Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:03, курсовая работа
В данной работе я постараюсь освятить возникшие в XVIII-XIX в результате раскола в русском православии основные сектантские течения, их возникновение и особенности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
1. Старообрядческий раскол……………………………..……………...….5
2. Религиозные искания русского народа после раскола………………14
1. Кружок Д. Е. Тверитинова………………………………….……..14
2. Субботники.……………………..…………………..……………..15
3. Появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения………………………………………………………...…20
1. Хлысты……………………………………………………………..20
2. Скопцы…………………………………………………..…………22
3. Духоборы…………………………………………………………..25
4. Молокане………………………………………………..…………27
4. Развитие и распространение протестантских сект зарубежного происхождения…………………………………………………………...32
1. Баптизм………………………………………………………….….32
2. Евангельские христиане………………………………………......34
3. Адвентизм ………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………..… 41
Действуя в первое время скрытно, но очень активно, контактируя непосредственно с крестьянами и уверяя их в «заблуждениях» Православия и «истинности» баптизма, миссионерам удалось обратить в баптизм не только отдельных людей, но в некоторых селах значительную часть их населения. За двадцать с небольшим лет баптизм с юга Украины проник на Кавказ, в Орловскую, Калужскую, некоторые соседние с ними губернии и в Москву. В то же время баптизм проникает в Сибирь и на Дальний Восток, которые из-за удаления от центра были удобны для прозелитической деятельности. Вместе с ростом зоны географического распространения стал меняться и характер поведения баптистов.
Отмечались
случаи глумления баптистов над
православными святынями и
Их положение, как и всех русских сектантов, изменилось с появлением так называемого закона о веротерпимости 1905 года и указа о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года. С той поры сектантские организации вообще и баптисты в частности стали открыто проводить свои собрания, организовывать просветительские и библейские кружки, часто обманом завлекая в них православное население. Во время первой мировой войны предпринималась попытка ограничить деятельность секты, однако по ее окончании начался новый всплеск миссионерской активности. Но наиболее быстрыми темпами баптизм начинает распространяться после 1917 года.
Одновременно
с распространением баптизма в среде
простого народа в светских кругах
стали возникать общины евангельских
христиан. Русская интеллигенция еще со
времен Екатерины II под влиянием французских
вольнодумцев стала отчуждаться от Православной
Веры. Это впоследствии привело к преобладанию
в светских кругах людей, воспитанных
в духе неверия или формального отношения
к вере, западничества и пренебрежения
к тем духовным основам, на которых устраивалось
и многие века держалось русское общество.
4.2.
Евангельские христиане
В
то время среди высшего общества
стали популярны проповеди
В
1884 году подобные действия попали в
поле зрения властей, которые, понимая
опасность распространения
После 1917 года, как и баптисты, евангельские христиане переживают организационный рост, образуется Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ).
К 1917 г. в Российской империи проживало около 200 тыс. баптистов и евангелистов. Большинство из них жило на Украине, значительную часть составляли немцы, латыши, эстонцы. Баптисты и евангелисты к 1917 г. составляли громадное большинство русских неопротестантов (кроме того, к этому времени в России было около 7 тыс. адвентистов, возникших в 1890-е гг.).
Баптизм
- евангелизм в России к 1917 г. находился
ещё в стадии становления. Его идейное
и организационное лицо во многом определялось
его происхождением - с одной стороны,
«родимыми пятнами молоканства и духоборства»,
а с другой - непосредственным культурно-историческим
влиянием западных миссионеров, активно
участвовавших в формировании сект своих
российских единоверцев. Тем не менее,
уже тогда сформировались два принципиально
различных течения, которые, модифицируясь,
вновь (и даже более ярко) проявляют себя
и в наши дни.
4.3.
Адвентизм
Что касается распространения в России секты адвентистов, после ее основания в 1831г. В Северной Америке баптистским пресвитером Вильямом Миллером, адвентизм проник в Европу, где нашел для себя благоприятную почву в многочисленных протестантских сектах.
Источником своего вероучения
адвентисты признают толкуемое
ими талмудически Св. Писание,
а Св. Предание совсем отвергают.
Главный путь в их вероучении
- учение о близости второго
пришествия Христова для
Адвентисты отвергают церковную обрядность, почитание креста, икон и мощей, молитвы ко св. угодникам Божиим и возможность для последних ходатайства на небе за живых. Религиозные собрания адвентистов состоят из чтения книг Св. Писания, проповеди, импровизированных молитв и пения баптистских гимнов и псалмов, с допущением на этих собраниях игры на фисгармонии. Совершается у них преломление хлеба, предваряемое омовением ног, а также крещение взрослых через погружение; крещение же младенцев ими отвергается.
Адвентисты разделяются на несколько общин ("Общество жизни и второго пришествия", "Евангелические адвентисты", "Адвентисты грядущего века" и др.). Самый распространенный в Западной Европе и у нас в России толк адвентизма представляют собою "Адвентисты седьмого дня", называющиеся так потому, что они не почитают воскресный, или первый, день недели, а празднуют, вместе с евреями, субботу, или седьмой день недели, на основании четвертой заповеди десятословия.
Подобно древним талмудистам, они ожидают тысячелетнего царствования их со Христом, отвергая при этом бессмертие грешных душ. По их учению о загробной судьбе человека, душа умирает вместе с телом, или, как они любят выражаться, засыпает, находится в бессознательном состоянии, и в таком положении остается до второго пришествия Христа на землю, когда, по трубе архангела, душа пробудится и соединится с воскресшим телом. Праведники, к которым причисляют себя адвентисты, будут наслаждаться в тысячелетнем царстве Христа, будут вместе с Ним править миром и судить всех людей, когда-либо живших, а грешники после кратковременного сильного страдания будут совершенно уничтожены. Вечность мучений адвентисты отвергают.
Главным распространителем в России адвентизма был в начале девяностых годов XIX века немец Иоаган Перк, агент Гамбургского общества, который, разъезжая на юге России, целыми массами распространял листы и брошюры, пропитанные идеями этой секты, стремящейся, вместе с отторжением православного русского человека от св. Церкви, подорвать его национальное самосознание и навязать ему иго ветхозаветного еврейства.
С
1905 г. пропаганда адвентизма охватила
всю Россию, которая для удобства этой
пропаганды разделена на 5 частей или округов
(Миссионерское поле: Северо-Российское,
Средне-Российское, Восточно-Российское,
Южно-Российское и Кавказский союз). Во
всех этих округах адвентисты пропагандируют
свое лжеучение путем проповеди, распространения
листков и брошюр, получаемых из Гамбурга.
Наиболее распространяется эта секта
у нас среди штундобаптистов и тех православных,
среди которых живут штундисты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные сектантские течения,
Однако, то же старообрядчество в целом нельзя назвать сектантским явлением, но отдельные согласия и толки беспоповщины несомненно представляют собой секты, социально опасная деятельность которых не вызывала и не вызывает сомнений у большинства исследователей. От отдельных проявлений сектантства в старообрядчестве мы переходим непосредственно к сектантству, иначе говоря, от "охранителей церковной старины к проповедникам нового взгляда на веру".
Некоторые
исследователи считали
Очевидно,
что к концу XIX века исконно русское
религиозное сектантство
Вместе с тем нельзя не сказать о той исторической роли, которую сыграло сектантское движение XVIII - конца ХIХ века в России . Это движение выступало против социального угнетения, критиковало господствующую церковь за отступление от первооснов христианства, за практику обогащения, за пороки, царящие среди духовенства. Русские сектанты проповедовали идеи, которые сближали их с протестантами Западной Европы. Так, молокане подняли на должную высоту Библию, сделав ее настольной книгой в каждой молоканской семье. Они выдвинули идею «спасения личной верой» в противовес чисто языческому представлению о вымаливании спасения у Бога и заслуживании его своими делами. Они отказались от посредников между Богом и человеком, от поклонения иконам и мощам, от сложной обрядности и формальности.
Борьба русских сектантов с теми многочисленными отступлениями от евангельского образца, которые вкрались в православное вероучение, естественно, стоила народу многих жертв. Господствующая Церковь не могла мириться со свободомыслием смелых проповедников истины, в лучшем случае высылая их на окраины России и в Сибирь, а в худшем бросая в тюрьмы и предавая казням.
Анализируя
причины возникновения и
исков
народа оказывались люди, не имеющие
формального богословского
Подводя
итог краткому описанию различных форм
русского сектантства, следует еще
раз отметить, что появление религиозно-
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни