Начало развития римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика. И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:o период царей (753 - 510 гг. до Р.Х.); период республики (509 - 28 г. до Р.Х.); период принципата (27 г. до Р.Х. - 284 г.); период домината (285 - 476 г.).

Оглавление

Введение 3
1.Начало развития Римского права. 4
1.1. Римское право Архаического периода 6
1.2.Римское право Предклассического периода 7
2.Периоды расцвета и упадка римской юриспруденции 7
2.1.Римское право Классического периода 7
2.2.Римское право Постклассического периода 8
2.3. Юстиниановский период………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………...11
Литература………………………...…

Файлы: 1 файл

igpzs(2).doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                                                                 3

1.Начало развития Римского права.                                                                 4

1.1. Римское право Архаического периода                                                         6

1.2.Римское право Предклассического периода                                                 7

2.Периоды расцвета и упадка римской юриспруденции                             7

2.1.Римское право Классического периода                                                         7

2.2.Римское право Постклассического периода                                                 8

2.3. Юстиниановский период………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………...11

Литература………………………...…………………………………………….12

 

Введение.

Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика. И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:o период царей (753 - 510 гг. до Р.Х.); период республики (509 - 28 г. до Р.Х.); период принципата (27 г. до Р.Х. - 284 г.); период домината (285 - 476 г.).

В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы. В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого "надстроечного" явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право - формирование рабовладельческих отношений, классическое право - проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право - кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы.

По утверждению Дождева Д.В: "современному состоянию романистики - науки о римском праве - отвечает деление его истории на пять основных периодов":

1.архаический (753 - 367 гг. до н.э.);

2.предклассический (367 - 17 гг. до н.э.);

3.классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.);

4.постклассический (IV - V вв.);

5.юстиниановский (527 - 565 гг.).

 

1. Основные этапы развития Римского права

1.1. Римское право Архаического и Предклассического периода

Как этап политической борьбы сословий традиция рисует и первую римскую кодификацию, когда под  давлением плебса, требовавшего установления определенности  в праве. В 451 году до нашей эры неравноправный, но свободный народ, наконец-то, добился от патрициев установления определенности права, и законодательная комиссия разработала законы Двенадцати таблиц. Значение принятия такого акта заключалось не в новаторстве децемвиров, а в приведении в систему множества обычаев и отдельных законов, которые существовали ранее.1

Структура ХII таблиц представляла собой скорее не кодификацию, а инкорпорацию, так как в них содержались  кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.

XII таблиц были построены  тематически: первые разделы относились  к процессу, четвертая таблица  содержала нормы семейного права,  восьмая уголовного, десятая ограничивала роскошь похоронных обрядов.

Законы XII таблиц стали образцом последующей систематизации законов. Потому что это единственный из древних правовых актов, отличавшийся лаконизмом и чёткостью. Они послужили базой дальнейшего установления определенного порядка уже писанных норм, а также новых отношений, требующих закрепления в определенные правила. Законы XII таблиц зафиксировали частную собственность и узаконили рабство. Всякое посягательство на частную собственность каралось виновных подвергали смертной казни.2

С того момента римляне подавали иски в суд, основываясь на постановлениях Законов; ссылки на другие основания силы не имели. Формулы судебных исков составляли понтифики. Они же занимались толкованием Законов. Распространяя значение слов на другие явления, создавая новые институты на основе старых ритуальных форм, облекая типичные волеизъявления в строгие формулы, заявлений при сделка, влияя на решение суда, они создали римское гражданское право.

Понтифики обладали монополией на толкование XII таблиц и составление судебных исков по запросу частных лиц, однако их роль при этом была именно консультационная, поскольку информация о Законах, хранившихся в храме Сатурна вместе с государственным архивом, не была поставлена под контроль коллегии. Иски имели фиксированную языковую форму, и проблему составляло не знание формул, а умение их правильно применять.

В 367 до н.э. закон, по инициативе трибуна Лициния Столона  постановил, чтобы один из консулов избирался из плебеев. В компенсацию  за утрату монополии патриции создали для управления Городом особую должность высшего магистра – городского претора, младшего коллеги консулов, наделив его соответствующей военной и политической властью. Претор специализировался на отправлении правосудия, и учреждения этой магистратуры по сути означало институциональное выделение судебной власти. Эта перемена привела к формированию новой формы процесса и постепенной перестройке всей римской правовой системы, являясь, таким образом, не столько событием истории гражданского права. Именно оно отмечает конец архаического периода и начало нового, предклассического.3

1.2.Римское право  Предклассического периода

Предклассичекий период –  время становления новых форм сделок и правовой науки. Контракты, заключенные без соблюдения ритуальной формы и основанные лишь на изъявлении воли сторон, получают защиту претора. Если сделка состоялась между римскими гражданами, они обращались к городскому претору, если же одна или обе стороны в соглашении были чужестранцами, перегринами, то уже с 242 г. до н.э. дело рассматривал специальный претор по делам перегринов. Претор устанавливал суть и в соответствии с этим давал приказ судье вынести по делу решение, если факты, изложенные истцом, подтвердятся. Судебные полномочия делегировались частному судье претором в виде особого приказа, формулы, поэтому новый, преторский вид судебного разбирательства и называется «per formulas» процесс по формуле. Вступая в должность, каждый из преторов издавал эдикт, в котором объявлял, какие правоотношения получат защиту в течение его магистратуры. Таким образом, общие положения эдикта и приведенные в нем формулы исков обладали определенной устойчивостью во времени, в отличие от разовых решений по отдельным делам — декретов и соответствующих формул. Новый магистрат в следующем году вносил изменения в эдикт предшественника, но в целом установилась преемственность содержания.

Обладая высшей военной властью  и будучи способным принудить  к исполнению судебного решения, вынесенного на основе его юрисдикции, претор не мог вступать в противоречие с XII таблицами и другими законами. Требовались кардинальные перемены в организации гражданского процесса и создание законодательной основы правотворческой деятельности претора. Это произошло с принятием во второй половине II в. до н.э. закона Эбуция.

За последующие сто лет римская правовая система заметно усложнилась: наряду с институтами гражданского права возникла система преторских исков, посредством которых стало возможным защищать отношения, не предусмотренные строгим гражданским правом и даже противоречащие ему. Избрав один из видов процесса, стороны уже не могли пересмотреть свое решение, хотя  параллельная система обещала лучший результат. Так процессуальными средствами претор преодолел многие несообразности гражданского права, проявившиеся с изменением социальных отношений. Возможность прибегнуть к преторским средствам защиты приводила к тому, что частные лица строили свои отношения на новой основе, исходя из положений преторского эдикта. Преторское право, или право магистратов, изменило римскую правовую систему не только в процессуальном, но и в материальном плане.

Расцвет правотворчества  претора совпадает со становлением римской правовой науки. Римскую юриспруденцию эпохи Республики отличает не столько светский, сколько аристократический характер: среди юристов II века немало понтификов» между тем понтификами, как правило, становились экс-магистраты.

 

2.Периоды расцвета и упадка римской юриспруденции

2.1.Римское право  Классического периода

Период с I — III вв. н.э. является классическим. Классический период ¬ период расцвета римской юриспруденции. Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт.

Самым главным  источником становится деятельность юристов  доктрина.

Существенным  достижением римского права классического периода явилось учение о делении цивильного права на публичное и частное, — это деление стало основополагающим во всей последующей истории развития права. Согласно мнению Ульпиана, публичное право относилось к положению римского государства как единого целого; оно включало в себя результаты деятельности жрецов и принципы функционирования государственных органов. Публичное право отражало отношения власти-подчинения и потому носило императивный характер. Частное право относилось к пользе отдельных лиц. Оно предполагало формальное равенство участвующих в правоотношении сторон; государственное вмешательство в эти отношения происходило лишь по инициативе одной из сторон.4

Юриспруденция носила практический характер, не была наукой. Главная цель – поиск путей справедливости при решении конкретных прав, споров. Главный инструмент – логика и здравый смысл.

2.2.Римское право Постклассического периода

Постклассический  период (IV—VI вв.). В это время в  связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой  системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число  классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними — мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.5

В 428 году появляется первая официальная кодификация Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus). Кодекс был составлен в Константинополе и хорошо отразил  проблемы в Восточной империи — борьбу с арианами и прочими еретиками, процесс закрепощения крестьянства, рост деспотизма императоров. В 439 г. Феодосий переслал экземпляр уложения западному императору Валентиниану III, который ввёл его в обязательное употребление на своих землях с 1 января 439 года.6

Даже после  того, как при Юстиниане была осуществлена гораздо более полная кодификация римского права, в Галлии и других западных провинциях продолжали руководствоваться Феодосиевым сводом конституций. Codex Theodosianus не раз переиздавался, как в средние века, так и в новое время. Среди прочих установлений, Кодекс Феодосия содержал запрет на гадания и магию.

2.3. Юстиниановский период

Хронологически  этот период ограничен концом классического  и началом правления Юстиниана. Такая периодизация отражает традиционно  негативное отношение к этой эпохе, определяемой по контрасту с предшествующим расцветом и последующим синтезом. Пять десятилетий общего кризиса римского общества во второй половине III в. вряд ли вообще поддаются включению в рамки какого-либо периода, каждый из которых, несомненно, обладает своей исторической ценностью. Эпоха позднего Рима отмечена глубокими политическими (становление домината), культурными (утверждение христианства) и правовыми переменами, которые на многие столетия определили облик Европы.

В 284 г. иллирийские  легионы возвели на трон Диоклетиана. Император не ограничился утверждением единоличной власти, но реформировал всю систему управления Империей, пригласив сначала лично преданного ему полководца Максимиана взять на себя руководство западными провинциями, а затем назначив двух правителей провинций помощниками себе (Галерия) и Максимиану (Констанция Хлора). Диоклетиан и Максимиан именовались августами, а усыновленные ими помощники - цезарями. Было установлено, что по смерти августа ему наследует соответствующий цезарь, который назначает себе (и усыновляет) нового цезаря. Lex de imperio был упразднен, и монархия сбросила республиканские одежды.7

Информация о работе Начало развития римского права