Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:08, контрольная работа
Русская культура в XVIII в. переживала примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний – исторических, географических, естественнонаучных и иных, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума – рацио).
1. Русская культура в XVIII в.
Русская культура в XVIII в. переживала примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний – исторических, географических, естественнонаучных и иных, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума – рацио).
Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерными для того времени чертами русской культуры являлись стремление к светскости (секуляризации культуры), гуманистическому восприятию действительности, открытость ее к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.
Россия уже в XVIII столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи «Батыева разорения»). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком русской культуры.
2. Просвещение
Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные – в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские – в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.
Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф. Магницкий в своей «Арифметике» (первое издание – 1707 г.).
«Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковно-славянский шрифт употреблялся отныне только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В середине – второй половине XVIII столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тыс. школ (1794 г.). Срок обучения в русских школах составлял от трех до пяти лет. Учились по «Арифметике» Л. Магницкого, «Грамматике» М. Смотрицкого, «Первому учению строкам» Ф. Прокоповича, азбукам. Часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы – для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.
Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.
Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.
В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней – университет и гимназия. В 1755 г. основали по почину И.И. Шувалова и М. В, Ломоносова Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.
Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где он получил образование. Немало путешествовал по Европе. Бецкой с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел, в 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Он познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.
В начале 1762 г. император Петр III вызвал Бецкого в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры – в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой s свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений – Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге. Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту в 1764 г. был открыт Смольный институт в Петербурге (воспитательное общество благородных девиц), которым он также руководил.
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания «новой породы людей» путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной Екатериной II, цель воспитания юношества – дать хорошее общее образование и нравственное развитие («облагорожение сердца»). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым «зверообразные и неистовые в словах и поступках» старые рутинеры не смогут на них влиять.
Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен – оно продолжало влиять на них. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.
В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т.д. В 1782 г. в России было всего 8 школ с 518 учащимися, в конце XVIII в. –288 школ и 22 220 учащихся.
Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т.д. И.К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.).
При Петре I создали труды по истории Северной войны – «Книгу Марсову», «Историю Свейской войны». Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В.Н. Татищев создал обобщающий труд – «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают сведения о событиях, отсутствующих в других известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке ведутся споры: одни ученые, исследуя «татищевские» известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что Татищев цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом «татищевских» известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т.д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, «сам был первым нашим университетом».
Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки. Он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтийского моря, а не шведами.
Работавший в академии одновременно с Ломоносовым Л. Эйллер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М, В, Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенинников составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И.И. Лепехин – описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»).
Во второй половине XVIII столетия закладываются научные основы биологии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые – М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.И. Болтин.
Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В Петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу дворян. «Крестьянам, – отмечал Посошков, – помещики не вековые владельцы».
Для упорядочения административных и судебных учреждений он предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Посошков – сторонник равенства всех сословий перед судом. Он предложил подготовить новое Уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен был быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).
Об итогах реформ и Северной войны шла речь в «Рассуждении о причинах Северной войны» вице-канцлера П.П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович в Духовном регламенте и «Правде воли монаршей» выступал, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорил о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти – демократии (народодержавства), аристократии и монархии – наиболее приемлемой для России он считал третью, т.е. неограниченную власть монарха.
В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославлял успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.
Историк Татищев во многих записях, «мнениях», «проектах ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и «честнейший стан государства», его опора, по его мнению, – это дворянство.
Ускорение экономического развития России – мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповал на волю монарха, на реформы сверху. Он сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, а том числе крестьян, Ломоносов видел огромную пользу для государства. Он писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».
Критика
крепостничества звучала в
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И. Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А.Н. Радищев в знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».