Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Происхождение государств
Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…
Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Оглавление

-Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. 1
Вопрос №2. Возникновение египетского государства. Государственный и общественный строй Древнего Египта. 3
Вопрос №3.Общая характеристика права древневосточных государств (закону Хамураппи, Законы Ману). 6
Вопрос №4. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена и их политическое значение. 11
Вопрос №5. Общественный и государственный строй Афин в период расувета рабовладельческой демократии (V-VI в.в. до н.э.) 14
Вопрос №6. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия и их политическое значение. 16
Вопрос №7. Политическая организация Римской аристократической республики ( V-I вв до н.э.) 17
Вопрос №8. Римское право древнейшего и классического периодов. 18
Вопрос №9. Общая характеристика феодальных государств. 21
Вопрос №10. Основные правовые источники феодальных государств («Салическая правда», «Великая хартия вольностей», «Каролина»). 23
Вопрос №11. Образование США. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года. 26
Вопрос №12. Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII-XIX вв.) 29
Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени. 32
Вопрос №14. Государство и право Германии 19в. 35
Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ. 37
Вопрос №16. Установление фашисткой диктатуры в Германии. Государственный строй фашисткой диктатуры. 42
Вопрос №17. Государство и право Германии после Второй мировой войны. 45
Вопрос №18.Эволюция государственного строя Франции в XX веке. 48
Вопрос №19. Государственный строй в Великобритании в новейшее время. 51
Вопрос №20. Государство и право США в XX веке. 53
Вопрос №21. Изменения в источниках и системе права зарубежных государств XX веке. 55
Вопрос №22. Эволюция гражданского права зарубежных государств XX век. 56
Вопрос №23. Изменения в уголовном праве в новейший период истории. 57

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 175.53 Кб (Скачать)

Конституционная монархия

Главными  направлениями эволюции британской монархии в течение 18 в., заложившими основы британский модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства".

Монарх продолжал  оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли в первые десятилетия 18в. Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться. Король Георг I, не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Кабинет стал действовать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в 18в, но и в 19в. Все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на случай чрезвычайной ситуации.

В конце 18в. устанавливаются  два важных правила в случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом. Таким образом, сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом.

 

 

Вопрос №13. Государство и право Франции в период нового времени.

Периодизация  развития буржуазного государства  и права Франции 1789 – 1917 гг.:

  • 14 июля 1789 – 10 августа 1792– господство конституционалистов
  • 10 августа 1792 – 2 июня 1793 – господство жирондистов
  • 2 июня 1793 – 27 июля 1794 – диктатура якобинцев
  • 27 июля 1794 – 9 ноября 1799 – «Директория»
  • 9 ноября 1799 – 18 мая 1804 – «Консульство»
  • Май 1804 – март 1814 – Первая империя
  • 1814- 1824 – реставрация Бурбонов
  • 1824-1830 – легитимная монархия
  • 1830-1848 – «Июльская монархия»
  • 1848 – 1851 – вторая республика
  • декабрь 1851 – сентябрь 1871 – Вторая империя
  • 18 марта – 28 мая 1871 – Мятеж Парижской коммуны
  • 1871-1940- третья республика

Великая Французская буржуазная революция:

  • В 1789 г. Буржуазия в союзе с народом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви.
  • 14 июля 1789 – 10 августа 1792 – конституционная монархия
  • 10 августа 1792 – 2 июля 1793 – республика, жирондисты
  • 2 июля 1793 – 27 июля 1794 – якобинская диктатура

Законодательство в области  государственного строительства и  формирования нового общественного  строя (1 период):

  • Декларация прав человека и гражданина 1789
  • Декрет (о введении имущественных цензов и др. цензов для избирателей) 1789
  • Декрет об отмене наследственных дворянских титулов 1790
  • Конституция 1791

Аграрное законодательство (1 период):

  • Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий 1789
  • Декрет, передающий в распоряжение нации земли духовенства 1789
  • Декрет о феодальных правах 1790

Антирабочее и антидемократическое  законодательство (1 период):

  • Закон относительно собраний и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле Шапелье) 1791
  • Декрет о подавлении беспорядков 1789
  • Закон об осадном положении 1789

Декларация прав человека и гражданина 1789:

  • Данная Декларация была программным документом революции, провозгласившей демократические и прогрессивные принципы будущего общественно-политического строя Франции.
  • Принципы Декларации: «естественные и неотъемлемые права человека»; народный суверенитет»; разделение властей; законность; принципы уголовного права и производства (неприкосновенность личности, презумпция невиновности, нет преступления без указания о том в законе).

Структура Конституции 1791 г.:

  • Конституция 1791 г. Состояла из преамбулы,  разделов, которые делились на главы, главы - на отделы, отделы – на пункты.
  • Преамбула констатировала отмену всех феодальных привилегий
  • Раздел 1 излагал принципы Декларации 1789 г.
  • Раздел 2 устанавливал форму государственного устройства и административное деление
  • Раздел 3 закреплял форму правления и избирательное право
  • Раздел 4 закрепил военную организацию государства
  • Раздел 5 посвящен государственным налогам
  • Раздел 6, 7 регулировал порядок пересмотра конституционных постановлений и отношения с другими государствами

Законодательство в области  государственного строительства (2 период):

  • В августе 1792 г. Был ликвидирован режим конституционной монархии, отменена Конституция 1791 г и назначены выборы в Национальный Конвент.
  • Декреты Национального собрания о созыве Национального конвента 1792
  • Декрет Конвента, уничтожающий во Франции королевскую власть1792
  • Декрет Конвента о единстве и неделимости Французской республики 1792
  • Декрет Конвента об учреждении Комитета Общественной безопасности 1793
  • Декрет Конвента об учреждении Комитета Общественного спасения 1793

Аграрное законодательство (2 период):

  • Декрет Национального собрания о разделе конфискованных земель эмигрантов и передаче их крестьянам 1792
  • Декрет Национального собрания об уничтожении остатков феодального режима 1792

Уголовное законодательство (2 период):

  • Декрет Конвента об учреждении Чрезвычайного уголовного трибунала в Париже 1793
  • Декрет Конвента о защите собственности 1793

Законодательство в области  государственного строительства (3 период):

  • В результате восстания 31 мая – 2 июня 1793 г. Жирондисты были изгнаны из Национального конвента. Во Франции установилась власть мелкой буржуазии (якобинская диктатура).
  • Декларация прав человека и гражданина 1793
  • Конституция 1793
  • Декрет, уничтожающий рабство негров в колониях 1794
  • Учредительный закон и революционном порядке управления 1793

Аграрное и уголовное  законодательство (3 период):

  • Декрет об общинных землях 1793
  • Декрет об окончательном упразднении феодальных прав 1793
  • Декрет о подозрительных 1793
  • Декрет о революционном трибунале 1794
  • Декрет против спекуляции 1793

Социальное законодательство (3 период):

  • Декрет об установлении максимума цен и заработной платы 1793
  • Декрет об установлении единого максимума на всей территории республики 1793
  • Постановление Комитета общественного спасения 1794

Декларация прав человека и гражданина 1793 г:

  • Принципы Декларации:
  • 1) Естественные и неотъемлемые права человека (равенство, свобода, безопасность, собственность, сопротивление угнетению)
  • 2) народный суверенитет
  • 3) законность
  • 4) принципы уголовного права и судопроизводства (неприкосновенность личности, презумпция невиновности, наказания соразмерны преступлениям и др.)

Буржуазно –демократические принципы организации Французского государства по Конституции 1793 г.:

  • Республиканская форма правления, принадлежность власти суверенному народу
  • Всеобщность мужского избирательного права
  • Демократические способы формирования и деятельности государственных органов
  • Плебисцитарная законодательная система: Законодательный корпус составлял законопроекты, которые направлялись на утверждение первичных собраний граждан

Результаты революций :

  • Английская буржуазная революция явилась одной из первых в Европе, ознаменовав собой переход от абсолютизма к конституционной монархии. Англия стала первой страной, покончившей с феодальными пережитками в экономических и политических отношениях.
  • Самой радикальной была Французская революция.
  • В результате буржуазных революций политическая власть  в Англии Франции и в других странах перешла в руки буржуазии – в одних странах полностью, в других странах на условиях компромисса.
  • К концу XIX в. Буржуазная демократия в том или ином виде стала наиболее типичной формой осуществления власти буржуазии.
  • Основными чертами буржуазной демократии являются – разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; сосредоточение законодательной власти в руках народного представительства – парламенте; ответственность правительства перед парламентом; несменяемость судей; провозглашение традиционных демократических прав и свобод личности.

 

 

 

Вопрос №14. Государство и право Германии 19в.

Необходимость создания единого государства стала  особенно очевидна в середине XIX в. в  связи с завершением промышленного  переворота, который в отличие  от Англии и Франции начался в  Германии задолго до революции в  условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни. Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших  задач буржуазно-демократической  революции 1848 г. Без уничтожения  феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения  национального единства не мог в  полной мере быть обеспечен капиталистический  прогресс — необходимое условие  преодоления сравнительно с другими  странами европейского континента отставания Германии. В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого  народа, которому противостояли крупные  и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, отстаивающую свои наследственные и благоприобретенные привилегии. Разнородная, но все более настойчивая, противостоящая им оппозиция принадлежала к различным идейно-политическим течениям, единым в главном, но по-разному смотрящим на пути и формы объединения. Основываясь на реалистической оценке соотношения социально-политических сил и настроений в стране, либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, уничтожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне. К. Маркс и Ф. Энгельс, принимавшие непосредственное участие в революции, выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в “буре войны и революции”. Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее демократическим требованиям. Им была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др. Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и пр. Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г. В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов, или предпарламент, выступило с инициативой созыва общегерманского парламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г., когда революционное движение уже ослабло. Основная же его деятельность происходила в обстановке нарастающей контрреволюции. Собрание состояло главным образом из представителей либеральной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии, большинство которых в качестве своей главной задачи считало принятие конституции объединенной на федеральной основе Германии с закреплением в ней широкого перечня демократических прав и свобод. Конституция была опубликована в 1849 г. с явным запозданием, когда реакционные силы, прежде всего Пруссии, консолидировали свои ряды и вновь были готовы отстаивать старые порядки. Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительный вклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая, как представляется, в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени. Конституция и открывается разделами, в которых закреплялась взаимосвязь федерации с ее субъектами, скрупулезно разграничивалась компетенция между ними. В Германскую федерацию, по Конституции, должны были входить государства и территории Германского союза. При этом субъекты федерации должны были сохранить свою независимость, поскольку она не ограничивалась имперской конституцией, иметь свои конституции и администрацию. Самый большой раздел II Конституции посвящен “имперской власти”, перечню многочисленных полномочий общефедеральных органов, призванных нейтрализовать сепаратистские тенденции, укоренившиеся представления о раздробленности как “национальной черте характера” немцев. Перед имперскими властями была поставлена прежде всего задача создания единой дипломатической службы и проведения единой внешней политики. Только имперская власть должна была впредь назначать посланников и консулов, заключать международные договоры. Отдельные немецкие государства имели право заключения договоров с другими немецкими государствами, с не немецкими же — только по ограниченному кругу вопросов, главным образом частного права. При этом любой договор, “затрагивающий имперские интересы”, подлежал утверждению империи. Статьи 2—3 этого раздела посвящены исключительно военной власти империи, которой принадлежало право войны и мира, распоряжения всеми вооруженными силами объединенной Германии, издания законов, касающихся военной организации, назначения в случае войны высшего имперского командования, а также исключительное право содержания военно-морского флота. Логически связанные с предшествующими, ст. 4—6 предусматривали установление верховного надзора над имеющими общеимперское стратегическое значение морскими, речными, сухопутными и железнодорожными путями сообщения. Последующий блок статей закреплял конституционные основы создания единого экономического пространства. Только за имперской властью признавалось право издавать законы, касающиеся таможенного, почтово-телеграфного дела, осуществление надзора за монетным делом, регулирование банковского дела и выпуска бумажных денег. Имперская власть “была обязана”, таким образом, ввести единые таможенную и монетную системы, единство меры и веса для всей Германии. Составители Конституции главным условием создания единого федеративного государства считали сильные финансовые рычаги центра, наличие самостоятельных каналов финансирования общефедеральных органов. В ст. 7 были четко сформулированы положения о том, что “определенная часть доходов в размере обыкновенного бюджета снимается прежде всего для имперских расходов” и что только имперское законодательство определяет, “какие предметы могут отдельные государства облагать налогами на производство и потребление в свою пользу...” Конституция вместе с введением единого гражданства предусмотрела необходимость создания единого правового пространства, закрепив право и обязанность империи “издавать общие уложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права”. При этом утверждался конституционный принцип' любой федеративной формы государственного единства — имперские законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное. Система органов федеральной власти в силу, видимо, спешки не была так тщательно прописана, как разграничение полномочий федеральных и земельных властей. Во главе империи должен был стать один из крупных царствующих германских монархов, Австрии или Пруссии, которому отводилась роль скрепляющего единства немецкой нации.

 

 

Вопрос №15. Французский гражданский кодекс. Германский гражданский кодекс. Сравнительный анализ.

 

В ГГУ в отличие  от французского ГК выделена Общая  часть, которая образует книгу первую (§ 1-240). В ней сформулированы институты  и нормы, общезначимые для всего  гражданского, а отчасти и для  других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу  физических и юридических лиц, определению  правоспособности,волеизъявлению, исчислению сроков давности,и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских юристов. Это проявилось, в ча-CTHOL :\'и. в раздельной трактовке вопросов обязательственного правая права собственности. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241- 853), книга третья - вещному праву (§ 854- 1296). книга четвертая - семейному праву (§ 1297-1921) и книга пятая - наследственному праву (§ 1922- 2385). В разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего, а в разделе об обязательствах - римского права.

К настоящему времени  ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании  гражданско-правовых отношений участвуют  и некоторые дополняющие его  акты, важнейшим из которых считается  Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь, и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для  гражданского права. В частности, она  закрепила гарантии собственности  от произвольного принудительного  отчуждения и провозгласила в  качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных  прав, в том числе равноправие  мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.

В книге второй ГГУ ("Обязательственное право") изложены как общие правила, относящиеся к любым договорам, к их заключению и исполнению, так и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали".

В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты  собственности, владения и сервитутов - прав на пользование чужой недвижимостью. ""•.В области брачного и  семейного права положения первоначальной редакции ГГУ. допускавшие неравенство  полов и внебрачных детей по отношению  к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием  Конституции 1949г., в частности Законом  о равноправии мужа и жены в  области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд в ряде своих решений также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области сохранили значение не столько поли/кения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"