Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я постараюсь освятить возникшие в XVIII-XIX в результате раскола в русском православии основные сектантские течения, их возникновение и особенности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
1. Старообрядческий раскол……………………………..……………...….5
2. Религиозные искания русского народа после раскола………………14
1. Кружок Д. Е. Тверитинова………………………………….……..14
2. Субботники.……………………..…………………..……………..15
3. Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения………………………………………………………...…20
1. Хлысты……………………………………………………………..20
2. Скопцы…………………………………………………..…………22
3. Духоборы…………………………………………………………..25
4. Молокане………………………………………………..…………27
4. Развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения…………………………………………………………...32
1. Баптизм………………………………………………………….….32
2. Евангельские христиане………………………………………......34
3. Адвентизм ………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..… 41

Файлы: 1 файл

Сект течения.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Действуя  в первое время скрытно, но очень активно, контактируя непосредственно с крестьянами и уверяя их в «заблуждениях» Православия и «истинности» баптизма, миссионерам удалось обратить в баптизм не только отдельных людей, но в некоторых селах значительную часть их населения. За двадцать с небольшим лет баптизм с юга Украины проник на Кавказ, в Орловскую, Калужскую, некоторые соседние с ними губернии и в Москву. В то же время баптизм проникает в Сибирь и на Дальний Восток, которые из-за удаления от центра были удобны для прозелитической деятельности. Вместе с ростом зоны географического распространения стал меняться и характер поведения баптистов.

     Отмечались  случаи глумления баптистов над  православными святынями и таинствами, вмешательства их в совершение разных православных обрядов, что привело к столкновениям с православным населением и привлекло внимание властей. В 1894 году положением Кабинета министров баптизм был объявлен особенно вредной сектой в церковном и общественно-государственном отношении, а последователям секты запрещалось организовывать общественные собрания.

     Их  положение, как и всех русских  сектантов, изменилось с появлением так называемого закона о веротерпимости 1905 года и указа о регистрации  старообрядческих и сектантских  общин от 1906 года. С той поры сектантские  организации вообще и баптисты в частности стали открыто проводить свои собрания, организовывать просветительские и библейские кружки, часто обманом завлекая в них православное население. Во время первой мировой войны предпринималась попытка ограничить деятельность секты, однако по ее окончании начался новый всплеск миссионерской активности. Но наиболее быстрыми темпами баптизм начинает распространяться после 1917 года.

     Одновременно  с распространением баптизма в среде  простого народа в светских кругах стали возникать общины евангельских христиан. Русская интеллигенция еще со времен Екатерины II под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Веры. Это впоследствии привело к преобладанию в светских кругах людей, воспитанных в духе неверия или формального отношения к вере, западничества и пренебрежения к тем духовным основам, на которых устраивалось и многие века держалось русское общество.  
 

     4.2. Евангельские христиане 

     В то время среди высшего общества стали популярны проповеди некоего  лорда Редстока, популяризатора учения евангельских христиан, которые он читал на французском языке. Скоро у него появились последователи, в том числе и очень состоятельные граждане. Стали появляться приюты, дома попечения, детские школы и другие благотворительные заведения, при помощи которых новое учение и нетерпимое отношение к Православию стало распространяться среди простого народа.

     В 1884 году подобные действия попали в  поле зрения властей, которые, понимая  опасность распространения религиозных  заблуждений и ересей для национальной безопасности, предприняли ряд попыток  к их ограничению. В том же 1884 году состоялась первая неудачная попытка слияния евангельских христиан с баптистами. Подобные попытки предпринимались впоследствии неоднократно, но из-за того, что центр баптизма находился в Москве, а евангельских христиан в С.-Петербурге, они долго не могли увенчаться успехом.

     После 1917 года, как и баптисты, евангельские христиане переживают организационный рост, образуется Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ).

     К 1917 г. в Российской империи проживало около 200 тыс. баптистов и евангелистов. Большинство из них жило на Украине, значительную часть составляли немцы, латыши, эстонцы. Баптисты и евангелисты к 1917 г. составляли громадное большинство русских неопротестантов (кроме того, к этому времени в России было около 7 тыс. адвентистов, возникших в 1890-е гг.).

     Баптизм - евангелизм в России к 1917 г. находился ещё в стадии становления. Его идейное и организационное лицо во многом определялось его происхождением - с одной стороны, «родимыми пятнами молоканства и духоборства», а с другой - непосредственным культурно-историческим влиянием западных миссионеров, активно участвовавших в формировании сект своих российских единоверцев. Тем не менее, уже тогда сформировались два принципиально различных течения, которые, модифицируясь, вновь (и даже более ярко) проявляют себя и в наши дни. 
 

     4.3. Адвентизм 

     Что касается распространения в России секты адвентистов, после ее основания в 1831г. В Северной Америке баптистским пресвитером Вильямом Миллером, адвентизм проник в Европу, где нашел для себя благоприятную почву в многочисленных протестантских сектах.

       Источником своего вероучения  адвентисты признают толкуемое  ими талмудически Св. Писание,  а Св. Предание совсем отвергают.  Главный путь в их вероучении - учение о близости второго  пришествия Христова для Страшного  суда, отчего они и называются адвентистами (adventus - пришествие). Последователи этой секты учат, что все пророчества о втором пришествии Христа на землю уже исполнились и потому надо ждать в скором времени конца нынешнего мира и второго пришествия Спасителя (сам основатель секты предполагал наступление этого дня Господня в 1843 г. и с особенной уверенностью вместе со своими последователями ожидал в 1844 г.; впоследствии адвентисты стали ждать наступление Страшного суда в 1912-1913 г., а некоторые из них - в 1932 г.).

     Адвентисты  отвергают церковную обрядность, почитание креста, икон и мощей, молитвы ко св. угодникам Божиим и возможность для последних ходатайства на небе за живых. Религиозные собрания адвентистов состоят из чтения книг Св. Писания, проповеди, импровизированных молитв и пения баптистских гимнов и псалмов, с допущением на этих собраниях игры на фисгармонии. Совершается у них преломление хлеба, предваряемое омовением ног, а также крещение взрослых через погружение; крещение же младенцев ими отвергается.

     Адвентисты  разделяются на несколько общин ("Общество жизни и второго пришествия", "Евангелические адвентисты", "Адвентисты грядущего века" и др.). Самый распространенный в Западной Европе и у нас в России толк адвентизма представляют собою "Адвентисты седьмого дня", называющиеся так потому, что они не почитают воскресный, или первый, день недели, а празднуют, вместе с евреями, субботу, или седьмой день недели, на основании четвертой заповеди десятословия.

     Подобно древним талмудистам, они ожидают  тысячелетнего царствования их со Христом, отвергая при этом бессмертие грешных душ. По их учению о загробной судьбе человека, душа умирает вместе с телом, или, как они любят выражаться, засыпает, находится в бессознательном состоянии, и в таком положении остается до второго пришествия Христа на землю, когда, по трубе архангела, душа пробудится и соединится с воскресшим телом. Праведники, к которым причисляют себя адвентисты, будут наслаждаться в тысячелетнем царстве Христа, будут вместе с Ним править миром и судить всех людей, когда-либо живших, а грешники после кратковременного сильного страдания будут совершенно уничтожены. Вечность мучений адвентисты отвергают.

     Главным распространителем в России адвентизма был в начале девяностых годов  XIX века немец Иоаган Перк, агент Гамбургского общества, который, разъезжая на юге России, целыми массами распространял листы и брошюры, пропитанные идеями этой секты, стремящейся, вместе с отторжением православного русского человека от св. Церкви, подорвать его национальное самосознание и навязать ему иго ветхозаветного еврейства.

     С 1905 г. пропаганда адвентизма охватила всю Россию, которая для удобства этой пропаганды разделена на 5 частей или округов (Миссионерское поле: Северо-Российское, Средне-Российское, Восточно-Российское, Южно-Российское и Кавказский союз). Во всех этих округах адвентисты пропагандируют свое лжеучение путем проповеди, распространения листков и брошюр, получаемых из Гамбурга. Наиболее распространяется эта секта у нас среди штундобаптистов и тех православных, среди которых живут штундисты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Различные сектантские течения,  возникшие в России в XVIII–XIX вв., иногда называют проявлением  религиозного протеста, своеобразной  русской Реформацией. По мнению  известного церковного историка, профессора В. З. Завитневича, этот протест был прежде всего отрицанием формального, обрядового христианства, отрицанием “формы”, которая в сознании сектантов “никогда не была одухотворена” [5, с.28].

     Однако, то же старообрядчество в целом нельзя назвать сектантским явлением, но отдельные согласия и толки беспоповщины несомненно представляют собой секты, социально опасная деятельность которых не вызывала и не вызывает сомнений у большинства исследователей. От отдельных проявлений сектантства в старообрядчестве мы переходим непосредственно к сектантству, иначе говоря, от "охранителей церковной старины к проповедникам нового взгляда на веру".

     Некоторые исследователи считали сектантство  чуждым русскому человеку, привнесённым из вне явлением, причины которого не во внутренних "условиях народно-психологического развития", а во внешних. Эта позиция верна лишь в том, что многие секты, действительно, имеют иностранное происхождение и в России только получили своё новое развитие. Но, как справедливо, заметил П. Милюков: "Везде и всюду развитие религиозной (следует добавить и светской) мысли и чувства совершалось более или менее однообразно..." [16, с.35].

     Очевидно, что к концу XIX века исконно русское  религиозное сектантство находилось в разброде. Ни одна из крупных религиозных  сект не сохранила религиозного единства. Каждая из них подразделялась на большее или меньшее число течений, зачастую враждовавших друг с другом не менее ожесточенно, чем враждовали между собой, скажем, «духовные христиане» и православие. Оказалась совершенно невыполненной задача воплотить идею братства и равенства всех верующих как «детей Божьих» и объединить их общим делом построения царства Божьего на земле. Коммуны, в которых духоборы и молокане пытались воплотить свои высшие религиозные идеалы, потерпели крах. И кризис этого направления в русском сектантстве связан был именно с тем, что оно от начала пошло по заведомо ложному пути, пути социально-религиозных утопий. Вся история человечества давно показала несостоятельность идеи построить рай на земле. «Царство Мое не от мира сего», - говорил Христос (Ин. 18:36).

     Вместе  с тем нельзя не сказать о той  исторической роли, которую сыграло  сектантское движение XVIII - конца  ХIХ века в  России . Это движение выступало против социального угнетения, критиковало господствующую церковь за отступление от первооснов христианства, за практику обогащения, за пороки, царящие среди духовенства. Русские сектанты проповедовали идеи, которые сближали их с протестантами Западной Европы. Так, молокане подняли на должную высоту Библию, сделав ее настольной книгой в каждой молоканской семье. Они выдвинули идею «спасения личной верой» в противовес чисто языческому представлению о вымаливании спасения у Бога и заслуживании его своими делами. Они отказались от посредников между Богом и человеком, от поклонения иконам и мощам, от сложной обрядности и формальности.

     Борьба  русских сектантов с теми многочисленными  отступлениями от евангельского  образца, которые вкрались в православное вероучение, естественно, стоила народу многих жертв. Господствующая Церковь не могла мириться со свободомыслием смелых проповедников истины, в лучшем случае высылая их на окраины  России  и в Сибирь, а в худшем бросая в тюрьмы и предавая казням.

     Анализируя  причины возникновения и эволюции русского сектантства, необходимо отметить, что очень часто во главе религиозно-духовных по-

исков народа оказывались люди, не имеющие  формального богословского образования, однако наученные самой жизнью и  собственным опытом богопознания. Будучи харизматическими лидерами, они, безусловно, увлекали за собой многих последователей, но в силу отсутствия образования не могли облечь свои идеи, во многом перекликающиеся с самой высокой богословской мыслью Запада, в «формализованные теологические системы» [17, с.209]. Отличаясь аморфностью и в организационном отношении, традиционные русские сектанты значительно уступали западным протестантам с их унифицированным и тщательно разработанным вероучением, а также отлаженной организацией. Вот почему новые протестантские течения (баптизм,  адвентизм  и др.), активно распространяющиеся в России к концу XIX века, стали представлять собой определенную конкуренцию русскому сектантству.

     Подводя итог краткому описанию различных форм русского сектантства, следует еще  раз отметить, что появление религиозно-реформационных движений на всем протяжении истории русского народа свидетельствовало о неудовлетворенности русского народа мертвыми по духу предписаниями официальной церкви, а искренние верующие люди пытались искать удовлетворение своим духовным запросам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Астырев Н. Субботники в  России  и Сибири // Северный вестник. - 1891, № 6.
  2. Буткевич Т.И., "Обзор русских сект и их толков", Харьков, 1910.
  3. Варадинов. Ист. МВД. - 1863, VII.
  4. Еврейская энциклопедия. Т. 7.
  5. Завитневич В. К вопросу об изучении нашего сектантства // Миссионерское обозрение. 1899. № 1.
  6. Кальнев (редактор издательства), "Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды", Одесса, 1911.
  7. Катунский А.Е. Старообрядчество МН 1972.
  8. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в  России . - М., 1977.
  9. Клибанов А.И. История религиозного сектанства в России 60г. 19в - 1917г.
  10. Клибанов А.И. Религиозное сектанство в прошлом и настоящем, М. 1973
  11. Козьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина. Т. 6. 1913.
  12. Максимов С. За Кавказом (из дорожных заметок) // Отечественные записки. 1867.
  13. Маргаритов, "История русских мистических и рационалистических сект", Симферополь, 1910.
  14. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество М 1979.
  15. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем М 1969
  16. Милюков П.Н., "Очерки по истории русской культуры, ч.2.
  17. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: РХГИ, 1997.
  18. Никольский Н.М. "История русской церкви" МН, 1990.
  19. Новиков К.В. Наследие скопцов // Деньги, № 49 (655), 17.12.2007.
  20. Описание документов и дел св.пр. Синода. Приложение № 15.
  21. Первое собрание законов, N28249. Еврейская энциклопедия. Т. 1.
  22. Пругавин А.С. Старообрядчество во 2 половине 19в: очерк из новейшей истории раскола М., 1904.
  23. Рождественский Н. В. Челобитная нижегородских попов 1636 г. - Чтение ОИДР, 1902. Кн. 2, отд. 4.
  24. Русское православие, вехи истории.
  25. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Собрание сочинений. Т. 5. - М., 1880.
  26. Тенеромо И. Религиозные искания наших дней // Мир. - 1909. №11,12.

Информация о работе Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни