Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я постараюсь освятить возникшие в XVIII-XIX в результате раскола в русском православии основные сектантские течения, их возникновение и особенности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
1. Старообрядческий раскол……………………………..……………...….5
2. Религиозные искания русского народа после раскола………………14
1. Кружок Д. Е. Тверитинова………………………………….……..14
2. Субботники.……………………..…………………..……………..15
3. Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения………………………………………………………...…20
1. Хлысты……………………………………………………………..20
2. Скопцы…………………………………………………..…………22
3. Духоборы…………………………………………………………..25
4. Молокане………………………………………………..…………27
4. Развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения…………………………………………………………...32
1. Баптизм………………………………………………………….….32
2. Евангельские христиане………………………………………......34
3. Адвентизм ………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..… 41

Файлы: 1 файл

Сект течения.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Еще в начале XVIII в. святой Дмитрий Ростовский (1645-1709 гг.), известный расколовед, в  своем «Розыске» упоминает о  субботниках, «иже по жидовски субботу  празднуют» [4, с.582]. Эти субботники («щельники») жили на Дону. Другие авторы называют субботствующих «иконоборцами» и «селезневцами», как именовали по имени Селезнева субботников около Тулы.

     Более широкое распространение субботствующих относится к царствованию Екатерины II (1762-1769 гг.).  Первые их группы появились в Саратовской губернии и на Кубани, где население прозвало их «псалтырниками», потому что при богослужении они пели старыми напевами псалмы Давида.

     В то же время стали известны субботствующие и в других местах. В 1797 г. их взгляды  разделял донской казак Филипп Косяков. Он проповедовал учение субботствующих на Дону. Вместе с братом они обратились к атаману войска Донского с ходатайством о разрешении им свободно исповедовать свою веру. Результат их ходатайства неизвестен, но сохранились сведения, что многие жители города Александрова, главным образом, из купечества и мещанства, по субботам уклонялись от своих общественных обязанностей. Составляя большинство населения, они были освобождены правительством от всякой работы по субботним дням.

     В 1804 году субботники появились в Орловской губернии, в 1805 - в Москве. В 1811 году субботствующие были обнаружены во многих местностях.

     В течение первой четверти 19-го века субботствующие распространились в Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Астраханской, Ставропольской и Воронежской губерниях.

     В 1-й четверти ХIХ века “иудеизация” сельского населения России приобретала  угрожающие темпы. Правительство и  Святейший Синод били тревогу  по поводу “бедственной заразы”, охватившей Россию. В это время по официальным данным в стране насчитывалось до 20 тыс. “жидовствующих” [2, с.370; 11, с.197]. В связи с бурным распространением секты начались репрессивные меры. Так, 23 июня 1820 года из Екатеринослава выселили всех субботников на Кавказ.

     Но  “меры кротости”, применяемые к сектантам, то есть “увещевания” со стороны духовенства, во многих случаях оказывались совершенно безрезультатными. А среди “раскаявшихся” было немало таких, которые присоединялись к Церкви формально, продолжая “содержать веру” втайне.

    Так, во время суда над иудействующими, обнаруженными в XIX в. в одной из внутренних губерний России, на вопрос губернатора: “А кто же вас этому научил, старички?”, один из сектантов ответил: “Нас научила старая, престарая старуха”. На приказание привести старуху субботник принёс Библию со словами: “Вот эта самая старуха, которая нас научила и открыла глаза нам и показала нам путь к Отцу”; “старше этой старухи и мудрее её нет” [11, с.5].

     Наступившая вслед за тем эпоха Николая I оказалась  для субботников временем репрессий и массового выселения из Европейской России на Кавказ, в Закавказье и в Сибирь.

     3 февраля 1825 года вышел Синодский  указ, составленный по Высочайше  утвержденному императором Александром  I положению Комитета Министров  О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников. Текст указа гласил: «Как ничто не может иметь большего влияния над простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, и что средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то в сношениях местных начальств именовать субботников жидовской сектою, и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо настоящее их наименование субботников или придерживающихся Моисеева Закона, не дает народу точного о секте сей понятия и не производит того к ней отвращения, какое может производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство» [1, с.62].

     После репрессивных мер 1825-1826 и последующих  годов субботствующие постепенно стали  исчезать из центральных губерний и появляться на окраинах (Северный Кавказ, Закавказье, Сибирь).

     Впрочем, секту не удалось уничтожить: в  правление Александра II наблюдается  масштабное отпадение от Православия  её тайных приверженцев. Во второй половине ХIХ века мы видим цветущие общины субботников в местах их компактного проживания — регионах, удалённых от центра. Сохраняются и традиционные очаги движения иудействующих — сельские районы Тамбовской, Воронежской, Саратовской губерний. Из некоторых больших сёл сектанты вытеснили всё православное население.

     С вступлением на престол императора Александра II в 1855 г. и наступлением эпохи великих реформ в  России  положение субботников меняется к лучшему. Во многих местах они перестают  скрывать свою веру. Субботники снова  появляются в Центральной  России. В 70-х годах XIX столетия в Павловском уезде Воронежской области 90 субботников по решению суда были приговорены к лишению всех прав и ссылке на поселение в Закавказье. Но представитель сената Мордвинов, ревизующий это дело, дал благоприятный отзыв об этих людях. Вот что он писал: «Они (субботники) живут замкнуто в домашнем быту, но в отношениях своих к властям безупречны, усердно трудятся и исправно платят подати». В результате дело о субботниках было закрыто» [4, с.585].

     По  свидетельству многих авторов, субботники во второй половине XIX века были представлены в 30 губерниях  России, насчитывая более 30 тысяч последователей. Манифест о свободе совести от 17 апреля 1905 года положил конец суровым мерам против «жидовствующих» и субботников, которые принимались по отношению к ним в некоторых губерниях. Но все равно губернское начальство часто смешивало всех соблюдающих субботу с евреями.

     Что касается веры и благочестия субботствующих, то все и частные, и официальные  исследователи единогласно отмечали, что субботствующие трудолюбивы, грамотны, беспрекословно исполняют требования начальства, в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности; они приветливы, гостеприимны и охотно оказывают помощь как своим единоверцам, так и православным. Эти единогласные свидетельства дореволюционных авторов показывают, что основное у русских субботников - это проповедь не столько словами, сколько примером, примером своей жизни. Не составляя единой организации, не имея общего вероучения и даже общего богослужения, русские субботники в течение четырех веков свидетельствовали о Законе Божьем непосредственным примером. 
 

III.  Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения : хлысты, скопцы, духоборы, молокане 

     Переходным  типом от старообрядческой беспоповщины к "духовному христианству" стало христоверие (хлыстовщина), из которого в последствии образовались две секты - духоборов и молокан. Секты хлыстов, молокан, духоборцев, скопцов представляют собой яркий пример псевдохристианских сект: У них своя самовымышленная вера, чуждая всего христианского. 
 

     3.1. Хлысты 

     Христоверы (самоназвание) или иначе Хлысты от "хлестать" с целью - самоистязанием довести себя до состояния религиозного экстаза. Название «хлысты» сами сектанты считали оскорбительным, утверждая, что являются истинными последователями "веры Христовой" . Секта возникла в середине XVII века. в деревне Старой Костромской губернии.

     Свое  название секта получила, по-видимому, от религиозного обряда самобичевания  жгутами, прутьями (вербой) и др. (хлыст — кнут). И если на вербе появляется кровь, потом они после смерти кладут эту вербу в гроб как свидетельство истовости служения.

     Основателем секты считается крестьянин Костромской  губернии Даниил Филиппов (Данила Филиппович), по преданию сектантов в тело которого вселился сам Господь Саваоф. Хлысты не признают священников, святых и церковные книги, государство. Но, отвергнув одни обряды, хлысты сразу обосновали новые. Они верят в возможность прямого общения человека со Святым Духом и возможность воплощения Святого Духа в людях. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Иногда они заканчивались сексуальными оргиями. История появления подобных сект в Европе относится к X веку и связана с одним из экзотических проявлений постижения Христа флагеллантством. В России хлысты причислены к числу особо вредных сект. Существует неподтвержденная фактами теория о принадлежности к хлыстам Григория Распутина. В Российской Федерации имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

     Свои  общины сектанты называли "кораблями", руководителей "кормщиками". Эти корабли совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоит «кормщик», называемый также Богом, Христом, пророком, апостолом и т. п. Каждый кормщик в своем корабле пользуется неограниченной властью и громадным уважением. Бывает ещё «кормщица», которая называется также «восприемницей, пророчицей, богородицей, матушкой» и т. п. Остальные братья и сёстры обязаны были беспрекословно подчиняться "стяжавшим Святого Духа".

     Хлысты  учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человека, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух, Бог. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение христа может совершаться путем естественной передачи христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение христа достигается хлыстом через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

     В основе учения хлыстов идея мистического возрождения через стяжание Святого  Духа, для этого подобно крайним  течениям беспоповщины в секте исполняли  12 заповедей, в соответствии с которыми от адептов требовали отречения от всего мирского - от пожеланий, страсти, ограничения плоти во всём, "холостые не женитесь, женатые разженитесь", брак - есть блуд и в тоже время внебрачные отношения - "христова любовь" . Адептам внушалось, что «должно отречься от мира, от отца с матерью, ото всего рода, племени».

     В 1733 году был начат первый судебный процесс против хлыстов, к ответственности  было привлечено 50 сектантов. Несмотря на это, секта хлыстов стала активно  развиваться: к 1750 году в Москве было 8 общин, немало общин существовало в провинции, особенно в Поволжье.  
 

     3.2. Скопцы 

     В конце 60-х годов XVIII века с проповедью нравственной и плотской чистоты  и аскетизма выступил Кондратий  Селиванов (хлыстовской пророк), который основал секту Cкопцов (то есть кастратов), приняв имя Бога и Петра III Фёдоровича, пообещав адептам секты "водворить в Питере своё земное царство". Селиванов лично назначал или утверждал кормщиков - руководителей отдельных общин секты, сохраняя тем самым строгую централизацию управления сектой и иерархию. Учение секты требовало отречения от чувственных наслаждений, сладострастия в пользу приобщения к Богу.

     Селиванов требовал "убить змею - похоть" путём операции (оскопления), которая  лишила бы человека самого органа похоти. Новых членов секта вербовала из числа беглых крестьян, детей-сирот, бывших солдат. Культ скопцов в основном аналогичен культу хлыстов и повторяет принятые у них собрания-радения до полного экстаза. Секты скопцов, осуществляющие свою деятельность на территории одного района, часто объединялись в ассоциации, однако, Всероссийскую организацию им создать не удалось из-за преследований со стороны правительства. Но это не мешало скопцам создавать купеческие и фабрикантские "корабли", эксплуатируя "покорное стадо" рядовых адептов.

     Себя  скопцы гордо именуют «белыми  голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов) [19]. Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Кастрация называлась у скопцов «огненное крещение» или «убеление». Скопцы практиковали ступени «убеления»: «малая печать» (обязательная для всех) — отрезание яичек и «большая печать» или «царская печать» — когда пенис («ключ бездны») тоже удалялся. «Царскую печать» принимали не ранее, чем через несколько месяцев после первой, иначе вероятность летального исхода будет слишком высока. «Третья печать» — удаление сосков. В ряде случаев практикуется и «четвертая печать» — вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна).

     Зачастую «убелению» подвергались и женщины, входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди. Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.

     Свои  общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями», молитвы — «радениями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе корабля, обладает огромной властью над прочими общинниками. Ему помогает самозваная «богородица». Основной специфический обряд скопцов (опять же заимствованный у хлыстов), называется «радением» и представляет собой ритуальную пляску, цель которой — довести участников до состояния экстаза. Радения совершаются четырьмя способами: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (то есть по солнцу, слева направо), прыжком; 3) «крестиком»: 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и, под такт скороговорчатых «распевцев», начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса.

Информация о работе Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни