Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:07, контрольная работа
Три обстоятельства выдвигают Псковскую Судную грамоту в первый ряд источников по истории русского права, а следовательно - и русской государственности.Во-первых, чрезвычайное богатство ее содержания. Грамота освещает такие стороны русской жизни XIV-XV вв., какие не отразились ни в одном другом памятнике.
«Псковская Судная грамота» сложилась в эпоху развития феодальных отношений в Пскове, в 1467 году. Но нормы, представленные в ней, имеют значение не только для данного региона. Грамота являет собой новый этап в классификации видов преступлений и наказаний, классификации преступлений по степени тяжести и развитии судопроизводства (это касается церковного и светского суда).
Введение 3
1.Суд и процесс по Псковской Судной грамоте 4
2.Наказание по Псковской Судной грамоте 5
Заключение 6
Список литературы 7
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | ||
1.Суд и процесс по Псковской Судной грамоте | 4 | ||
2.Наказание по Псковской Судной грамоте | 5 | ||
Заключение | 6 | ||
Список литературы | 7 |
Введение
Три
обстоятельства выдвигают Псковскую
Судную грамоту в первый ряд источников
по истории русского права, а следовательно
- и русской государственности.
Во-первых,
чрезвычайное богатство ее содержания.
Грамота освещает такие стороны
русской жизни XIV-XV вв., какие не отразились
ни в одном другом памятнике. Организация
суда, взаимоотношения между
Во-вторых,
Грамота является связующим звеном
между древнерусским правом домонгольского
времени и правом возрожденной России,
сплотившейся вокруг своей новой столицы.
Сопоставление Грамоты с важнейшим памятником
Древней Руси - Русской Правдой - показывает,
что право вечевого города-земли есть
органическая часть общерусского права.
Грамота как бы отталкивается от Правды,
принимает ее за основу, но видоизменяет,
а главное - дополняет ее. Катастрофа XIII
в. не привела к разрыву традиции - живая
нить преемственности, нить исторической
жизни уцелела, несмотря на нашествие,
потерю независимости и ослабление общерусских
связей.
В-третьих,
продолжая и развивая русскую
государственно-правовую традицию, Грамота
занимает в ней особое место. В
отличие от Русской Правды и позднейших
судебников, она - памятник княжеско-вечевого
законодательства. Характерная, и даже
определяющая черта права средневековой
Руси (впрочем, как - в большей или меньшей
мере - и других обществ средневековой
Европы) -симбиоз княжеского права, создаваемого
"сверху", волей князя, и права обычного,
хранимого народной "пошлиной" и
вырастающего "снизу", выражена в
Грамоте сильнее, чем в каком-либо другом
законодательном памятнике.
Все
эти обстоятельства делают Грамоту
уникальным источником по истории России.
Сложившаяся в северо-западном углу
Русской земли в вечевом
ПСГ признаёт четыре вида преступлений:
Система наказаний в период феодальной раздробленности остаётся довольно простой. Известно лишь два вида наказаний: штраф и смертная казнь.
Штрафы
взимались в пользу князя, часть
суммы поступала в казну
Конкретные
виды смертной казни в законе не
определялись. Но из летописей известно,
что воров обычно вешали, поджигателей
сжигали, волхвов сжигали в срубе,
изменников побивала толпа, убийцам
отрывали голову. Также известно было
утопление. «Вора, совершившего кражу
в Крому, конокрада, изменника и поджигателя
лишать жизни.» (ПСГ, ст.7)
По ПСГ суд осуществляют князь и посадник в княжеских палатах. Княжьему суду принадлежали иски по уголовным делам, земельным, а также о беглых холопах. «Вот дела, подлежащие княжескому суду. Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани, крытые войлоком, или воз, увязанный веревками, или лодью, заделанную лубом, или если украдут [хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи подлежат княжескому суду, а пени [за каждый указанный случай] взыскивается 9 денег. А за разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и в пользу князя и посадника – 4 деньги.» (ПСГ, ст.1) А также, «Князь и посадник не должны производить суда на вече; судить им у князя в палатах, справляясь с законом, согласно присяге. Если же они не будут судить по закону, то да будет им бог судьею на втором пришествии христове. А тайных поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни посаднику.» (ПСГ, ст.4).
В Новгороде и Пскове продолжал существовать состязательный процесс, также развивается следственная и розыскная форма процесса. Существовал «свод» - институт досудебной подготовки дела, т.к. в ПСГ он не указан, то действовали нормы Русской Правды. В процессе допускалось представительство сторон. Женщины, дети, старики и монахи, а также глухие имели пособников, которые представляли в суде их интересы. В случае спора о церковной земле интересы церкви представлял выборный представитель верующих прихода, т.н. староста. Пр
оцесс начинался подачей искового заявления или жалобы. Половник и его господин начинали разрешение споров с публичного оповещения на торгу о своих претензиях, для того, чтобы привлечь к делу свидетелей.
Важным этапом был вызов ответчика в суд, который осуществлялся на площади перед церковью публично и в присутствии священника, в случае пятидневной неявки ответчика могли доставить в суд принудительно.
Большая роль уделена доказательствам. Особенной важностью обладали письменные доказательства, особенно в имущественных спорах. Особое место среди них занимала «запись» - письменная форма заключения договора, оформлялась в присутствии специального государственного чиновника, в трёх экземплярах, один из которых направлялся в государственный архив. Эта форма использовалась для сделок, превышающих один рубль в стоимости.
В отдельных случаях имели вес и простые расписки – «доски» и «рядницы» (расписки в получении долга). Признание вины тоже относилось к доказательствам. Если доказательств вины не было, обвиняемый мог присягнуть в том, что преступления не совершал. Например, «Если кто-нибудь будет обвинять другого в поджоге, а улики никакой не будет, то обвиняемый может очистить себя вольною присягою.» (ПСГ, ст.116)
Свидетели
играли в процессе большую роль.
Это могли быть сторонние люди,
соседи и послухи. Неявка послуха
на суд вела к автоматическому
проигрышу того, кого он защищал, также
несовпадение показаний истца и
послуха вело к проигрышу. «Если
послух, на которого сошлется истец, не
явится на суд или, явившись, даст показания,
не совпадающие полностью с показаниями
истца – не скажет всего или, наоборот,
скажет что-нибудь лишнее по сравнению
с ним, – то такой послух не признается
послухом, а истец теряет иск.» (ПСГ, ст.22)
В качестве доказательства по делу о воровстве выступала вещь, найденная у обвиняемого. Поличное обнаруживалось при обыске. Также существовал такой вид доказательства, как судебный поединок, или «поле». ПСГ подробно рассматривает порядок проведения поединка, правила замены стороны в нём наёмным бойцом. Послух не мог заменить себя бойцом, также если обе стороны – женщины, замена не допускалась, это исключало несостоятельность одной из сторон в поединке при замене бойцом другой.
Например, «В случае тяжбы о земле, неудобной для обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся стороны представят грамоты, по которым границы смежных владений не сойдутся, так что одна земля окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся возьмут межевщиков, которые проведут им межи владений по грамотам того и другого, а они, явившись в суд, заявят, что этим межеванием довольны, тогда дело решается судебным поединком.» (ПСГ, ст.10)
«Если ответчиком, которому придется состязаться на поединке с послухом, окажется человек престарелый, или малолетний, или с каким-нибудь увечьем, или поп, или монах, то он имеет право выставить за себя наемного бойца, послух же [ни в каком случае] не может заменять себя наемным бойцом.» (ПСГ, ст.21)
Также
в ПСГ отмечается, что людей, подведомственных
церкви судит церковный суд, т.к.
духовенство было неподсудно светскому
суду. Псковская церковь подчинялась новгородскому
архиепископу. И только в случае если одной
стороной в такой тяжбе выступало мирское
лицо, то суд был княжий. «Попы, дьяконы,
просвирня, монах и монахиня подлежат
суду [псковского] наместника [новгородского]
архиепископа. Если [возникнет дело] против
попа, или дьякона, или монаха, или монахини,
причем обе тяжущиеся стороны будут не
миряне, а люди, подведомственные церкви,
то такие дела не должны разбирать ни князь,
ни посадник, ни [светские] судьи, так как
они подсудны [псковскому] наместнику
[новгородского] архиепископа. Тяжбы же,
в которых не обе стороны подведомственны
церкви, а один из тяжущихся является мирянином,
– князь и посадник, а, равным образом,
и [городские] судьи должны разбирать совместно
с наместником архиепископа.» (ПСГ, ст.
109)
Заключение
По словам Алексеева Ю.Г. «Общество, рисуемое Грамотой - это общество по преимуществу свободных людей, членов городской вечевой общины. Как и во времена Русской Правды, отношения свободы преобладают над отношениями зависимости, однако в отличие от Правды социальная дифференциация выражена заметно сильнее. Хотя признаки разложения городской общины отразились в Грамоте гораздо слабее, чем в памятниках Великого Новгорода, Господин Псков идет в принципе по тому же пути, что и его "брат старейший". Другого пути не существует. При всех своих индивидуальных особенностях, псковская городская община с необходимостью расслаивается, и вечевой город (как на Руси, так и в Европе) оказывается, подобно сказочному витязю, на распутье трех дорог - к боярской олигархии, к захвату чужеземцами, или к включению в единое государство своего народа. Судьба была милостива к древним русским городам. Они не попали ни в руки мелких местных князьков как города Италии, ни под власть чужеземного короля, как города Фландрии. Влившись в возрожденное Российское государство, они сохранили свою веру, свой язык, свою культуру. Эта культура, одним из ярких памятников которой является Псковская Судная грамота - органическая часть наследия, доставшегося нам, сегодняшним гражданам России, от наших предков и составляющего основу нашего национального и государственного самосознания.»
«Псковская
Судная грамота» сложилась в эпоху
развития феодальных отношений в Пскове,
в 1467 году. Но нормы, представленные в ней,
имеют значение не только для данного
региона. Грамота являет собой новый этап
в классификации видов преступлений и
наказаний, классификации преступлений
по степени тяжести и развитии судопроизводства
(это касается церковного и светского
суда).
Список
литературы