Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Оглавление

-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. 1
Вопрос №2. Возникновение египетского государства. Государственный и общественный строй Древнего Египта. 3
Вопрос №3.Общая характеристика права древневосточных государств (закону Хамураппи, Законы Ману). 6
Вопрос №4. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена и их политическое значение. 11
Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.) 14
Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение. 16
Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.) 17
Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов. 18
Вопрос №9. Общая характеристика феодальных государств. 21
Вопрос №10. Основные правовые источники феодальных государств («Салическая правда», «Великая хартия вольностей», «Каролина»). 23
Вопрос №11. Образование США. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года. 26
Вопрос №12. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII-XIX вв.) 29
Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени. 32
Вопрос №14. Государство и право Германии 19в. 35
Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ. 37
Вопрос №16. Установление фашисткой диктатуры в Германии. Государственный строй фашисткой диктатуры. 42
Вопрос №17. Государство и право Германии после Второй мировой войны. 45
Вопрос №18.Эволюция государственного строя Франции в XX веке. 48
Вопрос №19. Государственный строй в Великобритании в новейшее время. 51
Вопрос №20. Государство и право США в XX веке. 53
Вопрос №21. Изменения в источниках и системе права зарубежных государств XX веке. 55
Вопрос №22. Эволюция гражданского права зарубежных государств XX век. 56
Вопрос №23. Изменения в уголовном праве в новейший период истории. 57

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 175.53 Кб (Скачать)

Все имущество семьи было ее общим  достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество  либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие,  тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко  различают кражу как тайное похищение  имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и  с насилием к нему. Меры, применяемые  к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы  Ману осуждали всякое насилие, совершенное  над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно  много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая  правит людьми и охраняет их, предписывая  применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе  с тем при определении наказания  за телесные повреждения и оскорбления  довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать  смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не .полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы  Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения  суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным  источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №4. Возникновение  государства в Афинах. Реформы  Солона и Клисфена и их политическое значение.

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства  в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины  переживали период разложения первобытнообщинного  строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

  • базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.
  • Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.
  • Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке  усилилась власть военного вождя  – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной  централизации привело к образованию  аристократии / демократических республик.

Происхождение государства  в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

  1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.
  2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

Реформы Солона и Клисфена.

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались  все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

Солон издал следующие законы:

  1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.
  2. Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью  и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной  организации.

Солон разделил всех афинян  на ; имущественных класса:

  • пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.
  • Трехсотники (всадники).
  • Двухсотники.
  • Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте.

Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли  ее во вспомогательных отделениях.

  1. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное  право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и  эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились  между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

 

Установление демократии в Афинах:

Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим  лидером, выходцем из торгово-промысловых  кругов – Клесфеном.

Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:

  1. Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.
  2. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.
  3. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.

Т.о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.

Поэтому большое значение имеет  принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.

Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

  1. Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.
  2. Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).
  3. Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

 

 

Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.)

Демократия в Афинах носила рабовладельческий  характер. Господствующим сословием  в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто  был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство  предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели  право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные  должности. В сфере государственного управления могли принимать участие  только мужчины. Наряду с афинянами  в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью  и участвовать в государственном  управлении, при этом они платили  налоги и привлекались к военной  службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"