Развитие права на северо-западе Руси. Псковская и Новгородская судные грамоты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многообразны. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал.
Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Новгородское и Псковское государства 4
2 Развитие права на северо-западе Руси. Псковская и Новгородская судебные грамоты 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

Файлы: 1 файл

История ОГиП.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  12

1 Источник права в 19 веке                                                                         14

2 Развитие уголовного права  в России 19 века. Уложение 1845 года    16                                                                                                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сама история России очень запутана и имеет много  белых пятен, которые историки стараются  изучить. Одним из основных источников изучения пробелов истории является законотворчество. Именно по характеру  и составу законов можно сделать  вывод о государственном устройстве и устройстве общества в целом.

Любой человек, знающий историю  хотя бы на уровне школьной программы, помнит такие даты как 1812, 1861, 1864 и  так далее. Именно в XIX веке произошли  наиболее важные изменения в государственном  строе и на внешнеполитической арене.

Изучение развития права на том  или ином периоде развития страны требует внимательного и досконального  изучения и проработки, так как  именно этим способом можно выявить  ошибки и казусы в законодательстве, а так же удачи или неудачи  государственной власти в кодификации и унификации нормативно-правовых актов.

Проведя реформы 60-х гг. XIX в., правительство  Александра II постепенно начинает склонятся  в сторону ужесточения режима после начала Польского восстания  и особенно после 1866 г. (первого покушения на царя). Серия покушений заставила правительство действовать более решительно. В 1880 г. учреждается Верховная распорядительная комиссия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Он получает чрезвычайные полномочия в борьбе с терроризмом.

Утром 1 марта 1881 г. царь подписал проект Лорис-Меликова о привлечении представителей земского и городского самоуправления к обсуждению проектов необходимых реформ («Конституция Лорис-Меликова»), а через несколько часов Александр был убит.

Пережив панику первых дней после цареубийства новый император Александр III некоторое время колебался между продолжением либеральной политики и поворотом в сторону реакции. Царь склонился ко второму пути. Началась эпоха контрреформ, в противовес реформам 60-х гг.

Правительству Александра III удалось на время стабилизировать положение в стране, разгромить наиболее активные народнические кружки, а остальную политическую оппозицию загнать в глубокое подполье.

Основными объектами исследования истории права 19 века являются Свод законов Российской Империи 1835 года, Уголовное Уложение 1845 г.

 

1 Источник права в 19 веке

 

В начале XIX века в России продолжало действовать Соборное уложение 1649 г., законодательство Петра I, его преемников, законодательство Екатерины II, Павла I. В судебных решениях содержались ссылки на нормативные акты и XVII, и XVIII, и XIX вв. 6

Россия продолжала оставаться абсолютной монархией, и законодательная власть принадлежала императору. В это время  законодательная деятельность императора значительно усилилась, что было связано со многими обстоятельствами: сложностью внутренней обстановки, обострением классовой борьбы, стремлением реформами государственного аппарата и некоторыми другими изменениями разрешить сложнейшие противоречия. Создание в России в начале XIX в. новых государственных учреждений отражало интересы не только более организованной и подготовленной для государственной деятельности части правящих кругов, но и главы государства.

В 1832 г. был утверждён и с 1835 г. введён в действие Свод законов Российской империи, в томе I которого содержались основные государственные законы, определившие порядок разработки и утверждения законопроектов, введения их в действие и т.п.

Была сделана попытка установить перечень основных форм законодательных  актов, принимаемых в России: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения. Наказы (инструкции), манифесты, указы, мнения Государственного совета и доклады, удостоенные высочайшего утверждения (ст. 53). Ни теоретических, ни юридических различий между законами различных наименований, указами и другими нормативными актами, утверждёнными императором в Российской империи, не было7. Право законодательной инициативы по Своду (ст. 49) принадлежало императору, Сенату, Синоду, министерствам.

Впервые в истории права России в Своде законов было чётко сформулировано положение о том, что закон не имеет обратной силы.

В Своде законов формулировался принцип (известный российскому  законодательству и ранее), что никто  не может отговариваться неведением закона, если он был в установленном порядке обнародован (ст. 62). Законодательство достаточно чётко определяло действие закона не только во времени, но и в пространстве. Законы действовали на всей территории Российской империи. Но возможны были изменения. Специально предусмотренные для определённых местностей.

Наиболее полно вопрос о действии законов в пространстве был решён  в уголовном законодательстве. Действие уголовных законов в пространстве определялось в Своде законов, а  более детально – в Уложении о  наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Последнее применялось ко всем российским подданным в пределах государства. При этом допускались некоторые изъятия, установленные специальными положениями. Эти изъятия устанавливались для лиц, подсудных духовному суду, военным судебным органам.

Действие Уложения распространялось и на иностранных подданных, не имевших  дипломатического иммунитета. Закон  предусматривал ответственность российских подданных, совершивших преступление против Российского государства  или других российских подданных за рубежом.

Уложение 1845 г. содержало значительно  более чёткие общие положения  относительно иностранных и российских подданных, совершивших преступления за рубежом, по сравнению со Сводом законов (ст. 175-181).

«Высочайшие» утверждённые законопроекты  скреплялись Государственным секретарём и препровождались последним министру юстиции, представлявшему их на предмет обнародования (распубликования) Правительствующему Сенату. Обнародование закона есть последняя стадия законодательной деятельности, которая заключает в себе полномочия обнародывающего закон органа проверять формальную правильность его издания.

 

2 Развитие уголовного права  в России 19 века. Уложение 1845 года

 

Основными источниками уголовного законодательства в первой половине XIX в. были т. XV Свода законов (кн. 1) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Уложение о наказаниях, как и  Свод законов, знало два понятия  уголовно наказуемого деяния: преступление и проступок. Но в отличие от Свода  законов, устанавливавшего различие между преступлением и проступком по тяжести наказания, Уложение различало их по объекту посягательства (ст.1 и 2). Исследователи Уложения 1845 г. отмечали, что в Особенной части это различие по объекту посягательства провести не удалось.

Указание в ст. 4 Уложения на нарушения не только уголовного, но и исправительного закона определило возможность включения в него и административных, и дисциплинарных правонарушений.

В первом разделе Уложения были определены виновность как необходимое основание  наступления ответственности и формы вины (ст. 5, 7). Преступления и проступки делились на умышленные и неумышленные, причём последние подразделялись на случайные и неосторожные (ст. 7). Случайные наказанию не подлежали. Закон требовал установить, совершено ли умышленное преступление с заранее обдуманным намерением или с внезапно возникшим умыслом (ст. 6).

Неосторожность как форма вины не получила достаточно чёткого общего определения в ст. 7. более подробно ответственность за неосторожные преступления формулировалась в ст. 168.

В ст. 8-12 говорилось о стадиях предварительной  преступной деятельности и о совершении преступления.

Умысел в государственных преступлениях («голый» умысел) был наказуемым по ранее действовавшим уголовным  законам России. Уложение 1845 г. решало этот вопрос по-разному. В ст. 8 и 9 признаки умысла рассматривались как «изъявление на словах, или письменно, или иным каким-либо действием намерения учинить преступление»: в ст. 97 говорилось просто об умысле на преступление и его наказуемости (в случае указание на это в законе).

Под приготовлением понималось «приискание  или приобретение средств» для совершения преступления. Приготовление к совершению преступления наказывалось лишь в случаях, прямо указанных в законе, или  тогда, когда сам характер приготовленных действий был противозаконен.

Устанавливалась ответственность  за соучастие. При этом выделялось два  вида совместного участия двух или  более лиц в совершении преступления: совершение преступления несколькими  лицами по предварительному согласию или без него.

Под общей рубрикой о соучастии  рассматривались и различные  случаи прикосновенности к преступлению: попустительство, заранее не обещанное  укрывательство (другой вид укрывательства - заранее обещанное – был отнесен  к пособничеству), недонесение. Соучастие  было хорошо известно российскому законодательству и ранее9. Виды соучастия определялись и Сводом законов, но Уложение сделало это значительно более точно и юридически совершенно.

В ст. 96 Уложения был сформулирован  важный принцип, типичный для буржуазного  уголовного права, - наказание должно быть определено не иначе как на точном основании закона.

Формулировались и другие очень  важные положения, также типичные для  буржуазного уголовного законодательства: доказанность преступного деяния и  виновность как необходимые основания наступления уголовной ответственности.

Впервые в уголовном законодательстве России в ст. 98 Уложения давался перечень всех обстоятельств, устранявших наступление  уголовной ответственности. Ненаказуемость случайного деяния давно уже была известна российскому законодательству. Статья 6 Свода законов различала деяния умышленные, неосторожные и случайные. Но формулировка Уложения была более юридически точной; так как в ней прямо указывалось на отсутствие при случайном деянии вины – необходимого основания наступления ответственности.

Уложение определяло малолетство  как обстоятельство, устранявшее  наступление ответственности. В  ст. 100 устанавливался возраст наступления  уголовной ответственности – 7 лет. Этот вопрос в российском законодательстве до Уложения достаточно четко не решался. По мнению многих юристов, и Уложение, несмотря на вопрос о возрасте наступления уголовной ответственности.

Добровольный отказ от совершения преступления был известен российскому  законодательству и ранее, но в Уложении он получил четкую юридическую характеристику.

В случае, если преступление не было доведено до конца не по собственной воле подсудимого, а по не зависевшим от него обстоятельствам, были возможны два  варианта ответственности: если подсудимый сделал все, что он считал нужным для приведения своего намерения в исполнение, то он должен был быть наказан как за совершенное преступление; если нет, то суд мог уменьшить меру наказания на одну две ступени.

Уложение давало право судам  действовать по аналогии, т.е. приговаривать виновного к наказанию, установленному за сходное преступление.

Преступления, совершенные военнослужащими, рассматривались в Военно–уголовных судах в соответствии с Военно–уголовным кодексом (Военно-уголовный устав 1839 года). Каторжные и ссыльные на поселение в Сибирь подлежали действию Устава о ссыльных. Сельско-судебный устав 1839 года устанавливал наказания для государственных крестьян.

В общей части Уложения предусматривалось  наказания уголовные и исправительные, из которых наиболее тяжкими были уголовные: лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, а для людей, не изъятых от наказания телесных, публичное наказание от 30 до 100 ударов плетьми (через палачей) с наложением клейма, а также ссылка в каторжные работы с потерей всех прав состояния; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь.

Уложение устанавливало льготы для высших сословий. Так, в ст.60 предусматривалось  возможность замены для дворян и  чиновников кратковременного ареста в тюрьме домашним арестом или арестом в помещении ведомства, где они служат.

Закон определял дополнительные наказания (например, поражение в правах, церковное  покаяние, конфискация, воспрещение  жительства в определенных местах, отдача под надзор полиции и др.), особенные наказания за преступления и поступки на службе (исключение со службы, отрешение от должности, вычет из времени службы, удаление от должности, перемещение с вышей должности на низшую, выговор, вычет из жалованья, замечание) и возможность замены одних наказаний другими (так, смертная казнь могла быть заменена императором так называемой политической смертью, когда осужденного возводили на эшафот, ставили под виселицей на публичной площади, а затем ссылали на каторгу на срок или бессрочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 19 веке имперское законодательство стремилось охватить все правовые отношения, включая брачно-семейные, систему  государственных и судебных органов. Была проведена полная кодификация  и унификация законов и нормативно-правовых актов, включаю Соборное Уложение 1645 г. и все последующие принятые законы вплоть до 1835г., когда был составлен изучаемый нами Свод законов.

Для Уложения о наказаниях уголовных  и исправительных, как и для  Свода законов, было характерно отсутствие достаточно четкого разграничения уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. И это закономерно, так как в России в первой половине XIX века суд не был отделен от администрации, широкие судебные полномочия имели органы полиции и политического сыска. Многие составы преступлений, вошедшие в Уложение о наказаниях, в своде законов были помещены в Полицейском уставе о предупреждении и пресечении преступлений (т. XIV).

Информация о работе Развитие права на северо-западе Руси. Псковская и Новгородская судные грамоты