Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, курсовая работа
В истории государственного права России период так называемого монгольского ига (от покорения Руси монголо-татарами в 1237 г. до выхода Судебника Ивана III в 1497 г.) раскрыт не достаточно широко. В предлагаемой Вашему вниманию работе я попытаюсь приоткрыть завесу неизвестности над появившимися в этот период на Руси законодательными документами.
1 Введение 3
2 Номоканон 4-7
3 Двинская и Белозерская уставные грамоты 8-12
3.1 Двинская уставная грамота 8-10
3.2 Белозерская уставная грамота 11-12
4 Псковская и Новгородская судные грамоты 13-25
4.1 Псковская судная грамота 13-21
4.2 Новгородская судная грамота 21-25
5 Московская губная запись 1486 г. 26-27
6 Заключение 28
7 Список литературы 28
имени А.С. Грибоедова
Заочное отделение
I курс
(период монгольского ига)
группы Ю-13
Дорошина
Преподаватель:
Кандидат юридических наук,
Н.Д. Котков
г. Петрозаводск (филиал)
1999 г.
ПЛАН РЕФЕРАТА:
1 |
Введение |
3 |
2 |
Номоканон |
4-7 |
3 |
Двинская и Белозерская уставные грамоты |
8-12 |
3.1 |
Двинская уставная грамота |
8-10 |
3.2 |
Белозерская уставная грамота |
11-12 |
4 |
Псковская и Новгородская судные грамоты |
13-25 |
4.1 |
Псковская судная грамота |
13-21 |
4.2 |
Новгородская судная грамота |
21-25 |
5 |
Московская губная запись 1486 г. |
26-27 |
6 |
Заключение |
28 |
7 |
Список литературы |
28 |
В истории государственного права России период так называемого монгольского ига (от покорения Руси монголо-татарами в 1237 г. до выхода Судебника Ивана III в 1497 г.) раскрыт не достаточно широко. В предлагаемой Вашему вниманию работе я попытаюсь приоткрыть завесу неизвестности над появившимися в этот период на Руси законодательными документами.
В государстве хотя и продолжала действовать Русская Правда, как основной закон суда и расправы на Руси, и даже имелись новые редакции конца XIII в. и XIV в., но, тем не менее, дальнейшее развитие русского законодательства шло вперед, как вслед за естественным развитием общества, так и под влиянием монголов. Монголы настолько сильно воздействовали своим влиянием на общественную жизнь и законодательство, что и в том и в другом отношении этот период истории резко отличается от предшествующего ему.
Татарские ханы в своем управлении Россией строго придерживались наставлений Чингисхана, выраженных им в его книге «Тунджин» (книга запретов). Они предоставили России управляться своими князьями, не коснулись ни обычаев, ни религии страны, а лишь определили форму отношений, в которых должно было стоять русское общество к хану.
Подчинение татарам выразилось главным образом в 4 условиях: в признание верховной власти татарского хана; в платеже дани; в предоставлению войск хану; в содержании войск и баскаков, присылаемых в Россию.
Полное владычество татар
По смерти Узбека, в Орде начались междоусобица и ханская власть так ослабела, что не только московские, но и другие князья стали торговаться с ханом относительно размера дани, увеличивая или уменьшая ее в зависимости от того – силен или слаб хан. Наконец, в 1380 г. Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской выступил в поход против самого татарского хана Мамая и разбил его в страшном сражении на Куликовом поле.
Куликовская битва хотя и не освободила страну от татарского владычества, но сильно подняла русских во мнении татар. Дань стала платиться все неисправнее, ордынские царевичи стали прибегать к покровительству Москвы. Московские князья давали им уделы с обязанностью служить им против хана и защищать Россию. Наконец в 1480 г. Иван III окончательно свергнул иго татар и стал сам подчинять себе разные татарские царства.
А теперь, после небольшого экскурса в историю, перейдем к теме реферата и рассмотрим памятники законодательства России, существовавшие в рассматриваемый нами период. Этот период был самым деятельным в истории русского законодательства, когда все законы очень быстро развивались и изменялись.
2. Номоканон
Одновременно с Русской
Кормчая («Книга, глаголемая Кормчая, рекше правило закону греческим языком – номос канон») дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большею частью не одинаков, но, тем не менее, все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 разделов.
В первом разделе русских Кормчих помещается «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран». Это краткая история вселенских соборов без изложения их правил.
Во втором отделе излагаются правила апостольские и отеческие по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома константинопольской церкви, известного византийского законотолкователя XII века. Эти изложения начинаются приведением текстов апостольских правил и их толкованием, затем следуют правила соборные и их толкование.
Третий раздел составляют «Правила Василия Великого» относящиеся к церковным законам. Эти 91 правило собраны из разных посланий Василия Великого.
Четвертый раздел составляют церковно-гражданские законы греческих императоров. В наших Кормчих они известны под следующими названиями:
1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избранны различны». В этой части приводились извлечения сделанные патриархом Фотием из Юстиниановых новелл.
2. «Юстиниана царя 6 собора узаконения, коего подобает поставляти в епископы и клирики». Отрывок из Юстиниановой новеллы о поставлении епископов и клириков.
3. «От книг божественных повелений блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Сборник, приписываемый Иоанну Схоластику, в котором помещены законы о церковном устройстве, управлении и имуществе.
4. «Леона царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так названа в русских Кормчих эклога императора Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739-741 годах. В ней приводятся законы о браке и гражданских обязанностях брачующихся, помещены узаконения об опеке, об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях.
5. «Законы градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим названием помещен перевод статьи Прохирона Василия Македонянина.
6. «Новая заповедь царя Алексея Комнена». В ней говорится об уравнении брака рабов, с браками свободных, именно – чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, как и браки свободных.
7. «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». В ней помещены законы о браках.
8. «Изложение бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим названием, помещались постановления о третьем и четвертом браках. Четвертый брак отвергается, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен.
9. «Об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». Это статьи, явно византийского происхождения, но в подлиннике еще не открытые и только отрывками встречаются в напечатанных работах Левенклавия.
10. «Избрание от закона Богом даннаго Израильтяном Моисеем о суде и правде». Приводятся извлечения из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, а также извлечения из гражданских законов.
11. «Судебник царя Константина» более известный, под названием «Закон Судный людем».
Пятый раздел в русских Кормчих содержит различные церковные и гражданские законы русских князей. Сюда включают: «Устав князя Владимира, крестившего Русскую землю, о церковных судах и десятинах», «Правило о церковных людях, о десятинах и о судах епископских, о мерилах градских и о прочих вещах», Устав Ярослава «о судах церковных», «Суд Ярославль Володимирович Правда Русская», Устав князя новгородского Святослава о десятинах. Здесь же приводятся и законодательные памятники созданные русским духовенством:
1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя». В этом законе говорится о наказаниях за похищение церковных вещей, за грабежи монастырей и церковных имений, за церковные мятежи. Нет никакого сомнения, что это очень древний документ, скорее всего современник Русской Правды. Но он явно не русского происхождения, так как на Руси не существовало наказания сожжением, которое предусматривается за церковный мятеж.
2. Далее помещены статьи «о послусех». В них узаконяется норма не принимать в свидетели еретиков, и рабов, и только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в незначительных тяжбах принимать свидетелем боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа. Этот закон также не чисто русского происхождения, так как на Руси еретиков не было.
3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (Латинской церкви). Приводится перечень обрядов и правил, которыми латинская церковь отличается от греческой. Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил православной церкви, но и быть милостивым к иноверцам.
4. «Вопросы Кирика к епископу новгородскому Нифонту». Рассматриваются различные вопросы церковного устройства.
5. «Иоанна, митрополита русскаго, нареченнаго пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу». В этом документе помещены 9 правил отражающих положение общества и характер церковного и гражданского устройства Руси того времени:
а) Больных младенцев крестить до 6 недель от рождения, не дожидаясь пока они выздоровеют; запрещалось есть звероядину и удавленину; предписывалось соблюдать посты, не иметь двух жен, не прибегать к волхованию и чародейству.
б) Священник обязан подчинятся своему архиерею.
в) Запрет на поставление в поддьяконы и дьяконы неженатых.
г) Описано устройство церкви.
д) Разрешено поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведясь с женой.
ж) Требование к князьям, чтобы они не выдавали дочерей в чужую землю за иноверцев.
з) Разрешало священникам входить в церковь и совершать богослужения в овчинном платье «ради холода», и предписывало священникам, чтобы они не позволяли своим прихожанам приносить жертвы воде, болотам, бесам и жить с женами без церковного венчания.
и) Повелевает священникам отлучать от церкви, не покоряющихся им в правилах жизни прихожан.
й) Запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, продавать холопов-христиан иноверцам, определяет степени родства, при которых не допускается брак, запрещает монахом жить вне монастырей и устраивать пиры в монастырях и, наконец, чтобы священники не носили богатых одежд.
6. «Послание того же Иоанна, митрополита Русского к папе, архиепископу римскому о опресноках». В этом послании Иоанн убеждает папу отказаться от разногласий с православной церковью.
7. «Кирилла, епископа Туровскаго сказание о Черноризском чину». Приведены правила монастырской жизни.