Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:03, курсовая работа
В данной работе я постараюсь освятить возникшие в XVIII-XIX в результате раскола в русском православии основные сектантские течения, их возникновение и особенности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
1. Старообрядческий раскол……………………………..……………...….5
2. Религиозные искания русского народа после раскола………………14
1. Кружок Д. Е. Тверитинова………………………………….……..14
2. Субботники.……………………..…………………..……………..15
3. Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения………………………………………………………...…20
1. Хлысты……………………………………………………………..20
2. Скопцы…………………………………………………..…………22
3. Духоборы…………………………………………………………..25
4. Молокане………………………………………………..…………27
4. Развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения…………………………………………………………...32
1. Баптизм………………………………………………………….….32
2. Евангельские христиане………………………………………......34
3. Адвентизм ………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..… 41
В 1778 году Селиванов был осуждён и сослан на Камчатку, а в 1797 году по указанию Павла I он был переведён в петербургский дом умалишённых. Но уже в 1802 году Селиванов был представлен Александру I и обратил камергера Елянского в свою веру. В 1818-1819 г.г. в петербургском гарнизоне начались массовые оскопления солдат, принявших скопчество, что вызвало гнев царя. В 1820 году Селиванов был вновь арестован и сослан в Суздальский монастырь, где и умер в 1832 году.
Обычно в секту заманивали уговором или обманом. Но были фанатики, считавшие, что народ надо оскоплять при каждом удобном случае. В то время имелось множество фактов самооскопления, а также насильного оскопления скопцами случайных людей.
После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек по ошибке отправили на тот свет, Екатерина II издала указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством, повелев местным властям их отлавливать и карать. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет. Так, ст.209 "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года гласила, что "распространение раскола, сопровождающееся насильственными действиями" наказывалось ссылкой в каторжную работу на рудниках на срок от 12 до 15 лет и телесному наказанию плетьми с наложением клейм. Согласно ст.207, даже простая принадлежность к "ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою и других", наказывалась ссылкой в Сибирь. Такая серьезность наказания была обусловлена сложностями в раскрытии правонарушений, совершаемых сектантами.
Правительство
Николая I в 1834 году объявило скопчество
"особо вредной сектой". С 1842 года
и вплоть до 1917 года за оскопление было
назначено уголовное наказание в виде
каторги. Следует отметить, что секта активно
действовала и после революции: в Ленинграде
и Ленинградской области в 1929-1930 г.г. прошли
показательные судебные процессы над
членами секты скопцов.
3.3.
Духоборы
В
середине XVIII века в русском религиозно-
Впервые мы сталкиваемся с духоборчеством на юге Украины, в Харьковской и Екатеринославской губерниях, а также в Воронежской губернии. Основателем движения был Силуан Колесников, человек, знакомый с протестантизмом и трудами мистиков. Духовные христиане выступили как поборники вечной, божественной духовной истины, которую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Духоборы отвергали веру в иконы, в святость храмов, мощей, в разного рода церковные чудеса, учили о внутренней церкви, которая как бы находится в самом человеке. С самого начала «духовные христиане» провозгласили общность имущества. Для этого они объединялись в коммуны. Специальные выборные лица регулировали труд и распределение материальных благ. «Духовные христиане» провозглашали равенство всех людей независимо от их имущественного и государственного положения, от их национальной и религиозной принадлежности.
Духоборы стремились к чистой и возвышенной жизни, которая возможна, если человек вступит в общение с Богом и в нем будет жить Святой Дух. Безусловно, образ жизни духоборов не мог не привлекать к себе людей. Многих подкупала честность, трудолюбие, трезвость духоборов, и это в немалой степени способствовало распространению их учения. «Прямодушные, честные, ласковые с трогательной заботливостью хлопочущие о нуждах других, и какие работники. Рослые, сильные, стройные, красавцы», - так характеризовал духоборцев председатель Государственной думы Н. А. Хомяков, живший одно время в их среде [26].
Духоборы отрицали Библию, противопоставив ей так называемую «Животную книгу» - собрание псалмов, сочиненных самими духоборами и передающихся изустно из поколения в поколение, а также так называемые откровения, составлявшие основы их веры. Отрицали они и божественность Христа; Бога духоборы толковали как «мировую любовь», «вечное добро», т. е. их мировосприятие было по существу пантеистическим. Учение духоборов, по их просьбе, было изложено Г. С. Сковородой (1722-1794 гг.) - известным поэтом и философом-мистиком [8, с.230].
За
сравнительно короткое время духоборчество
распространилось в центральных
губерниях России, в Поволжье, в Сибири,
в Финляндии, среди донского казачества.
Православная Церковь, проявляя религиозную
нетерпимость, заставляет правительство
применять к духоборам суровые меры наказания,
включающие в себя высылку на тяжелые
работы, на поселение и на каторгу. Но это
лишь способствовало дальнейшему распространению
духоборчества в России.
3.4.
Молокане
Еще одной ветвью «духовного христианства» являются молокане. Основателем секты считается Семен Уклеин (жил во 2-й половине 18 в.), крестьянин Тамбовской губ., Борисоглебского уезда. Занимаясь шитьем одежды и переходя из одного села в другое, он встретился с одним из вождей духоборчества, Побирохиным, женился на его дочери и принял духоборческое учение. Через 5 лет они разошлись по вопросу об источниках богопознания. Уклеин отстаивал Библию, которую хорошо знал.
Окруженный 70 «апостолами», он торжественно, с пением псалмов, вступил в Тамбов, где полиция посадила всех в тюрьму. Императрица Екатерина II велела отдать их, для увещания, духовенству, а если не обратятся к церкви, предать их суду. Уклеин, отказавшись на словах от своего учения, был освобожден, но снова принялся за пропаганду. К концу его жизни в Тамбовской губернии его последователей было до 5 тысяч. Они были и в других местах: губерниях Хорьковской, Екатеринославской, Орловской, Симбирской и др.
Название «Молокане» усвоено секте еще в 1765 тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя «духовными христианами», а усвоенное им название «Молокане» объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в Св. Писании (1 Кор. 3:2; Евр. 5:12; 1 Петр. 2:2 и др.)
В 1805 Молоканам была дарована свобода вероисповедания. В 1821 им был отведен участок в 30 тыс. Десятин между меннонитскими и ногайскими колониями. В 1823 Молокане основали первую деревню Нововасильевку, затем Астраханку и др. Уже в 30-х гг. началось выделение среди Молокан различных толков, которых в начале 20 века насчитывалось четыре: староуклеинский (наиболее распространенный), толк «общих», прыгуны и «донской» толк.
Учение
Молокан Уклеинского толка
К иерархии Молокане относятся безусловно отрицательно. Единственный архиерей и первосвященник – это Иисус Христос; других нет и быть не может. Сообразно этому и учение о церкви у Молокан отличается от православного. Церковь есть общество верующих в Бога согласно учению Христа и апостолов. Храмы – идолохранилища. Каждая община выбирает себе пресвитера или епископа (надзирателя) с двумя помощниками для наблюдения принятого порядка при богослужении, для чтения Св. Писания, а также и для произнесения молитв. В своих «обрядниках» Молокане решительно требуют от своих последователей почитания царя и властей, им установленных, и узаконяют моление за царя.
Начало толка «общих» среди Молокан положил в 1830-х гг. молодой энтузиаст Михаил Акинфиев Попов (по его отчеству секта зовется иногда акинфиевщиной), выступивший с предсказанием близкого пришествия Антихриста и с призывом к покаянию и к строению «места убежища», путем воссоздания первохристианской общинф с ее общностью имущества. Готовящиеся к сретению Христа «общие» должны были вести особенно строгую жизнь.
Отказ от всяких забот о личном благополучии и постоянный труд в пользу общины, умеренность в пище. Табака и хмеля (даже для приготовления хлеба), посты в виде полного воздержания от пищи в течение дня (ночью есть можно), ношение лишь самого скромного платья и без всяких украшений обязательны для всех; даже песни и смех – строго караемые грехи. За исполнением всех правил наблюдали не только чины, но и взаимно все члены, обязанные доносить об упущениях и проступках друг друга. Лишение братского лобзанья в собрании, стояние на месте для осужденных во время молений, более или менее продолжительный пост – обычные наказания. Но иногда назначаются еще и особые епитимии. Отойдя далеко от старых Молокан в области дисциплины, Попов в вопросах вероучения остался на той же позиции. Только поставлением на первый план в качестве источника веро- и нравоучения непосредственного откровения «общие» отличаются от Молокан.
Начало секте «прыгунов» положил в 30-х гг. 19 в. один из молоканских лжехристов, Лукиан Петров, который, прочитав слова 50-го псалма «окропиши мя иссопом», стал учить, что во время богослужений собравшиеся взамен исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освятиться и очиститься от грехов. От этого секта сначала была известна под именем «сопунов». […] Петров ввел в собраниях прыганье и скаканье с произнесением каких-то слов и пением стихов, будто бы по примеру царя Давида, который «пред сенным ковчегом скакаше играя»; возможно, этот обряд был заимствован от хлыстов. Прыгуны считают себя «избранными» среди Молокан и думают, что в имеющем наступить тысячелетнем царстве Христовом они займут привилегированное положение. После Петрова самым известным главой секты был (на Кавказе, в Александропольском уезде) Максим Рудометкин, по прозванию Комар, установивший особый род прыганья: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, когда они падали на пол и затем начинали пророчествовать. Эти прыганья не были обязательны для каждого собрания, а назначались периодически, большей частью в дни церковных или еврейских празднеств; обыкновенные же собрания сопровождались лишь чтением и пением. В 1857 Рудометкин решился провозгласить себя «царем духовных христиан». Он был сослан в Соловки, но на его место являлись другие «цари». Прыгуны ввели у себя празднование субботы, еврейской пасхи и праздника кущей, основываясь на том, что об этом говорится в Св. Писании. Вообще чем дальше, тем больше прыгуны из секты молоканской, рационалистической переформировываются в секту мистическую, обнаруживая тенденции к сближению с хлыстовщиной.
Молокане
«донского толка», именующие себя
«евангелистическими
Секта
штундо-молокан или
В сущности новомолоканство приняло вероучение штундо-баптизма, удержав только крещение младенцев. В «Кратких правилах веры», изданных главой таврических новомолокан Захаровым, обращают на себя внимание чисто лютеранские воззрения на грех, чего никогда не было у Молокан, и в связи с этим учение об оправдании одною верою. Во взглядах на средства достижения благодати новомолокане присоединяются к штундо-баптистам. Учение об евхаристии у новомолокан повторяет воззрения баптистов. Молитвы за умерших новомолоканами отвергаются. Важную особенность догматики новой секты составляет учение о пресвитерском сане, почему новомолокане именуют себя пресвитерианами. Учение это несколько напоминает баптистское, но ближе, по-видимому, стоит к учению английской секты пресвитериан. Богослужение новомолокан – чисто штундистского характера. Центр новомолоканства – с. Астраханка Таврической губ. Здесь в 1908 была открыта семинария для подготовки пресвитеров и проповедников.
IV.
Развитие и распространение
протестантских сект
зарубежного происхождения:
баптизм, евангельские
христиане, адвентизм
Формирование
российского религиозного сектантства
создало предпосылки для
4.1.
Баптизм
В Россию баптизм проник в XIX веке. Активная миссионерская деятельность по распространению баптизма в России началась в 1859 году, когда Унгер - немецкий проповедник идей меннонитов среди русских крестьян, работавших в немецких колониях на юге Украины, установил связь с руководителями немецких баптистов, которые обеспечили приток в Россию большого числа миссионеров. С тех пор началось обращение в баптистскую веру русскоязычного православного населения юга страны.
Информация о работе Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни