Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:37, шпаргалка
1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.
-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. 1
Вопрос №2. Возникновение египетского государства. Государственный и общественный строй Древнего Египта. 3
Вопрос №3.Общая характеристика права древневосточных государств (закону Хамураппи, Законы Ману). 6
Вопрос №4. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена и их политическое значение. 11
Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.) 14
Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение. 16
Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.) 17
Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов. 18
Вопрос №9. Общая характеристика феодальных государств. 21
Вопрос №10. Основные правовые источники феодальных государств («Салическая правда», «Великая хартия вольностей», «Каролина»). 23
Вопрос №11. Образование США. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года. 26
Вопрос №12. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII-XIX вв.) 29
Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени. 32
Вопрос №14. Государство и право Германии 19в. 35
Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ. 37
Вопрос №16. Установление фашисткой диктатуры в Германии. Государственный строй фашисткой диктатуры. 42
Вопрос №17. Государство и право Германии после Второй мировой войны. 45
Вопрос №18.Эволюция государственного строя Франции в XX веке. 48
Вопрос №19. Государственный строй в Великобритании в новейшее время. 51
Вопрос №20. Государство и право США в XX веке. 53
Вопрос №21. Изменения в источниках и системе права зарубежных государств XX веке. 55
Вопрос №22. Эволюция гражданского права зарубежных государств XX век. 56
Вопрос №23. Изменения в уголовном праве в новейший период истории. 57
силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер
Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики".
Конституция
декларировала широкие
граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день,
охрану труда, пособия по безработице.
Веймарская республика просуществовала менее 15 лет. 30 января 1933г.
президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого
момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии. [Подробнее
о становлении фашизма см.: Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.]
Вскоре после смерти Гинденбурга пост президента ликвидируется и вся
полнота власти сосредотачивается в руках Гитлера - фюрера (вождя нации) и
пожизненного рейхсканцлера. Все политические партии, кроме НДСАП, были
запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы.
В 1933 г. принимается закон о единстве партии и государства, где
фашистская партия объявляется "единственной носительницей немецкой
государственной мысли", назначение на любую государственную должность
могло состояться только с согласия фашистской партии. НДСАП становится
центральным и всевластным элементом государственного аппарата.
Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос
о будущем государственном устройстве Германии. На Потсдамской конференции
трех великих держав (СССР, США, Великобритани) было решено, что Германия
должна представлять единое, демократическое и миролюбивое государство.
Предусматривалось проведение демилитаризации и денацификации страны,
декартелизация экономики и демократизация общественно-политической жизни.
Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США,
Великобритании и Франции). Верховную власть осуществлял специально
созданный Союзный контрольный совет.
Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала
сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а
затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало
образование двух государств: Федеративной республики Германии - на западе и
Германской демократической республики - на востоке.
Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение
оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило
раскол Германии и образование ФРГ.
Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии
демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в
ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед
законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и
т.д.).
К числу основных
принципов, на которых
относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль
исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по
отношению к землям.
В конституции был закреплен специальный механизм, призванный
гарантировать "охрану конституции^. Для этого предусмотрена возможность
лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в
силу их "антиконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда
основополагающих установок конституции.
Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат,
федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером,
федеральный конституционный суд.
Бундестаг - нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим,
прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе.
Существующий 5%-ный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные
группировки как правого, так и левого толка. Бундестаг является основным
законодательным органом.
Бундесрат (верхняя палата парламента) - формируется из представителей
земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих
конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и
т.д.
федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием.
Обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу
правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников,
представляет страну на международной арене.
Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное
правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии,
победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право
законодательной инициативы.
Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни
страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов,
рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации,
отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их
антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно:
50% - бундестагом и 50 % - бундесратом.
Параллельно с
образованием ФРГ шло
Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДР.
[Подробнее о государственном устройстве ГДР см.: Ильинский И.П. Германская
Демократическая Республика. М., 1961]
Но раздельное существование германских государстве продолжалось не
слишком долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и
Восточной Европе, сложились
условия для объединения
г. произошло объединение ФРГ и ГДР
Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях
поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и
группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом
режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на
сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г.
продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и
определили государственное устройство во Франции периода Третьей
республики.
[Подробнее см. материал предыдущей части].
Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя
мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над
правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба
кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными
непарламентскими организациями: политическими партиями,
предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь
выполняли их указания.
Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск
привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была
оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было
образовано профашистское " правительство Виши" во главе с маршалом Петэном.
Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было
нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских
колониях.
Разгром фашистской Германии силами антигитлеровской коалиции и
освобождение Франции от оккупации поставили в центре ее внутриполитической
жизни вопрос
о будущем государственном
На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения
высказалось за принятие новой конституции с последующим ее утверждением на
референдуме. Первый проект конституции был отклонен в апреле 1946 г.
Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил переработанный
проект конституции.
В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы
французов,
провозглашенные Декларацией
Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от
пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек,
заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям,
матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность
национализации.
Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую
республику.
Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета
республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе
всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только
Национальное собрание имело право принятия законов.
Совет
республики избирался
рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право
отлагательного вето.
Высшим представителем государственной власти по конституции являлся
президент. Он избирался парламентом сроком на Улет, с правом переизбрания
еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь
представительством Франции на международной арене, подписанием и
обнародованием законодательных актов.
Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет
министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и
членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур
парламентом.
Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным
собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным
большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в
полном составе уходит в отставку.
В случае, если в течение 18-ти месяцев пройдут две отставки
правительства .предусматривалась возможность досрочных выборов в
Национальное собрание.
Однако
принятие новой конституции не
придало необходимой
политической системе Франции. Социально-экономические противоречия,
обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней
дестабилизации внутренней жизни страны. В результате выступления правых
военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань
гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю
полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший
авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По