Роль государства в сглаживании негативного влияния демографической ситуации на экономическое развитие региона (на примере Курской обла

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является регулирование государством влияния демографической ситуации на экономическое развитие регионов.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть влияние демографической ситуации на экономическое развитие РФ;
2. Провести анализ демографической ситуации в России и ее негативные последствия;
3. Исследовать нормативно – правовую базу и организационную основу сглаживания последствий демографического кризиса;
4.Рассмотреть международный опыт регулирования взаимодействия демографических и экономических факторов;
5.Провести анализ региональной политики по сглаживанию последствий демографического кризиса на примере Курской области;
6. Исследовать демографическую и экономическую ситуации в Курской области;
7. Исследовать нормативно-правовая организационная основа сглаживания последствий демографического кризиса в Курской области;
8. Предложить пути совершенствования демографической ситуации на экономическое развитие регионов и Курской области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….…4
1. Влияние демографической ситуации на экономическое развитие РФ….….…7
1.1.Анализ демографической ситуации в России и ее негативные
последствия………………………………………………………………………..7
1.2. Нормативно – правовая база и организационная основа
сглаживания последствий демографического кризиса…………….…….……10
1.3. Международный опыт регулирования взаимодействия
демографических и экономических факторов…………………………………13
2. Анализ региональной политики по сглаживанию последствий
демографического кризиса на примере Курской области………………....….18
2.1.Анализ демографической и экономической ситуации в Курской области18
2.2. Влияние демографической ситуации в Курской области на экономику..26
2.3. Нормативно-правовая организационная основа сглаживания
последствий демографического кризиса в Курской области………………...28
3. Перспективы влияния демографической ситуации на экономическое
развитие регионов ……………………………………………………..……..….31
3.1. Перспективы влияния демографической ситуации на развитие
экономики РФ…………………………………………………………….…..…..31
3.2. Перспективы влияния демографической ситуации на экономическое
развитие Курской области………………………………………………….…...34
Заключение………………………………………………………………….………42
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Демография курсоваядиплом Д..doc

— 265.50 Кб (Скачать)

     В режиме неполной занятости работали  60 предприятий и организаций области.

     При этом в режиме неполной рабочей недели работали 7,8 тыс. человек, сокращенного рабочего дня – более 1 тыс. человек, находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации – более  3 тыс. человек.

     В течение 2010 года за предоставлением государственных услуг в областную службу занятости населения обратилось 75,6 тыс. человек, в том числе за содействием в поиске подходящей работы – 32 тыс. человек,

     За  январь-декабрь 2010 года в областные государственные учреждения Центры занятости населения заявлено от работодателей  53,8 тыс. вакантных рабочих мест.

     При содействии службы занятости населения  Курской области за январь-декабрь 2010 года:

     оказано содействие в трудоустройстве 21,9 тыс. человек;

     обеспечено  временное трудоустройство 304 граждан  в возрасте от 18 до 20 лет из числа  выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и 12,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

     приняли участие в общественных работах 4,2  тыс. человек;

     организовано  временное трудоустройство    почти 414   безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

     в программе социальной адаптации  на рынке труда приняли участие 797 безработных; 
направлено на профессиональное обучение 1,5тыс.  безработных граждан;  
оказаны профориентационные услуги    59,4 тыс. гражданам.  

     В социальной сфере области в 2010 году принято более 60 нормативно-правовых актов, направленных на  социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей и других слабозащищенных категорий населения.

     В 2010 году  на финансирование мероприятий социальной сферы из консолидированного бюджета области направлено 15 млрд. рублей, с ростом на 30,4 % к 2009 году.

     Увеличено финансирование на образование на 30,2% (7,2  млрд. рублей); здравоохранение и физическую культуру - на 4,9% (3,1 млрд. рублей); культуру, искусство и кинематографию, СМИ - на 41% (1 млрд. рублей); социальную политику на 60,4% (3,7 млрд. рублей).

     В настоящее время в области  осуществляется предоставление 64 видов  денежных выплат гражданам, в т.ч. 23 за счет средств областного бюджета.

     Все социальные выплаты  предоставляются своевременно и в полном объеме.

     Полностью погашена многолетняя задолженность  по всем социальным выплатам, введены  дополнительные меры социальной поддержки  населению.

     Почти втрое увеличилась численность получателей социальных выплат.

     На  начало 2009  года ежемесячные денежные выплаты за счет средств областного бюджета получали  более 100 тыс. ветеранов  труда и  ветеранов  труда Курской области; 21,5 тыс. тружеников  тыла; около 1,5 тыс.реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.

     Стабильно предоставляются меры социальной поддержки  по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные законодательством  для льготных категорий граждан  и предоставляемые в виде скидок в оплате. Ими  ежемесячно пользуется почти четверть  населения области.

     Почти 5 тыс.  ветеранам произведена  компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг  в сумме 15,6 млн. руб. и  580 ветеранам на приобретение угля  на сумму 1,6 млн. рублей.

     В денежной форме меры социальной поддержки  по оплате услуг ЖКУ  через федеральные органы власти получают  так же члены семей погибших (умерших)  военнослужащих и  сотрудников некоторых  федеральных органов исполнительной власти.

     Особое  внимание уделялось решению социальных проблем ветеранов и инвалидов. Все инвалиды-очередники из числа  ветеранов, изъявивших желание получить автомобили, ими обеспечены.

     В специализированных отделах (магазинах) «Ветеран» области льготные продовольственные товары получали около 4,8 тыс. человек, в том числе 3,1  тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная компенсацию выплачена  около 4,6 тыс.  граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по обеспечению продовольственными товарами, в том числе 3,1 тыс. инвалидов  и участников Великой Отечественной войны.

     Адресную  социальную помощь на газификацию домовладений получили  около 1,5 тысяч жителей почти на 18,5 млн. рублей.

     Помощь  населению области  в газификации  их жилья планируется  продолжить  в 2009-2011 годах. 

     В течение 2010 года продолжалась работа по проведению в области благотворительных мероприятий, направленных на оказание материальной помощи гражданам.

     С начала текущего года в ходе благотворительных мероприятий оказана помощь 15,7 тыс.гражданам на  сумму почти 8 млн. рублей. 

     Приоритетный  национальный проект «Здоровье».

     Своевременно  и в полном объеме произведены  денежные выплаты 1260 медицинским работникам участковой службы, оказывающим дополнительную медицинскую помощь, в т.ч. 606 врачам и 654 медицинским сестрам.

     Для осуществления денежных выплат этим категориям медицинских работников за 2010 год  в лечебно-профилактические учреждения области, участвующие в реализации национального проекта «Здоровье», направлено 128,5 млн. рублей.

     На  денежные выплаты 1691 медицинским  работникам  фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи направлено 79,4 млн. рублей.

     В 2010году повысили свой профессиональный уровень 90 специалистов, из них 66 участковых врачей - терапевтов и 24 участковых врача - педиатра.

     В 2010 году  осуществлена поставка вакцины для профилактики вирусного гепатита В, против кори, против полиомиелита и против гриппа на общую сумму 32,5 млн.рублей.

     В область поступили диагностические  тест-системы  и  антиретровирусные  препараты.

     В 2010 году  в клиники федерального значения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи направлено 1360 человек, получили лечение 1239 больных, в листе ожидания на конец года состоит 40 человек.

     Кроме того,  на базе областной клинической больницы № 1 осуществляется эндопротезирование крупных суставов. За отчетный период прооперировано 150 человек, план на 2010 год реализован полностью.

     На основании распоряжения Правительства РФ от 04.12.2007г. № 1734-Р "О проектировании, строительстве и оснащении в 2010-2012гг.

     Федеральных перинатальных центров" на территории Курской области (город Курск) начато строительство перинатального центра.

     На  эти цели в  2010 году из федерального бюджета выделено направлено 150 млн. рублей,  из областного бюджета -  60,4 млн.рублей; освоено, соответственно, 50 млн. рублей и 42 млн. рублей.

     Реальные  денежные доходы населения области в 2010 году увеличились по сравнению с 2007 годом на 8,2%.

     Среднедушевые денежные доходы населения в 2010 году составили 11,3 тыс. рублей и увеличились на 31,5% к уровню 2009 года; начисленная среднемесячная заработная плата составила 11,4 тыс. руб. и по сравнению с 2008 годом увеличилась на 29,3%.

     Средний размер назначенных месячных пенсий в 2010 году составил 3837,1 рубль и возрос на 22,8% к уровню 2009 года.

     Величина  прожиточного минимума на душу населения  в 2010 году увеличилась до 3817 рублей с 3109 рублей в 2009 году.

     Среднедушевые потребительские расходы за январь-декабрь 2010 года составили 9,9 тыс. рублей и увеличились на 26,5% к уровню 2009 года.

     Кроме того, принятые меры по распространению  семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили в 2010 году увеличить на 8,7 процента число детей, переданных на воспитание в семьи, в 2,2 раза - усыновленных детей, в 2,9 раза - детей, переданных в приемные семьи, на 47,4 процента - число приемных семей, на 10 процентов снизить число воспитанников интернатных учреждений.

     В целях повышения рождаемости, оказания социально-экономической поддержки  семей с детьми в рамках программы  реализуется целый ряд мероприятий. Так, несколько лет выплачивается региональное ежемесячное пособия семьям при рождении второго, третьего и каждого последующего ребенка до достижения им возраста трех лет. В 2010 году данная выплата произведена из средств областного бюджета 11558 получателям на сумму 294 миллионов 338 тысяч рублей. Администрациями вузов матерям-студенткам предоставляется возможность индивидуального обучения (по индивидуальным учебным планам), в том числе в период нахождения в академическом отпуске по уходу за ребенком. А в учреждениях НПО, СПО ведется ускоренная профессиональная подготовка и переподготовка по 25 специальностям со сроком обучения от 2 до 8 месяцев. Матерям-студенткам по их заявлению выделяются места в общежитиях. Во всех муниципальных районах и городских округах действуют семейно-консультативные центры «Здоровая семья», в которых ведут прием юристы, психологи, педиатры и другие специалисты в форме индивидуальных консультаций. В июле 2010 года начато строительство областного перинатального центра, где освоено уже более 92 миллионов рублей из средств областного и федерального бюджетов.

     Таким образом, в результате выполнения мероприятий программы «Улучшение демографической ситуации в Курской области на 2006-2010 годы» в 2008 году в демографической ситуации в области достигнуты определенные позитивные изменения. Рождаемость детей увеличилась на 5,9 процента, при этом количество родившихся первых детей возросло на 1,3 процента, вторых - на 13,7 процента, третьих и последующих детей - на 15,8 процента. Материнская и младенческая смертность снизились соответственно на 66,3 процента и на 4,2 процента, естественная убыль сократилась на 3,8 процента, а коэффициент депопуляции уменьшился на 4,6 процента.

     Таким образом, после длительного общественно-государственного бездействия на изменение репродуктивно-демографических тенденций уйдут десятилетия. Разумеется, при условии, активного проведения научно обоснованной, грамотно организованной и финансово затратной демографической политики. В противном случае Россия в нынешнем виде просуществует еще не долго.

     Демографический кризис вполне может быть обратим, если государство, проведя достоверную и детальную диагностику, построит свою комплексную демографическую политику как ответ на эту диагностику. Если государство не будет ограничиваться только отдельными, часто лежащими на поверхности, но не самыми ключевыми и эффективными мерами. 

     Заключение 

     В заключении проведенного исследования можно сделать выводы:

     1. Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

     2. Проанализирована современная демографическая ситуация в России и тенденции ее развития; определены цели, принципы, задачи, а также основные направления и этапы демографической политики на период до 2025 года, механизмы ее реализации.

     3. В результате реализации Концепции к 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тысяч человек ежегодно.

     4. Анализ итогов развития Курской области за 2010 год свидетельствует о сохранении положительной динамики основных социально-экономических показателей во многих ключевых сферах экономики.

     5. Развитие ситуации в реальном секторе характеризовалось позитивными тенденциями в промышленном и агропромышленном комплексах региона.  
Увеличен объем выполненных работ по виду деятельности «строительство», больше прошлогоднего привлечено инвестиций в основной капитал, построено жилых домов, введено в эксплуатацию газовых сетей.

Информация о работе Роль государства в сглаживании негативного влияния демографической ситуации на экономическое развитие региона (на примере Курской обла