Шпаргалки по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

Шпоры по истории.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 Политическим  идеалом Алексея Михайловича (который назывался в народе «Тишайшим») была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. Царь привлекал к правлению умных, сведущих людей, по способностям, а не по родовитости, как это было ранее. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

 Был  учрежден Приказ тайных дел.  В его задачу входил контроль  за точным исполнением указаний  царя, пресечение казнокрадства,  злоупотреблений властью. Работники Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, строго следя за соблюдением инструкций, данных царем. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него Алексей Михайлович сосредоточил в своих руках контроль над деятельностью государственных служащих сверху донизу.

 Боярская  дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали  административные органы – приказы.  Большинство из них носило  военный характер: стрелецкий, казачий  и т.д. Армии уделялось большое  внимание.

 Усиливая  централизм в управлении, Алексей Михайлович ясно понимал опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Не забывалось, что необузданный произвол режима Ивана IV заронил в общественное сознание искры будущей Смуты. Во второй половине XVII в. Россия начала продвигаться по пути правового государства. Законы закреплялись Соборным Уложением 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось на Земском соборе и представляло собой основы законодательства России. Подлинный текст Соборного Уложения сохранился в Государственном архиве. Это огромный свиток длиной 309 м.

 В Соборном  Уложении определяется статус  главы государства – царя, самодержавного  и наследного монарха. Утверждение  царя на Земском соборе легитимировало  его, хотя Земские соборы, которые в первой половине XVII в. собирались довольно часто, в дальнейшем, в начале 50-х гг. XVII в., прекратили существование и больше не собирались. Самое знаменитое Соборное Уложение 1649 г, было принято на Земском соборе, которое собрали в чрезвычайной ситуации 1648 г., когда в Москве вспыхнуло массовое восстание.

 Соборное  Уложение было главным делом  Алексея Михайловича, при нем  российское общество стало более  открытым, но европеизации России  не произошло. Усовершенствования  в государственном, правовом устройстве страны не ускорили развитие общества, а наоборот, закрепили корпоративно чиновничью структуру общества, что сдерживало социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах.

 Культура  и быт русского народа XVII в.  испытывали мировоззренческий раскол. Существовали сторонники консерватизма  и сторонники проникновения западного  влияния, резкое неприятие их друг другом вело к расколу общественного сознания. Недаром XVII в. вошел в историческую литературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца.

 Россия  нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом – влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах.

 Причем  русская православная церковь  проявляла особое упорство в  противостоянии изменениям. В соответствии  с Флорентийской унией православная  и католическая церкви должны  были руководствоваться единым  вероучением. А русская церковь продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV–V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, которые не принадлежали к русской церкви и не подчинялись Московскому патриарху, считали и вероотступниками, и еретиками. Однако надо сказать, что страшные для этого времени обвинения в ереси были взаимными. В середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор. Нужна была реформа церкви. В ней было заинтересовано и государство. Претензии на главенство церковной организации над государственной составляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности.

 К реформе  духовной сферы приступил патриарх  Никон, который имел устойчивые  представления о превосходстве  церковной власти над государственной.  Никон – властный и жестокий  – ставил своей целью победу  над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось. Имел он и далеко идущие планы, мечтая превратить Московское государство в центр христианского мира. Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

 Сама  реформа Никона была очень  умеренной. Она устраняла различия  в богослужебной практике между  русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной  службе по всей России. Реформа  не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов). И там и там были люди разных слоев, разного положения.

 Яростная  борьба в обществе заставила  Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после его удаления. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно – собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили в приверженности к латинству) и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, уходили в леса. Самосожжением покончили жизнь около 20 тысяч человек. Церковная реформа, при всей ее ограниченности, воспринималась обществом как прозападная, поскольку ее сторонники по сути призывали воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви.

 В конечном  итоге изменения в такой сложной  сфере, как духовная, открывали  дорогу для деятельности Петра  I. Великий преобразователь России  – явление, которое было невозможно, если бы ему не предшествовала  церковная реформа. 

 

21. Крестьянская война под руководством Степана Разина

 

После Смуты  и экономического кризиса Россия должна была восстановить разрушенное  хозяйство. Сельское хозяйство оставалось натуральным. Только небольшая часть  продукции продавалась на рынке. Существовало несколько форм эксплуатации крестьянства: барщина, натуральный и денежный оброки.

 Активно  развивались ремесленные промыслы. В крупных ремесленных мастерских  начал применяться наемный труд. Образовался всероссийский рынок.

 Одно  за другим вспыхивали восстания:

1) 1648—1650 гг. — восстания охватили свыше 20 городов России;

2) 1650 г. — бунт в Пскове  и Новгороде, в которых приняли  участие и стрельцы;

3) 1666 г. — медный бунт в  Москве. Он начался из-за того, что правительство стало чеканить  ничего не стоящие медные деньги вместо серебряных.

 Причины крестьянской войны:

1) усиление самодержавия;

2) рост государственного аппарата;

3) увеличение налогового бремени;

4) закрепощение крестьян и т.  д.

 Бегство крестьян, нападение  их на феодалов, многочисленные  городские восстания были предпосылками крестьянской войны.

 В 1666 г. состоялся поход  казаков под предводительством  атамана Василия Уса от Дона  через Воронеж на Тулу. Этот  поход всколыхнул народные массы.  В 1667 г. Степан Разин совершил  походы на Волгу и Лик, а  в 1668— 1669 гг. — по Каспийскому морю в Персию. Летом 1669 г., двигаясь по западному побережью Каспия, Разин вернулся через Астрахань на Дон в Кагальницкий городок.

 В 1669—1670 гг. восстание Стеньки  Разина переросло в крестьянскую  войну. Возглавили ее — Степан Разин, Василий Ус и Федор Шелудяк.

 Летом 1670 г. восставшие заняли  все нижнее и среднее течение  Волги от Астрахани до Симбирска.  Симбирск взять не удалось:  в сражении отряды Разина были  разбиты, а сам он ранен и  пленен (казнен летом 1671 г.). Окончательно восставших удалось разбить лишь к ноябрю 1671 г., когда была взята Астрахань. Причины поражения Разина состояли в стихийности его движения, раздробленности в войсках, неорганизованности и полном отсутствии программы действий.

 

22. [Конспект] → Русская культура XVII

 

В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением. С XVII в. в культуре начался процесс  «обмирщения», т. е. распространения  в ней светских элементов. А с XVIII в. провиденциализм (представление  о реализации истории по воли Бога) сменяется рационализмом (основой познания является разум).

 

Важнейшим памятником литературы второй половины XVI в. является переписка Ивана  Грозного с Андреем Курбским, в  которой царь обосновывает свое божественное право управления государством. В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым. В XVII в. получили распространение такие жанры в литературе, как сатирическая повесть («Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе»), мемуары и любовная лирика. Все это свидетельствовало об элементах обмирщения, распространяющегося в культуре. В XVIII в. появилась первая печатная газета «Ведомости». В середине XVIII в. в литературе утвердился стиль классицизм, в котором работали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин (с элементами реализма) и др. В конце века классицизм сменяется сентиментализмом (Н. М. Карамзин).

 

В архитектуре при Иване Грозном  в честь взятия Казани был построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). В начале XVI в. в Москве были построены стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.). В XVII в. получили распространение традиции русского, или нарышкинского, барокко. В XVIII в. в архитектуре доминировал классицизм. Монументальностью, величественностью, торжественностью в своих постройках прославились архитекторы В. И. Баженов (дом Пашкова), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле), И.Е. Старов (Таврический дворец). Выдающийся зодчий XVIII в. В. Растрелли работал в стиле барокко (Зимний дворец, комплекс зданий Смольного монастыря).

 

В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская  академия. Первые преподаватели были греки — братья Иоанникий и  Софроний Лихуды. С начала XVIII в. все  более широкое распространение  получало светское образование. При Петре I Россия нуждалась в специалистах в разных сферах, стали открываться учебные заведения преимущественно для дворянского сословия. В 1725 г. была открыта Академия наук в Петербурге, а в 1755 г. Московский университет. Большую роль в научной жизни сыграл русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов. В 1757 г. открылась Академия художеств. В 1782—1786 гг. была проведена школьная реформа, по которой в губернских городах учреждались главные училища, а в уездных городах появились малые народные училища.

 

В 1672 г. по инициативе боярина А. С. Матвеева был создан театр в Москве. А в 1756 г. возник первый русский профессиональный театр.

 

С середины XVII в. первопроходцы С. Дежнев и Е. Хабаров открывают восточные  земли России, двигаясь к Тихому океану.

 

23.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ  В XVIII в. 

XVIII столетие вошло в мировую  историю как эпоха невиданного  взлета и крушений идей Просвещения,  буржуазной революции во Франции,  освободительной войны в Северной  Америке, дальнейших колониальных захватов. В этом калейдоскопе событий к концу века четко определилась господствующая тенденция — складывание в ведущих странах мира капиталистических отношений, постепенно подчинявших себе все сферы жизни общества.

Россия не была исключением из общего правила. Однако особенности ее социально-экономического развития обеспечили своеобразие протекавших здесь процессов.

Экономика России. Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. В первой половине XVIII в. крупных перемен в нем не произошло. В земледелии преобладало трехполье. Сохраняли лидирующее положение традиционные орудия крестьянского труда — соха, борона, серп. Урожайность основных хлебных культур была невысокой и составляла для Нечерноземья в среднем сам-2 и сам-3. Продолжался начавшийся еще в XVII в. процесс территориального разделения труда.

Со второй половины столетия ситуация в экономике начала меняться. Помещичье  хозяйство все больше втягивалось  в товарное производство. На продажу  прежде всего шел хлеб. Дворянское предпринимательство развивалось также в отраслях, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции.

Укрепляющаяся связь с рынком вынуждала  помещиков увеличивать размеры  феодальной ренты. К концу столетия в несколько раз возросли денежный оброк и барщина. В 70-е гг. в имениях начала вводиться месячина: по воле помещика крестьянин отдавал ему свой земельный надел и постоянно трудился на барщине.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории"