Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:03, курсовая работа
В данной работе я постараюсь освятить возникшие в XVIII-XIX в результате раскола в русском православии основные сектантские течения, их возникновение и особенности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
1. Старообрядческий раскол……………………………..……………...….5
2. Религиозные искания русского народа после раскола………………14
1. Кружок Д. Е. Тверитинова………………………………….……..14
2. Субботники.……………………..…………………..……………..15
3. Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения………………………………………………………...…20
1. Хлысты……………………………………………………………..20
2. Скопцы…………………………………………………..…………22
3. Духоборы…………………………………………………………..25
4. Молокане………………………………………………..…………27
4. Развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения…………………………………………………………...32
1. Баптизм………………………………………………………….….32
2. Евангельские христиане………………………………………......34
3. Адвентизм ………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..… 41
«Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..…
41
ВВЕДЕНИЕ
Церковный
раскол в России имел давние корни.
Еще в XVI столетии наметились первые
разногласия между апологетами
старинных, освященных традиций, обрядов
и теми, кто не относился так
рьяно к букве церковных
В XVI веке на развалинах прежних удельных княжеств и крупных боярских вотчин слагается Московское государство. Оно основывается уже на мелком поместном землевладении и купеческой верхушке. Церковь также преобразуется и со стороны организации и со стороны идеологии, и со стороны отношения к государству. Феодальные церковные миры уступают место московской централизованной метрополии, а потом и патриархии.
В течении второй половины и всего XVI века кипит на этой почве ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис феодальной церкви сопровождался появлением различных еретических течений. Но это был кризис религиозной идеологии, а не церкви как организационной структуры. Последняя, напротив, в XVI веках укрепилась: в 1448г русская православная церковь обрела автокефалию (самопровозглашение), а в 1589г ее глава получил титул патриарха Московского и всея Руси и в общеправославной “табели о рангах” занял почетное пятое место – непосредственно за константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским патриархами.
Первое
еретическое движение против феодальной
церковной организации и
Если выделять сектантские течения по числу участников и сфере распространения, то они были весьма различны: от действительно массовых движений, до малочисленных групп.
Данная тема интересна тем, что по своей социально-политической сущности сектантские течения были протестом против самодержавно-крепостнического строя. Основные направления церковного раскола выражали в XVIII веке устремления нарождающегося класса городской и деревенской буржуазии. Так, например, это относится в первую очередь к беглопоповщине, поморщине и федосеевщине.
Для большинства сект “старая вера” служила всего лишь своего рода исходным пунктом, трамплином, отталкиваясь от которого они смотре ли не назад, как утверждал Г.В. Плеханов, а вперед. Их идеалом была не московская старина XVI – первой воловины XVII века, а буржуазное общество. Однако незрелость социально-экономических отношений того времени наложила на большую часть течений свой отпечаток, отметив необычайной косностью, обскурантизмом и консерватизмом их общественные идеалы и быт.
В
данной работе я постараюсь освятить возникшие
в XVIII-XIX в результате раскола в русском
православии основные сектантские течения,
их возникновение и особенности.
Со
времени князя Владимира
Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Как известно, в царствование Алексея Михайловича во второй половине XVII столетия сторонники старообрядчества отказались принять реформы, проводимые патриархом Никоном.
Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда Крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя святой троицы, а два (указательный и великосердный) – во имя двух естеств во Христе – божественного и человеческого. Святые отца свидетельствуют, что сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же приказал знаменоваться троепертием: складывать первые три перста во имя святой Троицы, а два последние “иметь праздными”, т.е. ими ничего не изображали.
Ни один святой отец и не один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Кроме того, что в нем не изображаются два христовых естества, еще не правильно изображают на себе крест тремя перстами во имя святой троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто святая Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству.
Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.
Реформы продолжились изменением православного богослужения. Особенностью службы в то время было так называемое «многогласие», т. е. одновременное чтение богослужебных текстов несколькими людьми. В церкви было шумно, понять что-либо невозможно, зато служба становилась непродолжительной и все, положенное уставом, вычитывалось без всяких пропусков. Это вызывало недовольство многих священников. Так, например, в 1636 году нижегородские священники писали в челобитной патриарху, что в церквах «зело поскору пение, не по правилам святых отец, говорят голосов в пять и в шесть и боле со всяким небрежением» [23, с. 19, 20]
Никон пытался придать
Также вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя “Исус”, в новых книгах это имя было переделано на грецезированное “Иисус”.
В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
В старых книгах, в Символе Веры, читается: “И в Духа Святого Господа истиннаго и животворящаго”, после же исправления слово “истиннаго” было исключено.
Вместо “сугубой”, т.е. двойной аллилуии, которую творила русская церковь с древних времен, была введена “трегубая” (тройная) аллилуиа.
Никон предпринял также попытку исправления богослужебных книг по греческим образцам.
В
старину не было типографий, книги
переписывались. В России богослужебные
книги писались в монастырях и
особыми мастерами при
Совсем иначе велось исправление при патриархе Никоне. На соборе 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским книгам, на самом же деле исправления производились по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
Эти
изменения церковных
Кроме этого факта изменения древних книг и обычаев церковных резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подверглись русские люди, не соглашавшиеся с церковными нововведениями.
Поэтому не удивительно, что против этих реформ объединились так называемые «ревнители отеческого благочестия», или «боголюбцы», во главе которых встал протопоп кремлевского Благовещенского собора, духовный отец самого царя Стефан Бонифатьев. Среди них был и протопоп Аввакум. «Боголюбцы» отстаивали уже сложившуюся на Руси форму богослужения, доказывали, что греки им не указ, что греки сами давно утратили истинную православную веру, что они запятнали свою чистоту сношениями с «латинской», т. е. римской, церковью. За основу исправления богослужебных книг, - утверждали «боголюбцы», - нужно брать старинные русские рукописи, а не греческие образцы.
Так, одним из идеологов русского старообрядчества и руководителем раскола стал протопоп Аввакум (1621-1682 гг.), личность весьма противоречивая и неоднозначная. С одной стороны, в своем протесте Аввакум шел в чем-то вперед, например, он выступал за равенство всех людей, за разумность веры, он отрицал культ святых, поклонение мощам и т. д., а с другой стороны, в его мировоззрении было много мистического, он отрицал всякую науку и философию и даже светское образование. Поэтому в какой-то степени трудно сказать, кто был более реформатором, Никон со своими реформами, или Аввакум, страдалец и мученик, принявший мученическую смерть на костре за то, что выступил против этих реформ. Во всяком случае, эта запоздавшая на 150 лет (против Запада) реформация не принесла русскому народу того, что принесла реформация народам Западной Европы.
Существовало три главнейшие направления раскола: боярское, посадское и крестьянское. Духовенство, не принявшее “новой веры”, разделилось, и различные его элементы примкнули к основным трем направлениям, не образуя какого-либо отдельного своеобразного течения старой веры.
Информация о работе Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни