Роль государства в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее — способов их скорейшей нейтрализации является важной макроэкономической задачей. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества — экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.

Файлы: 1 файл

основы.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Восточно-Сибирский  государственный университет технологий и управления

Кафедра "Менеджмент,  маркетинг и коммерция"

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы бизнеса»

Задание № 23, № 45

 

 

 

 

Выполнила: студ. экономического факультета

спец-ти «менеджмент  организации» 3 курса з.о.

Молосоева Елена  Зундыевна

Проверила: Батуева  Т.Г.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2011

№23 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ВВЕДЕНИЕ

 

В решении возложенных на малый  бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.

Анализ практики зарождения малого бизнеса в отечественной  экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая.

Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее — способов их скорейшей нейтрализации является важной макроэкономической задачей. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества — экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.

 

1. малый бизнес как объект  государственного регулирования

 

1.1 Сущность и субъекты  малого бизнеса

В современных условиях предпринимательство относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта.

Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.

Становление  предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует  тот факт, что за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.

В самом общем  виде под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

- небольшой рынок сбыта,  не позволяющий фирме оказывать  значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость  — предприятие управляется не  через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;

- персонифицированное  управление, предполагающее, что собственник  или партнеры-собственники сами  участвуют во всех аспектах  управления бизнесом и в процессе  принятия всех решений и свободны  от любого контроля извне.

В Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям :

- доля участия  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований, иностранных граждан,  общественных и религиозных организаций,  благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

- доля участия  других юридических лиц, не  являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;

- средняя численность  занятых за предшествующий календарный  год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

- предельные  выручки от реализации товаров  (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн руб.;

малые предприятия  — 400 млн руб.;

средние предприятия  — 1000 млн руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

1.2 Формы и методы государственного  регулирования предпринимательства

Для обеспечения  реального динамизма развития предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

В отличие от других форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки функционирования хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Формы государственной  поддержки предпринимательской  деятельности можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, соответственно формам государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности формы государственной поддержки предпринимательской деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Так, меры государственного поощрения в своем большинстве являются организационными формами государственной поддержки.

Во-вторых, формы  государственной поддержки могут  носить материальный или моральный характер. Материальными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются, например, государственные инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование.

Моральными  формами государственной поддержки  предпринимательской деятельности являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, к моральным формам поддержки можно отнести информационную и консультационную помощь субъектам предпринимательской деятельности.

Под государственной  финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов.

В-третьих, формы  государственной поддержки предпринимательской  деятельности можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки устанавливаются в отношении конкретных видов и субъектов предпринимательской деятельности, в частности, в отношении субъектов малого предпринимательства. Косвенные формы государственной поддержки оказывают опосредованное влияние на конкретные виды предпринимательской деятельности. Это, в первую очередь, всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство.

Можно было бы говорить, например, о косвенном (опосредованном) государственном регулировании  и, соответственно, о косвенной государственной поддержке, через государственный сектор, частного сектора экономики. И тогда можно было бы назвать государственный сектор экономики не только направлением, но и формой (средством) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Но это более характерно, например, для Франции, нежели для России, где государственный сектор неизменно и последовательно сводится к неоправданному минимуму и отношение к нему, с подачи представителей либеральной экономической теории и цивилистической науки, весьма скептическое.

В настоящее  время Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

- специальные  налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенная  система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

- упрощенный  порядок составления субъектами  малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

- льготный порядок  расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;

- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по  обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по  обеспечению финансовой поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- меры по  развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные, направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона  меры.

Меры поддержки  малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:

- размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание организаций,  оказывающих консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства;

Информация о работе Роль государства в развитии предпринимательства