1864 года 

 

 Известный николаевский  сановник, граф Блудов Д.Н. являлся  начальником II-го отделения императорской канцелярии. Именно ему было поручено провести подготовку судебной реформы. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени.

Проект гражданского судопроизводства в Государственном совете обсуждался год, по сентябрь 1858 года. Одним из первых стало вырисовываться гражданско-процессуальное законодательство. Среди первых начал: введение состязательного процесса, вместо следственного; введение гласности, искоренение и уничтожение канцелярской тайны; отделение судебной части от исполнительной; установление двух судебных инстанций; появление кассационного суда; учреждение при судах постоянных присяжных поверенных и др. Разработанный проект следовало представить в департамент Государственного совета для обсуждения. Далее разослать в печатном виде членам Государственного совета для замечаний.

Из замечаний следовало  сделать выводы и обсудить на общем  собрании Государственного совета. Создавая акт, следовало увеличить число  членов судов, соединить магистрали, ратуши, надворные суды с уездными судами и палатами, формировать председателей  судов не по выбору, а по назначению правительства. 12 ноября 1859 года граф Блудов отдал на рассмотрение Александру II «Проект положения о судоустройстве». Блудов видел в нём существенное улучшение юстиции. Например, появились предписания и распоряжения.

Без разграничения нормативных  актов по юридической силе судебной реформе грозила опасность: ведомственное  распоряжение могло сводить на нет  предписания закона. Законопроект предусматривал объединить палаты гражданского и уголовного суда, вместо низших судов создать  суд уездный «для разных сословий». Несколько уездных судов «могут быть соединены в окружной суд». Уезд разделялся на мировые участки. В каждом вводился мировой суд, состоявший из одного судьи.

При судебных палатах учреждались  прокуроры, наблюдавшие за законностью  следствия и предоставляющие  заключения по гражданским и уголовным  делам. Прокуроры палат назначались  министром юстиции. Прокуроры уездных  судов – прокурорами палат. Дела разрешались только в двух инстанциях. В судебных палатах назначался главный  губернский судья.

Он координировал деятельность судов. В декабре Д.Н.Блудов представил крупный проект судебной реформы, по изменению уголовно – процессуального права. Оно давало право подсудимому знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор.

Из 15 особых судопроизводств  оставалось три о преступлениях  по должности, государственным и  религиозным. В процессе обсуждения проекта отвергался сословный принцип  избирания судей. Предлагалось расширить  компетенцию мировой юстиции, высказывалась  необходимость суда присяжных и  др. Требовались коренные преобразования системы уголовного судопроизводства. Государственный совет рассмотрел все замечания, после чего внеслись существенные изменения.

По просьбе Блудова Д.Н. (на основании его доклада монарху) последующую работу по судебной реформе взяла на себя Государственная канцелярия. Созданная для этого комиссия включала в себя лучших юристов того времени. В работе они использовали достижения юридической науки и практики европейских стран, считаясь с российской действительностью.

В конце 1862 года в судебной инстанции был представлен проект «Основных положений судоустройства». Там были высказаны новые принципы. К ним относились: идеи отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей и образование института мировых судей. В августе 1864 года проекты судебных уставов были вынесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены и утверждены монархом. 

 Судебная реформа 1864 года    

 

20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта: 1) Учреждения судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей). Введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению вместо системы формальных доказательств.

Судебные уставы предусматривали  создание бессословных судебных учреждений двух типов - общих судов и мировых  судов. Мировые суды учреждались  для рассмотрения мелких уголовных  и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке  упрощенного судопроизводства. Мировые  судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших  высшее или средне образование, высокий  имущественный ценз, который несколько  снижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи  можно было обжаловать в уездный  съезд мировых судей (в апелляционном  порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих  судов был окружной суд. Их было учреждено 70. Обычно судебный округ совпадал с  территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса  судебных дел, как уголовных, так  и гражданских Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходили следующим образом - судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников).

Он же по окончании судоговорения  делал заключение и ставил вопрос перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт - виновен или невиновен  подсудимый, если виновен, то заслуживает  ли снисхождения. Иными словами вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Затем  коронные судьи уже без участия  присяжных определяли меру наказания  и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных  заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в  Сенат в кассационном порядке  по признаку формального нарушения  процессуального закона.

Имущественный ценз, необходимый  для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные  допускались крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении - сельские старосты, волостные старшины и т.д. Но присяжные не избирались, а назначались. Порядок подбора  присяжных был такой: специальные  комиссии в уездах под председательством  уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными.

Эти списки передавались председателям  окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и  на конкретные заседания. Следовательно, решающую роль в подборе присяжных играли предводители дворянства и председатели судов, то есть представители сословия дворян. Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.

Эти дела судебная палата рассматривала  с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных  предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными  судьями (чиновниками), что фактически сводило к нулю роль этих представителей. Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие  Сената для рассмотрения особо важных политических дел.

Наконец, дела высших должностных  лиц и особо важные дела могли  рассматриваться в Верховном  уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором. Предварительное следствие  было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под  общим надзором прокуратуры, но не входивших  в ее состав, а причисленных к  окружным судам и пользовавшихся правом несменяемости. Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей  стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью  судебных следователей, полиции, судов  и мест заключения. Особое внимание уделялось подбору судебных и прокурорских кадров.

Для назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее 5 лет и отличаться "благопристойным  поведением". Выпускники юридических  факультетов университетов обычно стажировались при судах не менее 5 лет в качестве кандидатов на судебные должности. Одновременно учреждалась  адвокатура. Адвокаты делились на две  категории: присяжных поверенных выступавших  защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших  право выступать лишь в мировых  судах по разрешению суда и по доверенности одной из сторон (этот институт был  учрежден в 1874 г. в связи с нехваткой присяжных поверенных).

Присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование  и стаж работы в качестве помощника  присяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаны были сдать  экзамен на право самостоятельного ведения дел. Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные  пережитки феодальных порядков. Отделение  суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами Принцип  несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило.

Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности  судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку  в этом случае на них не распространялся  принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые  и общие суды фактически почти  полностью состояли из дворян, так  как высшее образование и необходимый  имущественный ценз в те времена  имели преимущественно дворяне. Сохранены были и чисто сословные  суды - духовные, которые кроме дел  духовенства, рассматривали и некоторые  дела светских (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между  крестьянами. Со второй половины 60-х  годов правительство начинает наступление  на новые судебные уставы, стремясь ликвидировать тип несменяемости  судей и ограничить компетенцию суда присяжных. В 1866 г.из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. - дела о неповиновения властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.

Информация о работе Судебная реформа 1864 года