Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Оглавление

-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. 1
Вопрос №2. Возникновение египетского государства. Государственный и общественный строй Древнего Египта. 3
Вопрос №3.Общая характеристика права древневосточных государств (закону Хамураппи, Законы Ману). 6
Вопрос №4. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена и их политическое значение. 11
Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.) 14
Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение. 16
Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.) 17
Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов. 18
Вопрос №9. Общая характеристика феодальных государств. 21
Вопрос №10. Основные правовые источники феодальных государств («Салическая правда», «Великая хартия вольностей», «Каролина»). 23
Вопрос №11. Образование США. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года. 26
Вопрос №12. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII-XIX вв.) 29
Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени. 32
Вопрос №14. Государство и право Германии 19в. 35
Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ. 37
Вопрос №16. Установление фашисткой диктатуры в Германии. Государственный строй фашисткой диктатуры. 42
Вопрос №17. Государство и право Германии после Второй мировой войны. 45
Вопрос №18.Эволюция государственного строя Франции в XX веке. 48
Вопрос №19. Государственный строй в Великобритании в новейшее время. 51
Вопрос №20. Государство и право США в XX веке. 53
Вопрос №21. Изменения в источниках и системе права зарубежных государств XX веке. 55
Вопрос №22. Эволюция гражданского права зарубежных государств XX век. 56
Вопрос №23. Изменения в уголовном праве в новейший период истории. 57

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 175.53 Кб (Скачать)

Основной категорией населения  в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен  к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге  «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который  историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был  хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

  1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.
  2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.
  3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.
  4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.
  5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.
  6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

  • Выборность,
  • Срочность (1 год).
  • Коллегиальность,
  • Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,
  • Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением  стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение  в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в  развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению  значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы  из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями  аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник  народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так  демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны  Македонией, а затем вошли в  состав Римской империи.

 

 

Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение.

Время основания Рима(753г  до н.э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя  у племен, обоснававшихся у р. Тибр. Объединение 3-х племен: латин, сабин и этрусков - привело к образованию в Риме общины. Члены старинных Римских родов назывались Патрициями. Вообще возникновение гос-ва в Др. Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной, классовой дифференции. Эти процессы были ускоренны борьбой плебеев за равноправие с членами Римской общины.

Исторически традиция связывает  закрепление победы плебеев и  возникновение гос-ва в Др. Риме с реформами Сервия Туллия относимыми к 6 в. до н.э. Реформы рекса С.Т. положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, который владелся человеку. Всего было введено 6 разрядов. Каждый разряд выставлял определённое число мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Общее число центурий было 193. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ стали созываться Народные собрания по центуриям, где каждая центурия имела 1 голос. Решение Народного собрания по центуриям получило силу закона. 2-я часть реформ - деление свобод населения по территориальному принципу: это усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территоиальных округов, за которыми сохранялось старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее" старосте. Чуть позже по территориальным трибам стали созываться свои собрания, в кот-х каждая триба имела 1 голос.

Реформы С.Т. таким образом завершили ломки основ родового строя, заменив его новым соц-политическим устройством, основанным на территориальном делении, имущественных различиях. Реформы способствовали консолидации свободных, обеспечивающей господство рабовладельцев над рабами. Реформы не завершили процесс образования гос-ва. Также они допустили плебеев к участию в народных собраниях. Последующие 2 века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями

 

 

Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.)

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими  органами государственной власти считались  комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два  вида народных собраний:

  1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;
  2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они  не обладали законной инициативой и  лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской  республики был Сенат; в сфере  законодательства все законопроекты  обсуждал и закреплял Сенат. В  сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной  казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных  лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с  этим органом, т.к. надеялись после  окончания полномочий войти в  его состав и получить выгодные должности  в провинции. Кроме того Сенат  был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры –  должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались  в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению  Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением  неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

  • выборность;
  • коллегиальность;
  • срочность (на 1 год);
  • принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

 

 

 

Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов.

Римское право древнейшего  периода (источники, основные институты, общая характеристика).

Источники. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаичный период играли жрецы (коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права). Понтифики - первые римские юристы. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходило разделение религиозных норм и собственно правовых норм. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. ® право сохранило сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала жертвоприношения, клятвы и т.д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Др. источником права являлось законодательство римских царей.

С борьбой плебеев и  патрициев связывается принятие (около 50 года до н.э.) первых писаных  римских законов — Законов  XII таблиц. Законы 12 т. - обработка и консолидация обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноитальлнских полисов. Но были включены и отдельные новые положения отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы 12г. отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Другим  важным  источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы   12т. завершались указанием на га, что впредь всякое решение Народного собрания должно иметь силу закона.

Общая характеристика.

Вплоть до сер. 3 в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право -сакральный характер, большая степень традиционности, связь с древнеримским правом (квиритскими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах 12т. Квиритское, или цивильное (букв. - гражданское, т.е. связанное с римским гражданством) прапо несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого roc-ва— обшины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам — иностранцам), и рассматривалась как особая привилегия римского гр-ка. Совокупность правомочий, кот-е цивильное право предоставляло римскому rp-ну, открывало перед ним возможность (во всяком случае формально) участвать в политической жизни республики, претендовать на

определенные преимущества, в т.ч. на выделение земельного участка из гос-го фонда. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общ-ва. Оно долгое время было связано с деятельнотъю жрецон-поитификов. И даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности.

Особенно четко в архаическом  римском праве регулировались уже  имущественные отношения и в 1-ю  очередь - право частной собственности, кот-е рассматривалось как полное господство собственника над своей нещью. Однако гражданская община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом, кот-е имело семейный характер. Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. К 3 в. до н.э. консервативное по своей соцй роли цивильное право стало превращаться и определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

Основные институты: право  собственности, обязательственное, семейное, уголовное, судебный процесс.

Собственность - 2 типа: 1-земля, скот, рабы, сооружения - отчуждение с манципацией, 2-все прочие вещи -переходили посредствам традиций. Сервитуты.

Обязательственное право - договор  заключался по согласию сторон и по закону. Вербальные договоры(мена, купля-продажа), литеральный договор(писменные обязательства), реальный (хранения, займа, ссуды), консенсуалыше (найма, купля-продажа).

Семейное - 3 формы брака: 1-й—в форме священной клятвы (жена под властью мужа); 2-й—в форме покупки невесты (жена под властью мужа); 3-й—«сине Ману» - без власти мужа.

Наследственное: первыми - дети, если нет - внуки, третьими - братья, дяди, племянники, четвёртыми - все кровные родственники.

Уголовное - виды преступлений (против гос-ва, религиозные, воинские, против семьи и нравственности, личности, собственности), наказания (смертная казнь, каторга, принудительные работы, ссылки, телесные, конфискация имущества).

Судебный  процесс  -сословный,  не отделён от администрации, легисакционный, судья - дознаватель,

 

Римское право классического  периода (источники, основные институты, общая характеристика).

В 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. формально  продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в 6 в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На ловом этапе истории РП его наиболее хар-ным источником становятся эдикты преторов, на базе к-ых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы "преторское право" и "право народов". Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"