Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Место исторической науки в современном обществе. Исторические источники.
История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира, в первую очередь, с нашими ближайшими соседями – народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяли народы друг от друга, разные условия жизни и темпы развития они были связаны между собой многими нитями. Одни раньше, другие позже проходили сходные стадии развития хозяйства, культуры, государственного устройства.
Таким образом, история дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества. Знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Файлы: 1 файл

шпоры история России.docx

— 81.87 Кб (Скачать)

24. Политические  реформы 60 – 70-х гг. XIX в. в России и их значение.

1 января 1864 г. указом было  введено «Положение» о губернских  и уездных земских учреждениях.  Земства учреждались в уездах  и губерниях как всесословные  органы местного самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные – собрания гласных  и исполнительные – земские управы. Собрания гласных заседали раз в  год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, а также  выбирали исполнительные органы –  земские управы. Земские управы состояли из председателя и нескольких членов.

Введение земств способствовало развитию хозяйственной активности на местах. В то же время земская  реформа содержала значительные ограничения. Так, например, создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа.

16 июля 1870 г. было учреждено  городовое положение. Создавались  всесословные органы общественного  управления, избираемые на основе  имущественного ценза.

Распорядительным органом  самоуправления была городская дума, исполнительным – городская управа под председательством городского головы. Самоуправление было обязано  следить за благоустройством городов, развитием  промышленности, торговли, здравоохранения и народного  образования.

В 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и «Новые судебные уставы». Создавался суд присяжных. Одним из результатов проведения реформы стало упрощение структуры  суда. Было установлено два вида судов: мировые и общие. В компетенцию  мирового суда входили уголовные  и малозначительные гражданские  дела. Общий суд устанавливался в  трех инстанциях: окружные суды, судебные палаты и Сенат.

С 1862 г. началось введение новой  системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные  округа. Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское  население, достигшее 21 года, подлежало  призыву на военную службу. Для  армии был установлен 6-летний срок службы и 9-летнее пребывание в запасе.

«Положение о начальных  народных училищах» ввело, кроме  государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. 18 июня 1863 г. был утвержден новый  устав университетов. Он заметно  ослаблял бюрократическую опеку  над университетами и провозглашал их внутреннюю автономию. В 1858 г. появились  женские гимназии.    

25. Развитие  России в пореформенный период (80-е гг.XIX в. – начало XX в.).

К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем, и прежде всего в сфере социально-экономической.

В 1890-х гг. Россия вступила в полосу бурного промышленного  подъема. В это время, на ряду со старыми  промышленными районами – Уралом, Центральным, Северо-Западным, оформляются  новые – Юг (угольно-металлургический) и Баку (нефтяной).

1890-е гг. – время интенсивного  железнодорожного строительства.  В годы промышленного подъема  заметно растут города, увеличивается  городское население.

Одной из характернейших черт этой системы было появление в  России крупных, хорошо оборудованных  предприятий.

Монополистические объединения  появляются в России в 1880 – 1890-х гг.

Параллельно концентрации промышленного  производства происходила концентрация банковского капитала. Характерной  особенностью социально-экономических  отношений в России было то, что  отечественное производство базировалось на иностранных капиталах.

В аграрной сфере также  развивались капиталистические  отношения. Большая часть помещиков  начинала применять вольнонаемный  труд, заводила сельскохозяйственную технику, совершенствовала приемы землепользования. Однако передовых капиталистических  хозяйств было совсем немного. Подавляющее  большинство, как крестьян, так и помещиков в начале XX в. находилось вне сферы действия капиталистических отношений.

В 1900 г. в России начинается длительный спад производства. В 1900 – 1903 гг. было закрыто более 4 тыс. промышленных предприятий, сотни тысяч рабочих  оказались на улице. В начале XX в. пролетариат заметно революционизируется, в его среде растет влияние эсеров и социал-демократов; забастовки в России чаще приобретают политический характер.

Промышленный кризис косвенно сказался и на аграрной сфере. Масса  рабочих вернулась в деревню. Бывшие рабочие возвращались домой  озлобленными, захваченными самыми радикальными настроениями. Именно они обычно становились  инициаторами волнений и бунтов, столь  характерных для русской деревни  начала XX в.

26. Русско-японская  война 1904 – 1905 гг. и ее значение.

В последние десятилетия  XIX в. Россия вела все более активную внешнюю политику на Дальнем Востоке.

В конце XIX в. Япония приступает к расширению своих территорий, стремясь создать грандиозную Тихоокеанскую империю. В 1903 г. Япония в ультимативной форме потребовала, чтобы Россия прекратила вмешиваться в корейские дела, признав эту территорию сферой японского влияния.  Дипломатические отношения с Россией были разорваны; в ночь на 26 января 1904 г. японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

В техническом отношении  Япония оказалась великолепно подготовленной к войне, серьезное преимущество Япония имела и в отношении  командного состава. Русское командование отличали пассивность и отсутствие инициативы, смысл и цели войны  были непонятны ни солдатам, ни офицерам.

Осенью 1904 г. японцы предприняли  три штурма Порт-Артура, понеся тяжелые  потери и не достигнув никакого результата. Однако начальник Квантунского укрепленного района генерал А. М. Стессель сдал Порт-Артур. Столь же безрадостно для России развивались и военные действия на море. Тихоокеанская эскадра оказалась  запертой на рейде Порт-Артура. Осенью 1904 г. из Балтийского моря на выручку Порт-Артуру была отправлена сначала 2-я Тихоокеанская эскадра, а затем и 3-я. 2-я эскадра была разгромлена в Цусимском проливе, а 3-я, окруженная японским флотом, сдалась без боя.

Война стоила огромных потерь и ее противнику. Кроме того, чрезмерное усиление Японии на Дальнем Востоке  никак не входило в планы ее союзников, особенно США. По Портсмутскому  миру (август 1905 г.) Россия отделалась минимальными территориальными потерями – южной  частью острова Сахалин, уступила японцам  Порт-Артур.

Война с Японией сыграла  серьезную роль в дестабилизации внутриполитического положения  в стране.

27. Революция  1905 – 1907 гг., ее уроки и значение.

  Тяжелое положение  народных масс, нежелание и неспособность  царского правительства решить  наболевшие вопросы, катастрофический  ход русско-японской войны –  все это вызвало брожение и  недовольство в самых различных  слоях населения. Непосредственный  толчок началу революции дала  деятельность священника одной  из петербургских церквей Георгия  Гапона. Своими проповедями Гапон  пытался укрепить веру рабочих  в «доброго царя». Гапон организовал  шествие к Зимнему дворцу.

В самом начале января вспыхнула  забастовка на Путиловском заводе. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию, в ходе которой передать царю «рабочую петицию», содержавшую все их просьбы.

В воскресенье 9 января более 140 тыс. рабочих, их жен и детей  в строгом порядке двинулись  к Зимнему дворцу. Перекрыв все  пути к центру города, войска стали  беспощадно расстреливать рабочие  колонны. В тот же день, 9 января, рабочие, которые еще утром молились за здравие царя начали стихийное восстание  против царской власти. Революционное  движение в первые месяцы 1905 г. носило стихийный характер. Превратить стихийное рабочее движение в организованную силу – такую задачу ставили перед собой социал-демократы.

В своей оценке ситуации большевики и меньшевики вполне сходились: и те и другие считали, что русская  революция носит буржуазно-демократический  характер. Однако выводы они делали противоположные. Меньшевики считали, что пришло время лидерства буржуазии, пролетариат же должен следовать  в фарватере буржуазии. Большевики настаивали: начавшуюся революцию должен возглавить пролетариат, с тем, чтобы, победив в ней и проведя  в жизнь буржуазно-демократические  преобразования, как можно скорее перейти к преобразованиям социалистическим.

На борьбу поднялось крестьянство. Опасным для самодержавия было проникновение  революционных настроений в армию  и во флот. В июне 1905 г. вспыхнуло  восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Осенью 1905 г. революционное движение в России продолжало нарастать.

17 октября царь подписал  Манифест. В Манифесте провозглашались  неприкосновенность личности, свобода  совести, слова, собраний и  союзов; высшим законодательным  органом в России становилась  Дума. В условиях, когда стали  сказываться последствия царского  Манифеста 17 октября, когда все  большая часть населения с  надеждой ожидали созыва законодательной  Думы, - в этих условиях руководителям  революции не удалось обеспечить  поддержку восставшим в других  регионах страны.

В 1906 г. революция пошла  на спад. В 1906 г. правительство действовало  более решительно, чем в начале революции. В бунтующие регионы  отправлялись военные отряды, которым  предоставлялись все возможные  полномочия: употреблять оружие при  усмирении  волнений, арестовывать по малейшему подозрению, расстреливать  по своему усмотрению.

Революция завершилась, не разрешив большинства вопросов, стоявших перед  страной. Созыв Думы, введение, хоть и с ограничениями, политических свобод – все это заметно изменило атмосферу в стране. Подавив революцию, правительство не рискнуло полностью  ликвидировать эти перемены. Более  того, в страхе перед новым революционным  взрывом оно вынуждено было искать пути к решению и наболевших вопросов – прежде всего аграрного.

28. I и II Государственные думы – первый опыт российского парламентизма.

Царское обещание созвать  Думу носило общий характер и нуждалось  в законодательной разработке. Царское  правительство стремилось обеспечить преимущество представителям тех сословий, на поддержку которых более или  менее рассчитывало. Так, 1 голос  помещика приравнивался к 3 голосам  городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

I Государственная дума. Выборы в Думу дали неожиданный для правительства результат. Крестьянство, в котором оно видело сугубо консервативную силу, поддержало в основном оппозиционные партии. В целом же Дума оказалась весьма оппозиционной по отношению к царской власти.

Вместо совместной работы правительство и Дума повели открытую войну друг против друга. Власть ждала  лишь удобного повода, чтобы расправиться с непокорным парламентом. Подобным поводом явилось обсуждение аграрного  законопроекта. Кадеты предложили проект: создание земельного фонда для обеспечения  малоимущих крестьян за счет казенных, монастырских земель и конфискованных помещичьих имений.

Правительство приняло решение  о роспуске Думы. Разгон Думы не вызвал непосредственных выступлений со стороны  населения. Подобное безразличие к  судьбе Думы свидетельствовало о  том, что революция постепенно угасала.

II Дума. В условиях продолжавшейся революции власть пошла на то, чтобы выборы в новую Думу проходили по старому избирательному закону. В 1907 г. правительство получило еще более оппозиционную Думу.

Дума никак не могла  безоговорочно одобрить карательные  действия правительства и отречься от революции, благодаря которой  она и была созвана. Дума почти  наполовину крестьянская не могла обойти аграрный вопрос. Большинство настаивало на конфискации помещичьих земель в  пользу крестьян-земледельцев.

В это время власть уже  достаточно поверила в свои силы, чтобы  распустить Думу совершенно безбоязненно.

29. Третьеиюньская  политическая система. Столыпинская аграрная реформа и ее результаты.

3 июня 1907 г. был издан  манифест о роспуске Думы. В  тот же день появляется новый  закон, изменивший порядок выборов.  Издание его волей царя явилось  нарушение Манифеста 17 октября  1905 г., согласно которому новый  закон не может последовать  без одобрения Гос. думы. Тем  самым произведении акт государственного  переворота. Он ознаменовал собой  поражение революции и наступление  реакции.

Беспощадно подавив революцию, Столыпин продолжал вести двойственную политику, отработанную им еще в 1906 г. Столыпин надеялся, что, осуществляя  программу реформ, предложенную им еще в 1906 г., он сумеет «вылечить» Россию, разрешить назревшие противоречия, сохранив при этом «устои»: сильную  царскую власть и помещичье землевладение.

Основным направлением реформы, начатой еще во времена революции, было разрушение общины. «Крепких хозяев» нацеливали на превращение своих хозяйств в изолированные друг от друга хутора. Там же, где в условиях чересполосицы крестьянского хозяйства это было невозможно, все равно рекомендовали сводить свои наделы воедино, в отруба.

Не удалось Столыпину  выполнить и свою главную задачу: расширить социальную опору власти за счет зажиточных крестьян. По мере того как сельская буржуазия росла  и крепла, росли и крепли ее аппетиты: удовлетворить их нищей общинной землей, как рассчитывал Столыпин, было невозможно.

30. Первая  мировая война и участие в  ней России.

28 июня 1914 г. в Сараеве  сербский националист Гаврила  Принцип убил наследника австрийского  престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии  ультиматум. Германский император  Вильгельм II поддержал действия своего союзника.

Сербское правительство  выполнило почти все требования, предъявленные Австро-Венгрией, кроме  пункта о проведении расследования  убийства австрийским чиновником. 28 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну.

1 августа 1914 г. Германия  объявила войну России, затем  Франции. Нарушив нейтралитет  Бельгии, немецкие войска повели  наступление через ее территорию. В войну вступила Великобритания. На сторону Антанты выступили Япония и Египет, а на стороне Германии и Австро-Венгрии – Болгария и Турция.

Главнокомандующим действующей  русской армии был назначен великий  князь Николай Николаевич. Он понимал, что промедление с началом  наступления подставит под угрозу Францию и приказал двум армиям (1-й  и 2-й) Северо-Западного фронта перейти  в наступление в Восточной  Пруссии.

В первые дни наступления  русские войска одержали ряд побед. По приказу Вильгельма II несколько корпусов было снято с границ Франции и отправлено против русских. Одновременно завязались бои на Юго-Западном фронте против австро-венгерских войск. В ходе кампаний 1914 г. ни одной из сторон не удалось добиться решающих успехов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"