Роль государства в сглаживании негативного влияния демографической ситуации на экономическое развитие региона (на примере Курской обла

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является регулирование государством влияния демографической ситуации на экономическое развитие регионов.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть влияние демографической ситуации на экономическое развитие РФ;
2. Провести анализ демографической ситуации в России и ее негативные последствия;
3. Исследовать нормативно – правовую базу и организационную основу сглаживания последствий демографического кризиса;
4.Рассмотреть международный опыт регулирования взаимодействия демографических и экономических факторов;
5.Провести анализ региональной политики по сглаживанию последствий демографического кризиса на примере Курской области;
6. Исследовать демографическую и экономическую ситуации в Курской области;
7. Исследовать нормативно-правовая организационная основа сглаживания последствий демографического кризиса в Курской области;
8. Предложить пути совершенствования демографической ситуации на экономическое развитие регионов и Курской области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….…4
1. Влияние демографической ситуации на экономическое развитие РФ….….…7
1.1.Анализ демографической ситуации в России и ее негативные
последствия………………………………………………………………………..7
1.2. Нормативно – правовая база и организационная основа
сглаживания последствий демографического кризиса…………….…….……10
1.3. Международный опыт регулирования взаимодействия
демографических и экономических факторов…………………………………13
2. Анализ региональной политики по сглаживанию последствий
демографического кризиса на примере Курской области………………....….18
2.1.Анализ демографической и экономической ситуации в Курской области18
2.2. Влияние демографической ситуации в Курской области на экономику..26
2.3. Нормативно-правовая организационная основа сглаживания
последствий демографического кризиса в Курской области………………...28
3. Перспективы влияния демографической ситуации на экономическое
развитие регионов ……………………………………………………..……..….31
3.1. Перспективы влияния демографической ситуации на развитие
экономики РФ…………………………………………………………….…..…..31
3.2. Перспективы влияния демографической ситуации на экономическое
развитие Курской области………………………………………………….…...34
Заключение………………………………………………………………….………42
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Демография курсоваядиплом Д..doc

— 265.50 Кб (Скачать)

     В большинстве стран демографическая  политика, влияющая на рождаемость, как  правило, направлена на другие цели. Например, в Швеции задача семейной политики и политики полной занятости заключается, прежде всего, в том, чтобы позволить парам совмещать воспитание детей с работой. Поэтому было бы ошибкой считать основной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках этой политики такая задача, безусловно, имеет второстепенное значение[23, с.619].

     Швеция  преодолела снижение рождаемости, прибегнув  к использованию нескольких политических инструментов. Политика предоставления отпуска по уходу за ребенком в 1980-x годах позволила многим женщинам одновременно растить детей и сохранять за собой свое рабочее место. Но ни социальное обеспечение детей, ни длительные отпуска по уходу за ребенком сами по себе не привели к повышению рождаемости в конце 1980-x годов. По-видимому, именно сочетание этих политик с политикой, направленной на обеспечение равенства полов в оплате труда, сыграло важную роль при создании семей и повышении качества жизни.

     В бывшей ГДР на повышение рождаемости  повлиял пакет семейной политики 1976 года, который предполагал предоставление длительных декретных отпусков, оплачиваемых отпусков при совмещении работы и учебы, беспроцентных ссуд новобрачным, высоких ежемесячных пособий на ребенка и качественного медицинского обслуживания. И вновь - при создании семей решающую роль сыграла не какая-то отдельная мера, а весь комплекс мер. Однако пакет схожих политических мер, принятый в 1986 году, к желаемому эффекту не привел[26, с.423].

     Наконец, не существует универсального рецепта политики повышения рождаемости: то, что сработало в одной стране, вполне может не сработать в другой. Исследования показывают, что в одних странах корреляция между размером социальных трансфертов семьям и уровнем рождаемости существует, а в других такой корреляции нет, хотя следует подчеркнуть, что само по себе это не подразумевает наличия причинной связи. Поэтому семейная политика - это необходимая, но недостаточная составляющая демографической политики, направленной на повышение рождаемости.

     Несмотря на то, что в рассмотренных странах проводилось множество разного рода демографических мероприятий, нет никаких свидетельств того, что они были сколько-нибудь скоординированными или направленными исключительно на повышение рождаемости. Однако если ЕС хочет предотвратить, а не смягчить последствия старения населения и сокращения человеческого капитала уже в следующем поколении, он вынужден будет обратиться к демографической политике[16, с.417].

     Одним из способов смягчения неблагоприятных  последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру.

     Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение населения, хотя они  могут его замедлить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ региональной политики по сглаживанию последствий демографического кризиса (на примере Курской области) 

     2.1. Анализ демографической  и экономической  ситуации 

     в Курской области 

     Численность населения области на 1 января  2009 года составила 1155,4 тыс. человек и уменьшилась за 2008 год  на 7,1 тыс. человек.  
Несмотря на то, что число родившихся в 2008 году возросло на 681 человек  по сравнению с 2007 годом,  число умерших,  по-прежнему превышает число родившихся  в 1,7 раза.

     Из  общей численности населения  преобладают женщины (54,7%), количество мужчин в структуре населения - 45,3 %. Лишь в возрасте от 0 до 19 лет мужское  население превалирует над женским, а уже с 20 летнего возраста начинает увеличиваться численность женского населения и преобладать над мужским в 1,1 раза, в возрасте 70 -74 года - в 2 раза, а в возрасте 90-100 лет – в 6 раз.

     Особенностью  демографической ситуации в регионе  является рост (12,2%) показателей рождаемости  при уменьшении показателей смертности (6%) (в2007г. по сравнению с 2006г.). Однако, не смотря на рост рождаемости в регионе, она по – прежнему остается на низком уровне.

     В 2007г. наиболее высокая рождаемость  регистрировалась в Поныровском, Золотухинском, Фатежском и Суджанском районах, городах Курск, Курчатов и Железногорск, а самая низкая - в Конышевском и Касторенском районах.

     Численность населения г.Железногорска  с 2000-2008 гг. представлена в таблице 3. 
 
 

     Таблица 3.Численность населения по годам (тыс. жит)

Года  тыс. жителей
2001 97,5
2002 98,2
2003 95,5
2004 95,5
2005 96,2
2006 96,1
2007 96,4
2008 96,7
2009 97,4
 

     Коэффициент смертности (число умерших на 1000 жителей) уменьшился в 3 раза. Средняя  продолжительность жизни (ожидаемая  при рождении) составляет 69,5 года, в  том числе у женщин 74, мужчин  63 года. Однако резко снизился коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 жителей). В итоге коэффициент естественного прироста на каждую 1000 жителей (превышение рождаемости над смертностью) упал до 6,3 человек. Снижение рождаемости связано с повышением доли городского населения, с резко возросшим участием женщин в хозяйственном и культурном строительстве, с широким вовлечением молодежи в учебу.

     Проблемы  демографического развития Курской  области по – прежнему те же, что  и в других областях Центрального федерального округа:

     - постарение населения вследствие  роста смертности и низкого уровня рождаемости;

     - высокая смертность в трудоспособном  возрасте и как следствие разрыв  в ожидаемой продолжительности  жизни;

     - уменьшение численности населения (соотношение численности за 2007г. в процентах к 1970 году составляет 78,7%).

     На  протяжении последних 5 лет на территории области ежегодно умирает более 21 тысячи, а рождается более 11 тысяч  человек. Структура причин смертности населения не меняется уже второе десятилетие: на I месте стоит смертность вследствие болезней системы кровообращения (60,5%); на II-м – смертность от новообразований (12,1%); на III-м – смерти от травм, несчастных случаев, убийств и отравлений, суициды (9%); на IV месте - болезни органов дыхания (5,7%) и на V – болезни органов пищеварения (3,4%). Четверть от всех умерших погибает в трудоспособном возрасте, и около 80% из них – мужчины.

     Структура причин смертности в трудоспособном возрасте отличается от общей структуры  смертности тем, что на II месте стоит смертность от несчастных случаев, отравлений и травм.

     Смертность  детей до 1 года осталась на уровне прошлого года и составила 10,0 случаев на 1000 родившихся детей. По сравнению с 1997 годом младенческая смертность снизилась на 80%.

     В структуре причин смертности детей  до 1 года также нет изменений: состояния, возникающие в перинатальном  периоде, являются причиной смертности в 50,9% случаев от всей младенческой смертности, врожденные аномалии – 22,4%, болезни органов дыхания – 14,6%, инфекционные и паразитарные болезни – 3,4%.

     Сложившийся уровень рождаемости и смертности в регионе и отрицательный  баланс миграции позволяет прогнозировать в ближайшее время снижение численности  населения области до 1,5% в год (10 тыс. человек). Решить проблему демографической стабилизации можно только путем роста рождаемости и снижения случаев смертности населения трудоспособного возраста. Анализ медико-демографических показателей, проведенный за период с 2003 по 2007 годы позволил выделить следующие закономерности:

     - население Курской области относится  к регрессивному типу и находится  в устойчивом состоянии «демографической  старости» (т.е. лиц в возрасте 60 лет и старше больше 12%, у нас 24%);

     - рождаемость населения Курской  области остается на низком уровне;

     - стабильно высоким остается уровень  смертности среди населения трудоспособного возраста, особенно мужчин;

     - мужчины живут меньше женщин в среднем на 14 лет;

     - структура причин смертности  на протяжении последних 10 лет  не изменилась.

     Регулирование процессов миграции на территории Курской области, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков: вынужденная миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция; незаконная миграция; внутренняя (социально-экономическая) миграция.

     В Курской области наблюдается положительная динамика в сфере демографии. За первое полугодие 2008 года в регионе родилось на 453 ребенка (или 8,3%) больше, чем за аналогичный период 2007 года. В семьях курян количество вторых детей возросло на 20%, третьих - на 32%, четвертых и последующих детей родилось на 13% больше, чем за 6 месяцев прошлого года.

     На 7% снизилась естественная убыль  населения. Коэффициент депопуляции  снизился на 6,1%.

     Регион  никак не может уйти от среднероссийских показателей по уменьшению количества браков и увеличению числа разводов.

     В миграционном процессе произошла смена  убыли населения на прирост - на 11%. Уменьшился миграционный отток из региона - на 36%.

     Среди территорий Курской области наиболее привлекательны для миграции оказались Курск, Железногорск, Курчатов, Октябрьский, Суджанский, Солнцевский и Фатежский районы, что специалисты связывают в первую очередь с высокими экономическими показателями этих областей, низкой безработицей и развитием производства.

     Из  других стран наибольшее число мигрантов в Курскую область обеспечивают Украина - 44%. Напомним, что Курская область граничит с Сумской областью Украины. На втором месте - граждане Армении. Они составляют 16% мигрантов. Далее следуют Узбекистан - 8%, Молдавия - 7%.

     Наибольшее  число российских граждан переезжающих из других федеральных округов в  ЦФО, в частности Курскую область - это жители Северо-Западного ФО, Дальневосточного, жители Урала и  Сибири.

     На  сегодняшний момент ситуация в области  складывается следующим образом, в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" №202-ФЗ от 20.12.95 года, в период с 1 июля 1992 года по 1 января 2001 года статус вынужденного переселенца был предоставлен 10490 российским гражданам, прибывшим из республик бывшего СССР, в том числе за 2007 год — 361 человеку.

     Отказано  в регистрации ходатайства о  предоставлении статуса вынужденного переселенца и в предоставлении статуса вынужденного переселенца  в 2007 году - 31 семье / 66 человекам.

     Поток мигрантов за 2007 год по национальному признаку характеризуется следующими показателями: русские - 306 чел., украинцы -24 чел., татары - 8 чел., белорусы - 4 чел. и др. Таким образом, подавляющее большинство вынужденных переселенцев русские.

     По  регионам выхода основной поток представлен переселенцами из Республики Казахстан -178 чел., Республики Узбекистан - 88 чел., Чеченской Республики - 21 чел., Таджикистана - 25 чел., Азербайджана - 16 чел., Молдавии -17 чел.

     Расселение  семей вынужденных переселенцев в городской и сельской местности  происходит неравномерно: 148 и 213 семей соответственно (2007 г).

Информация о работе Роль государства в сглаживании негативного влияния демографической ситуации на экономическое развитие региона (на примере Курской обла