Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:50, шпаргалка
Место исторической науки в современном обществе. Исторические источники.
История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями – народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяли народы друг от друга, разные условия жизни и темпы развития они были связаны между собой многими нитями. Одни раньше, другие позже проходили сходные стадии развития хозяйства, культуры, государственного устройства.
Таким образом, история дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества. Знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями – народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяли народы друг от друга, разные условия жизни и темпы развития они были связаны между собой многими нитями. Одни раньше, другие позже проходили сходные стадии развития хозяйства, культуры, государственного устройства.
Таким образом, история дает
нам возможность познать
Исторические источники можно разделить на следующие категории.
2. Первые
сведения о славянах, их взаимоотношения
с соседними племенами и
Лингвисты выяснили, что примерно в V – IV тысячелетиях до н.э. далекие предки современных славянских народов (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков, сербов, болгар и др.) вместе с предками немцев, французов, англичан, ирландцев, испанцев, итальянцев, греков, армян, иранцев, таджиков, многих народов Индии, Пакистана, Афганистана и других стран составляли единую этническую общность. Их называют индоевропейцами.
Считается, что выделение славянской ветви индоевропейцев произошло во II тысячелетии до н.э.
Изменения климата и ряд других причин вызвали в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. К этому времени относятся первые письменные сведения о славянах. В VI в. славянские племена занимали территорию от реки Эльбы на западе до верховьев реки Волги на востоке и от южного берега Балтийского моря на севере до Греции на юге. Славяне разделяются на три ветви – восточную, западную и южную; появились различия в их языках. Восточные славяне жили в лесных и лесостепных зонах по берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины, Волги, Оки.
Главным занятием восточных
славян было земледелие и связанное
с ним скотоводство. Высокого уровня
достигло у ряда племен ремесло, в
том числе изготовление изделий
из железа. Южные черноземные области
среднего Приднепровья и прилегающие
к нему районы являлись наиболее благоприятными
для развития хозяйства. Однако здесь
соседями славян были воинственные кочевые
племена Северного
Основной ячейкой общества являлась община. Первоначально она состояла из близких и дальних родственников. Позже члены общины не всегда были связаны кровными узами. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече – собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) – военные предводители, которые разрешали споры между членами племени, следили за соблюдением обычаев и т.д.
Развитие хозяйства приводит
к появлению социального и
имущественного неравенства среди
членов общин и племен. Некоторые
люди выделяются среди соплеменников:
становятся богаче и претендуют на
особую роль в жизни общества. Войны
в период Великого переселения народов
происходили постоянно. Князья и
их дружинники больше других обогащались
во время войн и еще сильнее
возвышались над
Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племен: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, вятичи и т.д. Эти союзы не всегда были добровольными.
3. Возникновение
и расцвет Древнерусского
В летописи сообщается о
том, что ильменские словене и
кривичи совместно с финно-
После утверждения в Киеве Олег неоднократно воевал с хазарами другим кочевым народом Северного Причерноморья – печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. Олег, собрав ополчение всех восточнославянских племен, совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград). После похода был заключен выгодный для Руси договор с Византией (911 г.).
После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. В 941 г. он предпринял неудачный поход на Царьград. В 944 г. Игорь начал новый поход, однако византийцы предпочли заключить с ним договор, подтверждавший в основном условия договора времен Олега.
Раз в год в течение
нескольких зимних месяцев князья объезжали
племена и брали определенную
договором дань. Попытка Игоря
собрать дополнительную дань с племени
древлян закончилась его
В Киеве остался княжить
четырехлетний сын Игоря
Сын Игоря и Ольги Святослав прославился как один из крупнейших полководцев Руси. С момента своего возмужания он всю жизнь провел в походах.
Вначале он подчинил Киеву вятичей, которые до того платили дань хазарам. В 965 г. им были уничтожены основные города хазар Итиль и Саркел. На Северном Кавказе появились владения Руси с центром в городе Тмутаракани (на Таманском полуострове).
После гибели Святослава в Киеве начал править его сын Ярополк. Вскоре между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром началась борьба за первенство на Руси. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть захватил в 980 г. Владимир, правивший до того в Новгороде.
При Владимире начала складываться
система управления русским государством.
Центральное место в ней
Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Старшие дружинники - бояре – были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.
4. Крещение Руси и его значение.
Несмотря на то, что в Киеве хорошо было известно христианство и многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с догосударственных времен. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолы 6 главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, считавшимся покровителем дружинников. Однако отдельные племенные образования Руси продолжали поклоняться своим богам.
Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии – религии, проповедующей существование единого Бога – Творца всего сущего. Он остановил свой выбор на восточном (византийском) христианстве. С Византией Русь давно связывали прочные отношения, и, скорее всего, в Киеве было больше всего христиан, крещенных по византийскому православному обряду.
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака принцессы, дочери правящего императора, с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам со своей дружиной и повелел креститься всем жителям Руси.
Первоначально христианизация
носила формальный характер. Внешнее
следование церковным обрядам
С Крещением на Русь пришла церковная организация. Известно, что с 1036 г. в Киеве появился митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Большую роль стали играть монастыри – общины монахов. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.
С христианством связано развитие просвещения и культуры Руси, повышение ее международного авторитета.
5. Феодальная раздробленность Руси, ее причины и последствия.
Русь до начала XII в. сохраняла относительное единство. Это являлось следствием слабости отдельных земель. Киевскому князю удавалось удерживать их в повиновении, а сами они во многом нуждались в князе как защитнике от врагов, высшей судебной инстанции и т.п.
Причины раздробленности:
После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский.
Стремление к
В начале XIII в. в Прибалтике (современные Латвия и Эстония) высадились немецкие рыцари – крестоносцы, члены различных католических духовно-рыцарских орденов. Под предлогом приобщения местных племен к христианству они начали их порабощение. Жители превращались в крепостных. Прибалтийские племена до прихода рыцарей платили дань русским князьям. Потому эти князья вели вначале XIII в. многочисленные войны с завоевателями.
Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия позволило крестоносцам прочно укрепиться в Прибалтике. Здесь даже возникло государство рыцарей – Тевтонский орден, восточная часть которого называлась Ливонским орденом. Орден начал наступление и на земли Руси.
В союзе с рыцарями ордена
действовали и правители
На следующий год рыцари Тевтонского ордена также перешли к захвату русских земель – заняли Псков, построили крепость Копорье. Александр Невский с дружиной из Владимиро-Суздальской Руси и новгородцами взял Копорье и освободил Псков. Затем он вошел в пределы владений Ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище и принесла Александру Невскому славу выдающегося полководца средневековья. Вскоре был заключен мир с Тевтонским орденом. По нему крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. И все же набеги рыцарей и ответные походы новгородцев и псковичей были постоянным явлением в жизни Северо-Западной Руси.