Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как «политическая свобода» обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.
Члены «Северного союза» вели пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители Союза стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г. Союз издал первую нелегальную рабочую газету «Рабочая заря». После выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был арестован В.А.Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов «Северного союза» он прекратил свою деятельность. Один из руководителей «Северного союза» Степан Халтурин стал народовольцем. 5 февраля 1880 г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета «Народной воли». В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора В.В.Стрельникова.
Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны: определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852-1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан Халтурин (1857-1882), Виктор Обнорский (1851-1919). Однако движение 70-х гг. охватывало еще узкий крут рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.
Дальнейшее развитие стачечного движения, которое отличалось большей организованностью и массовостью, более четким формулированием требований, происходит в 80-90-е гг. Главными центрами стачечного движения были Петербургский и Центральный промышленные районы, но к движению постоянно подключались и новые районы. Крупнейшим событием этого периода стала Морозовская стачка (1885 г.) на текстильной фабрике Морозова в местечке Никольском близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Эта стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Бастующие требовали ограничения штрафов, упорядочения расчетов с рабочими и др. Ряд требований – о контроле за заработной платой, о государственном регулировании условий найма – впервые вышли за пределы одного предприятия. Для подавления стачки были вызваны войска, суду были переданы 33 рабочих.
Всего в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений рабочих.
Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость разработки «рабочего законодательства» – издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882 г. были изданы законы, запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне 1885 г. был принят закон о запрещении ночной работы женщин и подростков, 3 июня 1886 г. – закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3 заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должны использоваться только на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось вместо денег расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами. Рабочие получали право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими.
Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.
В конце XIX - начале XX вв. в России нарастает экономический и политический кризис.
С середины 90-х гг. в стране наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении в России.
В 1895-1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в 1900-1904 гг. – 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост удельного веса стачек политических: в 1900-1902 гг. политические стачки составляли около 20 % их общего числа, в 1903-1904 гг. – уже более половины.
Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг.
Некоторые забастовки сопровождались вооруженными столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. – «Обуховская оборона», ноябрь 1902 г. – стачка в Ростове-на-Дону).
Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на Юге России в июле – августе 1903 г., в которой участвовало около 200 тыс. рабочих.
37.Русский либерализм
Русский либерализм -- одна из значимых тенденций общественной мысли в России.
Истоки отечественного либерализма восходят к событиям 16--18вв. В идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению свободы совести.
История сложилась так, что либеральные тенденции были подавлены утверждающимся абсолютизмом. Либеральная идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в стране в конце 18 -- начале 19 вв. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения, внедрением идеи общественного договора и т.д. В истории русского либерализма существенна роль масонства, которое в конце 18 начале 19 вв. пронизывает собой достаточно тонкий слой европейски образованных людей. Либеральное мироощущение проникает в Россию в формах религиозно-нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения.
Формирование более или менее целостного либерального сознания попадает на 10--30 гг. 19 столетия. Утверждаясь в России, либерализм порождает целый спектр личностных проявлений. Это и такой кабинетный мыслитель, как Чаадаев, и один из виднейших политических мыслителей и государственных деятелей России- Сперанский, и наконец, ряд людей, совершивших беспрецедентный для того времени шаг -- смену вероисповедания и своей жизнью утвердивших одно из фундаментальных прав: право на свободу совести -- Лунин, Гагарин и др.
В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное направление. Наряду с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России "направления" -- западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением.
Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства. В развитие русского либерализма особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало полем практической реализации либеральных принципов. Земства были средой, к которой тяготела либеральная публицистика и либерально ориентированная университетская наука. В земствах и вокруг земств формируются многие из будущих лидеров либеральных политических партий России.
В то же время -- во второй пол. 19 -- начале 20 вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а так же философский дискурс либерального сознания. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Наряду с этим, целый ряд мыслителей разрабатывали различные философские аспекты либеральной парадигмы. Так в работах Соловьева отечественная философская традиция освобождалась от антилиберальных тенденций, Струве утверждал концепцию неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное сознание в контекст развития современной философской мысли.
Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией -- кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Из аморфного "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905--1917) ознаменовался с одной стороны -- идейным и организационным вызреванием русского либерализма, с другой -- породил кризис, который разрешился утверждением большевистской идеократии.
Последующее развитие событий нельзя понять, если не обратиться к характеристике особенностей дореволюционного русского либерализма. Дело в том, что в позднесредневековом обществе, где доминировала патриархально-коллективистская психология, вызревание либерального сознания шло сложно и мучительно. Русский либерализм страдал типичными пороками отечественной интеллигенции. Либералы не умели говорить на одном языке с широкими массами, во многом идеализировали народ. Отечественный либерализм страдал барственно-интеллигентским пренебрежением к проблемам частной собственности и хозяйственной свободы. Русский либерализм был противоречивым, не вполне оформленным явлением. Социальная база либерального движения была трагически узкой.
Февральская революция задала следующий этап в истории русского либерализма. Представители либеральных партий вошли во Временное правительство и разделили с другими политическими силами ответственность за судьбу страны.
Однако, развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России и задали пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции.
В послереволюционные десятилетия
либерализм, как идейная традиция,
сохраняется только в эмиграции,
где проживала значительная часть
мыслителей и политических деятелей
либеральной ориентации. В первые
десятилетия советской истории трудно
обнаружить какие-либо следы либеральных
идей. Возрождение либерального сознания
начинается после смерти Сталина. Либеральное
направление в советской общественной
мысли возникает наряду с другими неофициальными
тенденциями- националистическими, религиозно-
Параллельно с "легальными", вписанными в контекст официальной советской жизни складывались и нелегальные формы самореализации либеральной идеи. Они структурируются в рамках таких феноменов как: Правозащитное движение, Самиздат и Тамиздат. Правозащитное движение -- героическое движение в истории русского либерализма. Оно породило свои символы, своих борцов и мучеников.
В это время происходит возрождение свободной неподцензурной общественной мысли, издаются нелегальные журналы и монографии. Усилиями Самиздата и Тамиздата советская общественность знакомится, как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е гг. в России произошло возрождение либерального сознания. Между отечественными мыслителями и представителями русского зарубежья разворачивается диалог.
Следующий этап развития либерализма в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России. Сегодня новые российские либералы участвуют в политической жизни страны. Внутренняя и внешняя политика России в той или иной мере отражает идеи и принципы либерализма. Либеральное возрождение вызвало к жизни огромный, стремительно превращающийся в необозримый поток идей, программных документов, теоретических и публицистических статей, феноменов политической и культурной жизни, которые составляют современную ткань русского либерального сознания.
38. Культура России XIX в. до 1917 г
Русскую культуру XIX в. называют «золотым веком», достижения этого столетия вошли в фонд мирового культурного наследия.
Расцвет русской литературы приходится на первую половину XIX в. В стиле реализма стал писать А. С. Пушкин, его роман «Евгений Онегин» повлиял на творчество М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. В журналах «Современник» и «Отечественные записки» возникло новое направление — литературная критика. При Николае I была усилена цензура по принятому в 1826 г. так называемому чугунному уставу. Во второй половине XIX в. в литературе появились мировые величины — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Начало XX в. называют «серебряным веком» русской поэзии, наибольшую известность приобрели А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова и др.
в музыке М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.
После пожара 1812 г. Москва отстраивалась практически заново. Д. И. Жилярди построил ансамбль Манежной площади со зданиями университета. О. Е. Бове оформил ансамбль Театральной площади. В 1839 г. по проекту К. А. Тона было начато строительство храма Христа Спасителя, завершенное только к 1883 г.