Псковская судная грамота

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Три обстоятельства выдвигают Псковскую Судную грамоту в первый ряд источников по истории русского права, а следовательно - и русской государственности.Во-первых, чрезвычайное богатство ее содержания. Грамота освещает такие стороны русской жизни XIV-XV вв., какие не отразились ни в одном другом памятнике.
«Псковская Судная грамота» сложилась в эпоху развития феодальных отношений в Пскове, в 1467 году. Но нормы, представленные в ней, имеют значение не только для данного региона. Грамота являет собой новый этап в классификации видов преступлений и наказаний, классификации преступлений по степени тяжести и развитии судопроизводства (это касается церковного и светского суда).

Оглавление

Введение 3
1.Суд и процесс по Псковской Судной грамоте 4
2.Наказание по Псковской Судной грамоте 5
Заключение 6
Список литературы 7

Файлы: 1 файл

ИОГПкр.docx

— 31.01 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1.Суд и процесс по Псковской Судной грамоте             4
2.Наказание по Псковской Судной грамоте 5
Заключение 6
Список  литературы 7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Три обстоятельства выдвигают Псковскую  Судную грамоту в первый ряд источников по истории русского права, а следовательно - и русской государственности. 

     Во-первых, чрезвычайное богатство ее содержания. Грамота освещает такие стороны  русской жизни XIV-XV вв., какие не отразились ни в одном другом памятнике. Организация  суда, взаимоотношения между должностными лицами, конкретные нормы уголовного и особенно гражданского права, социальная стратификация и ее развитие, - все  это, и не только это, находит свое место в статьях Грамоты. В  силу особенностей истории своего текста Грамота является памятником многослойным - она складывалась на протяжении длительного  времени, и отражает социальную реальность не в статике, применительно к какому-то одному моменту, а в динамике, позволяя тем самым проследить тенденции ее развития. 

     Во-вторых, Грамота является связующим звеном между древнерусским правом домонгольского времени и правом возрожденной России, сплотившейся вокруг своей новой столицы. Сопоставление Грамоты с важнейшим памятником Древней Руси - Русской Правдой - показывает, что право вечевого города-земли есть органическая часть общерусского права. Грамота как бы отталкивается от Правды, принимает ее за основу, но видоизменяет, а главное - дополняет ее. Катастрофа XIII в. не привела к разрыву традиции - живая нить преемственности, нить исторической жизни уцелела, несмотря на нашествие, потерю независимости и ослабление общерусских связей. 

     В-третьих, продолжая и развивая русскую  государственно-правовую традицию, Грамота  занимает в ней особое место. В  отличие от Русской Правды и позднейших судебников, она - памятник княжеско-вечевого законодательства. Характерная, и даже определяющая черта права средневековой Руси (впрочем, как - в большей или меньшей мере - и других обществ средневековой Европы) -симбиоз княжеского права, создаваемого "сверху", волей князя, и права обычного, хранимого народной "пошлиной" и вырастающего "снизу", выражена в Грамоте сильнее, чем в каком-либо другом законодательном памятнике. 

     Все эти обстоятельства делают Грамоту  уникальным источником по истории России. Сложившаяся в северо-западном углу Русской земли в вечевом городе, Грамота - памятник далеко не "местного значения". В Грамоте отразились коренные проблемы государственно-правового  и социально-экономического развития нашей страны на протяжении веков, и  без привлечения ее материала  эти проблемы не могут быть сколько-нибудь успешно поставлены. Шестисотлетний юбилей Грамоты - событие не только Псковского, но и прежде всего общерусского масштаба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Наказания по Псковской Судной грамоте
 

   ПСГ признаёт четыре вида преступлений:

  1. против личности;
  2. против имущества;
  3. против государства;
  4. против порядка управления.
 

     Система наказаний в период феодальной раздробленности  остаётся довольно простой. Известно лишь два вида наказаний: штраф и смертная казнь.

     Штрафы  взимались в пользу князя, часть  суммы поступала в казну Пскова. Также одновременно с выплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб. Штрафами облагались преступления против порядка управления, и против личности. Например, «Если где-нибудь произойдет убийство и убийца будет уличен, то с убийцы взыскивается в пользу князя рубль пени.» и «Если даже сын убьет отца или же брат брата, все равно взыскивается пеня в пользу князя.» (ПСГ, ст.96, ст.97)

     Конкретные  виды смертной казни в законе не определялись. Но из летописей известно, что воров обычно вешали, поджигателей сжигали, волхвов сжигали в срубе, изменников побивала толпа, убийцам  отрывали голову. Также известно было утопление. «Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада, изменника и поджигателя лишать жизни.» (ПСГ, ст.7) 

  1. Суд и процесс по Псковской Судной грамоте
 

     По  ПСГ суд осуществляют князь и посадник в княжеских палатах. Княжьему суду принадлежали иски по уголовным делам, земельным, а также о беглых холопах. «Вот дела, подлежащие княжескому суду. Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани, крытые войлоком, или воз, увязанный веревками, или лодью, заделанную лубом, или если украдут [хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи подлежат княжескому суду, а пени [за каждый указанный случай] взыскивается 9 денег. А за разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и в пользу князя и посадника – 4 деньги.» (ПСГ, ст.1) А также, «Князь и посадник не должны производить суда на вече; судить им у князя в палатах, справляясь с законом, согласно присяге. Если же они не будут судить по закону, то да будет им бог судьею на втором пришествии христове. А тайных поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни посаднику.» (ПСГ, ст.4).

     В Новгороде и Пскове продолжал  существовать состязательный процесс, также развивается следственная и розыскная форма процесса. Существовал «свод» - институт досудебной подготовки дела, т.к. в ПСГ он не указан, то действовали нормы Русской Правды. В процессе допускалось представительство сторон. Женщины, дети, старики и монахи, а также глухие имели пособников, которые представляли в суде их интересы. В случае спора о церковной земле интересы церкви представлял выборный представитель верующих прихода, т.н. староста. Пр

оцесс начинался подачей искового заявления или жалобы. Половник и его господин начинали разрешение споров с публичного оповещения на торгу о своих претензиях, для того, чтобы привлечь к делу свидетелей.

Важным  этапом был вызов ответчика в  суд, который осуществлялся на площади  перед церковью публично и в присутствии священника, в случае пятидневной неявки ответчика могли доставить в суд принудительно.

      Большая роль уделена доказательствам. Особенной  важностью обладали письменные доказательства, особенно в имущественных спорах. Особое место среди них занимала «запись» - письменная форма заключения договора, оформлялась в присутствии специального государственного чиновника, в трёх экземплярах, один из которых направлялся в государственный архив. Эта форма использовалась для сделок, превышающих один рубль в стоимости.

В отдельных  случаях имели вес и простые  расписки – «доски» и «рядницы» (расписки в получении долга). Признание вины тоже относилось к доказательствам. Если доказательств вины не было, обвиняемый мог присягнуть в том, что преступления не совершал. Например, «Если кто-нибудь будет обвинять другого в поджоге, а улики никакой не будет, то обвиняемый может очистить себя вольною присягою.»  (ПСГ, ст.116)

     Свидетели играли в процессе большую роль. Это могли быть сторонние люди, соседи и послухи. Неявка послуха  на суд вела к автоматическому  проигрышу того, кого он защищал, также  несовпадение показаний истца и  послуха вело к проигрышу. «Если послух, на которого сошлется истец, не явится на суд или, явившись, даст показания, не совпадающие полностью с показаниями истца – не скажет всего или, наоборот, скажет что-нибудь лишнее по сравнению с ним, – то такой послух не признается послухом, а истец теряет иск.» (ПСГ, ст.22) 

     В качестве доказательства по делу о  воровстве выступала вещь, найденная  у обвиняемого. Поличное обнаруживалось при обыске. Также существовал  такой вид доказательства, как  судебный поединок, или «поле». ПСГ  подробно рассматривает порядок  проведения поединка, правила замены стороны в нём наёмным бойцом. Послух не мог заменить себя бойцом, также если обе стороны – женщины, замена не допускалась, это исключало несостоятельность одной из сторон в поединке при замене бойцом другой.

Например, «В случае тяжбы о земле, неудобной для обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся стороны представят грамоты, по которым границы смежных владений не сойдутся, так что одна земля окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся возьмут межевщиков, которые проведут им межи владений по грамотам того и другого, а они, явившись в суд, заявят, что этим межеванием довольны, тогда дело решается судебным поединком.» (ПСГ, ст.10)

«Если ответчиком, которому придется состязаться  на поединке с послухом, окажется человек  престарелый, или малолетний, или  с каким-нибудь увечьем, или поп, или монах, то он имеет право выставить  за себя наемного бойца, послух же [ни в  каком случае] не может заменять себя наемным бойцом.» (ПСГ, ст.21)

      Также в ПСГ отмечается, что людей, подведомственных церкви судит церковный суд, т.к. духовенство было неподсудно светскому суду. Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу. И только в случае если одной стороной в такой тяжбе выступало мирское лицо, то суд был княжий. «Попы, дьяконы, просвирня, монах и монахиня подлежат суду [псковского] наместника [новгородского] архиепископа. Если [возникнет дело] против попа, или дьякона, или монаха, или монахини, причем обе тяжущиеся стороны будут не миряне, а люди, подведомственные церкви, то такие дела не должны разбирать ни князь, ни посадник, ни [светские] судьи, так как они подсудны [псковскому] наместнику [новгородского] архиепископа. Тяжбы же, в которых не обе стороны подведомственны церкви, а один из тяжущихся является мирянином, – князь и посадник, а, равным образом, и [городские] судьи должны разбирать совместно с наместником архиепископа.» (ПСГ, ст. 109) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     По  словам Алексеева Ю.Г. «Общество, рисуемое Грамотой - это общество по преимуществу свободных людей, членов городской вечевой общины. Как и во времена Русской Правды, отношения свободы преобладают над отношениями зависимости, однако в отличие от Правды социальная дифференциация выражена заметно сильнее. Хотя признаки разложения городской общины отразились в Грамоте гораздо слабее, чем в памятниках Великого Новгорода, Господин Псков идет в принципе по тому же пути, что и его "брат старейший". Другого пути не существует. При всех своих индивидуальных особенностях, псковская городская община с необходимостью расслаивается, и вечевой город (как на Руси, так и в Европе) оказывается, подобно сказочному витязю, на распутье трех дорог - к боярской олигархии, к захвату чужеземцами, или к включению в единое государство своего народа. Судьба была милостива к древним русским городам. Они не попали ни в руки мелких местных князьков как города Италии, ни под власть чужеземного короля, как города Фландрии. Влившись в возрожденное Российское государство, они сохранили свою веру, свой язык, свою культуру. Эта культура, одним из ярких памятников которой является Псковская Судная грамота - органическая часть наследия, доставшегося нам, сегодняшним гражданам России, от наших предков и составляющего основу нашего национального и государственного самосознания.»

«Псковская  Судная грамота» сложилась в эпоху  развития феодальных отношений в Пскове, в 1467 году. Но нормы, представленные в ней, имеют значение не только для данного региона. Грамота являет собой новый этап в классификации видов преступлений и наказаний, классификации преступлений по степени тяжести и развитии судопроизводства (это касается церковного и светского суда). 
 

Список  литературы 

  1. Псковская Судная грамота
  2.   Алексеев Ю.Г. «Псковская Судная грамота». Текст. Комментарий. Исследование» Центр «Возрождение», Псков, 1997 г.
  3. Под редакцией профессора О.И. Чистякова «История отечественного государства и права» Часть 1. Юрайт, 2012

Информация о работе Псковская судная грамота