Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Оглавление

-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. 1
Вопрос №2. Возникновение египетского государства. Государственный и общественный строй Древнего Египта. 3
Вопрос №3.Общая характеристика права древневосточных государств (закону Хамураппи, Законы Ману). 6
Вопрос №4. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена и их политическое значение. 11
Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.) 14
Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение. 16
Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.) 17
Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов. 18
Вопрос №9. Общая характеристика феодальных государств. 21
Вопрос №10. Основные правовые источники феодальных государств («Салическая правда», «Великая хартия вольностей», «Каролина»). 23
Вопрос №11. Образование США. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года. 26
Вопрос №12. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII-XIX вв.) 29
Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени. 32
Вопрос №14. Государство и право Германии 19в. 35
Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ. 37
Вопрос №16. Установление фашисткой диктатуры в Германии. Государственный строй фашисткой диктатуры. 42
Вопрос №17. Государство и право Германии после Второй мировой войны. 45
Вопрос №18.Эволюция государственного строя Франции в XX веке. 48
Вопрос №19. Государственный строй в Великобритании в новейшее время. 51
Вопрос №20. Государство и право США в XX веке. 53
Вопрос №21. Изменения в источниках и системе права зарубежных государств XX веке. 55
Вопрос №22. Эволюция гражданского права зарубежных государств XX век. 56
Вопрос №23. Изменения в уголовном праве в новейший период истории. 57

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 175.53 Кб (Скачать)

-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.

 

1. Происхождение  государств

Существует  множество теорий происхождения  государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…

Историки  считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается  следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Государство выступает неотъемлемым элементом  цивилизации, так как ей присущи  черты:

  • цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);
  • цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;
  • цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;
  • цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева  Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к  обогащению.

Управление  требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно  взимаемых налогов. Поэтому государственная  власть монополизировалась наиболее богатой  частью общества – родоплеменная  знать, жречество, военная аристократия.

Но  почему возникла сама цивилизация? Историки установили, что около 12-10 тыс. лет  назад вся суша земли, пригодная  для жизни, была заселена людьми. Ученые объясняют это двумя кризисами, которые пережило человечество » 10 тыс. лет назад:

  • кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).
  • кризис демографический – около 10 тыс. лет назад население всей планеты составляло » 5-7 млн. и при этом планета страдала от перенаселения.

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания  одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.

Английский  историк Тойнби А. Выдвинул концепцию  возникновения цивилизации «как результата принятия вызова природы» (то есть люди, поставленные на грань  выживания, были вынуждены изобрести  новый способ производства и социальной организации).

2. Исторические условия возникновения  и особенности общественного  строя древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке  объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических  условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье  – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести  орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства  специальных сооружений, что и  объясняет необходимость объединения  усилий нескольких общин, а также  централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при  низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

  1. Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.
  2. На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.
  3. Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.
  4. Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.

Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке.

Эти особенности общественного строя  и предопределили своеобразную форму  государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Возникновение египетского  государства. Государственный и  общественный строй Древнего Египта.

 

Возникновение государства. На рубеже IV–III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов – областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же – верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они насильственно объединяются фараоном Менесом.

Последующая история Древнего Египта распадается на три основных периода, каждый из которых занимает многие сотни лет:

1) Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);

2) Среднее царство (конец III тыс. – XVII в. до н. э.);

3) Новое царство (XVI–XII вв. до н. э.).

Рассматривая государственность  Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно в Древнем Египте. В Древнем  Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного  происхождения, сыном Солнца. Его  имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном  обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона  по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для  него сооружались колоссальные усыпальницы  – пирамиды, строительство которых  велось десятки лет и поглощало  огромные материальные и людские  ресурсы. Лишь немногие удостаивались  высокой чести – целовать башмаки  фараона. Чиновники низшего ранга  приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота  даже знатные люди были на положении  рабов, в любой момент по его произволу  они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось  результатом милости фараона. Культ  личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным  вельможей и управителем был  визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать государственный  аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства  армия имела самостоятельное  управление. Изготовление оружия, строительство  кораблей и крепостей было в ведении  «дома оружия». Воины жили в отдельных  поселениях. За свою службу фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положении находилась стража, или  гвардия, фараона. При подавлении восстаний  армия действовала совместно  с полицией. Полицейские обычно вербовались  из пленных нубийских негров. Они  были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнего царства полиция  еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась  судье или особому чиновнику, в столице – визирю.

Общественный  и государственный строй Древнего Египта.

Египтяне не были туземным населением. Пришельцы Нильской долины дали новую расу, слившись с местными племенами.

Египтяне должны были невольно подчинить весь строй своей жизни характеру Нила. С древнейших времен люди научились хранить живительную влагу, так как летом не выпадает ни одной капли дождя.

Чтобы регулировать водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы. Сама природа способствовала инженерному искусству. Строительство и поддержание оросительной системы упрочивало положение племенных вождей, ускоряло образование сельской общины.

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такого нома стоял царек, носивший   среди   прочих титулов титул «начальника канала».

Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении и обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель.

В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.

Мир мертвецов у него был населен  бесконечным числом демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых».

Жрецы были непременными советниками фараонов, ими готовились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами.

Значение  храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Особую категорию населения  составляли чиновники, получавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его происхождением и богатством, но и его должностью. Служилое чиновничество - управители царских имений, телохранители царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями, покупают и получают в дар десятки рабов.

В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

В отношении  «свободного» крестьянина государство  не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.

Во все периоды своей истории  рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"