Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Место исторической науки в современном обществе. Исторические источники.
История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями – народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяли народы друг от друга, разные условия жизни и темпы развития они были связаны между собой многими нитями. Одни раньше, другие позже проходили сходные стадии развития хозяйства, культуры, государственного устройства.
Таким образом, история дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества. Знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Файлы: 1 файл

шпоры история России.docx

— 81.87 Кб (Скачать)
  1. Место исторической науки в современном обществе. Исторические источники.

История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями –  народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяли народы друг от друга, разные условия  жизни и темпы развития они  были связаны между собой многими  нитями. Одни раньше, другие позже проходили  сходные стадии развития хозяйства, культуры, государственного устройства.

Таким образом, история дает нам возможность познать процесс  создания  человеческого общества, выявить ступени развития этого  процесса на протяжении веков, сопоставить  это развитие со всем ходом движения человечества. Знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Исторические источники  можно разделить на следующие  категории.

  1. Письменные источники как зарубежных, так и отечественных авторов тех далеких времен. Так «отец истории» грек Геродот, описывает достаточно подробно жизнь древнегреческих колоний в Северном Причерноморье. Неоценимым источником по истории России являются древнерусские летописи, которые знакомят нас с названием славянских племен, географией их проживания, развитием социальных и политических отношений, о связях с другими государствами и народами. Среди письменных источников особую значимость имеют новгородские берестяные грамоты.
  2. Огромное значение имеют материальные источники как результат археологических раскопок. Они являются единственными источниками, когда речь идет о до письменной эпохи. На территории области памятником мирового значения является археологический комплекс Аркаим, Игнатьевская пещера с рисунками древнего человека.
  3. Дошедшие до нашего времени образцы устного народного творчества – легенды, сказания, былины, сказки – позволяют нам познать психологический склад народов нашей страны, культурные ценности народов.        

2. Первые  сведения о славянах, их взаимоотношения  с соседними племенами и народностями.

Лингвисты выяснили, что  примерно в V – IV тысячелетиях до н.э. далекие предки современных славянских народов (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков, сербов, болгар и др.) вместе с предками немцев, французов, англичан, ирландцев, испанцев, итальянцев, греков, армян, иранцев, таджиков, многих народов Индии, Пакистана, Афганистана и других стран составляли единую этническую общность. Их называют индоевропейцами.

Считается, что выделение  славянской ветви индоевропейцев произошло  во II тысячелетии до н.э.

Изменения климата и ряд  других причин вызвали в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. К этому времени относятся первые письменные сведения о славянах. В VI в. славянские племена занимали территорию от реки Эльбы на западе до верховьев реки Волги на востоке и от южного берега Балтийского моря на севере до Греции на юге. Славяне разделяются на три ветви – восточную, западную и южную; появились различия в их языках. Восточные славяне жили в лесных и лесостепных зонах по берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины, Волги, Оки.

Главным занятием восточных  славян было земледелие и связанное  с ним скотоводство. Высокого уровня достигло у ряда племен ремесло, в  том числе изготовление изделий  из железа. Южные черноземные области  среднего Приднепровья и прилегающие  к нему районы являлись наиболее благоприятными для развития хозяйства. Однако здесь  соседями славян были воинственные кочевые  племена Северного Причерноморья, которые часто совершали набеги на славян. В VII – VIII вв. у одного из этих народов – хазар – возникло сильное государство – каганат. В зависимости от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян. Они выплачивали хазарам дань.

Основной ячейкой общества являлась община. Первоначально она состояла из близких и дальних родственников. Позже члены общины не всегда были связаны кровными узами. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече – собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) – военные предводители, которые разрешали споры между членами племени, следили за соблюдением обычаев и т.д.

Развитие хозяйства приводит к появлению социального и  имущественного неравенства среди  членов общин и племен. Некоторые  люди выделяются среди соплеменников: становятся богаче и претендуют на особую роль в жизни общества. Войны  в период Великого переселения народов  происходили постоянно. Князья и  их дружинники больше других обогащались  во время войн и еще сильнее  возвышались над соплеменниками.

Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племен: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, вятичи и т.д. Эти союзы не всегда были добровольными.

3. Возникновение  и расцвет Древнерусского государства.

В летописи сообщается о  том, что ильменские словене и  кривичи совместно с финно-угорскими  племенами (чудь, меря) призвали себе в 862 г. в качестве правителя «из-за моря» варяга Рюрика. В некоторых  летописях сообщается, что именно Рюрик основал Новгород. После  смерти Рюрика в Новгороде остался  его малолетний сын Игорь, но власть захватил его родственник Олег.

После утверждения в Киеве  Олег неоднократно воевал с хазарами другим кочевым народом Северного  Причерноморья – печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. Олег, собрав ополчение всех восточнославянских племен, совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград). После похода был заключен выгодный для Руси договор с Византией (911 г.).

После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. В 941 г. он предпринял неудачный  поход на Царьград. В 944 г. Игорь начал  новый поход, однако византийцы предпочли  заключить с ним договор, подтверждавший в основном условия договора времен Олега.

Раз в год в течение  нескольких зимних месяцев князья объезжали  племена и брали определенную договором дань. Попытка Игоря  собрать дополнительную дань с племени  древлян закончилась его гибелью  в 945 г.

В Киеве остался княжить  четырехлетний сын Игоря Святослав. От его имени первые годы правила  его мать, княгиня Ольга. Первым ее деянием была месть древлянам. Их стольный город Искоростень был  сожжен, а князь древлян Мал  убит. Затем княгиня совершила  объезд подвластных земель и установила пункты и нормы сбора дани. Таким  образом, дань превращалась постепенно в государственный налог. Ольгу  можно считать подлинной устроительницей  Древнерусского государства.

Сын Игоря и Ольги Святослав  прославился как один из крупнейших полководцев Руси. С момента своего возмужания он всю жизнь провел в  походах.

Вначале он подчинил Киеву  вятичей, которые до того платили  дань хазарам. В 965 г. им были уничтожены основные города хазар Итиль и  Саркел. На Северном Кавказе появились  владения Руси с центром в городе Тмутаракани (на Таманском полуострове).

После гибели Святослава в  Киеве начал править его сын  Ярополк. Вскоре между Ярополком  и его братьями Олегом и Владимиром началась борьба за первенство на Руси. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть захватил в 980 г. Владимир, правивший  до того в Новгороде.

При Владимире начала складываться система управления русским государством. Центральное место в ней занимал князь. Он был главным управителем и высшим судьей, предводителем войска.

Владимир и его сыновья  правили при помощи своих дружин. Старшие дружинники - бояре – были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.

4. Крещение  Руси и его значение.

Несмотря на то, что в  Киеве хорошо было известно христианство и многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с догосударственных времен. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолы 6 главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, считавшимся покровителем дружинников. Однако отдельные племенные образования Руси продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли  о принятии монотеистической религии – религии, проповедующей существование единого Бога – Творца всего сущего. Он остановил свой выбор на восточном (византийском) христианстве. С Византией Русь давно связывали прочные отношения, и, скорее всего, в Киеве было больше всего христиан, крещенных по византийскому православному обряду.

В 988 г. Владимир захватил после  длительной осады византийский город  Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи  князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в  Византии еще не было случая брака  принцессы, дочери правящего императора, с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам со своей дружиной и повелел креститься всем жителям  Руси.

Первоначально христианизация носила формальный характер. Внешнее  следование церковным обрядам сопровождалось тайным или открытым исполнением  языческих обрядов (двоеверие). Но в  дальнейшем православие стало одной  из основ жизни русского общества.

С Крещением на Русь пришла церковная организация. Известно, что с 1036 г. в Киеве появился митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Большую роль стали играть монастыри – общины монахов. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.

С христианством связано  развитие просвещения и культуры Руси, повышение ее международного авторитета.

5. Феодальная  раздробленность Руси, ее причины  и последствия.

Русь до начала XII в. сохраняла относительное единство. Это являлось следствием слабости отдельных земель. Киевскому князю удавалось удерживать их в повиновении, а сами они во многом нуждались в князе как защитнике от врагов, высшей судебной инстанции и т.п.

Причины раздробленности:

  1. По мере экономического развития отдельных земель их жители постепенно переставали ощущать потребность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для содержания собственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведенного на местах.
  2. Киевские князья для удобства управления раздавали земли своим сыновьям и другим родственникам. Об этом их просили и представители этих земель, которым «свой» князь был нужен прежде всего как военный предводитель. Но именно эти наместники возглавляли сепаратистские выступления. Внешне они проявлялись в борьбе между князьями-братьями после смерти отца. Однако главными носителями тенденций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и города.
  3. Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения половцев вынуждают население уходить из района среднего Приднепровья. Перемещение международных торговых путей из Западной Европы на восток через Средиземное море лишает Киев статуса важного торгового центра.
  4. После смерти Владимира Мономаха (1125 г.) и его сына Мстислава Великого (1132 г.) на киевском престоле уже не было достаточно авторитетных и энергичных князей, способных удержать всю Русь под своей властью.

После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский.

Стремление к самостоятельности  требовало, прежде всего, ускоренного развития хозяйства и культуры отдельных княжеств. Всюду происходило освоение новых земель под пашни и пастбища, возникали и росли новые города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. Отрицательные последствия раздробленности были обычны для любой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались роковыми. В XII в. Русь не смогла дать отпор монголо-татарскому нашествию, и была отброшена далеко назад в своем развитии.

  1. Борьба русского народа против агрессии немецких и шведских захватчиков в середине XIII в. Александр Невский.

В начале XIII в. в Прибалтике (современные Латвия и Эстония) высадились немецкие рыцари – крестоносцы, члены различных католических духовно-рыцарских орденов. Под предлогом приобщения местных племен к христианству они начали их порабощение. Жители превращались в крепостных. Прибалтийские племена до прихода рыцарей платили дань русским князьям. Потому эти князья вели вначале XIII в. многочисленные войны с завоевателями.

Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия позволило  крестоносцам прочно укрепиться в Прибалтике. Здесь даже возникло государство  рыцарей – Тевтонский орден, восточная  часть которого называлась Ливонским  орденом. Орден начал наступление  и на земли Руси.

В союзе с рыцарями ордена действовали и правители Швеции, которые также стремились закрепиться  на восточных берегах Балтийского  моря. В 1240 г. крупный отряд шведов на кораблях вошел в реку Неву, берега которой являлись владениями Новгорода. В городе тогда княжил 20-летний сын  великого князя владимирского Ярослава Александр. С небольшой дружиной новгородцев он стремительно преодолел  расстояние от Новгорода до устья  притока Невы Ижоры, где шведы  разбили свой лагерь. Ранним утром 15 июля 1240 г. русские атаковали противника и разгромили его. Эта победа в  небольшой битве имела огромный резонанс на Руси. Князь Александр  получил позже прозвище Невского.

На следующий год рыцари Тевтонского ордена также перешли  к захвату русских земель –  заняли Псков, построили крепость Копорье. Александр Невский с дружиной из Владимиро-Суздальской Руси и  новгородцами взял Копорье и освободил  Псков. Затем он вошел в пределы  владений Ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера русская рать нанесла  сокрушительное поражение крестоносцам. Эта битва вошла в историю  как Ледовое побоище и принесла Александру Невскому славу выдающегося  полководца средневековья. Вскоре был  заключен мир с Тевтонским орденом. По нему крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. И все  же набеги рыцарей и ответные походы новгородцев и псковичей были постоянным явлением в жизни Северо-Западной Руси.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"